Талмудический
Винегрет.
Глава Балак,
Талмуд, Йома
70-76.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня и
Владимир бен Хеня.
А
почему
Творец не дал
Биламу
проклясть
евреев по
заказу Балака?
Действительно,
что
страшного бы
произошло,
даже если бы Биламу
проклял наш
народ?
После
проклятия Билама, Моав
видимо начал
бы войну с
Израилем, но
Всевышний не
хотел, чтобы
евреи
воевали с Моавом.
Возможно,
тогда евреям
пришлось бы
отступить, и
в этом был бы Хилул Ашем
(см. Шадаль).
Кто
такие «Рошей
Ха-Ам», про
которых Моше
было приказано:
«Возьми Рошей
Ха-Ам и
повесь их» (Бемидбар
25:4)?
Обычно
предполагается,
что «øÈàùÑÅé äÈòÈí» (главы
народа) это и
есть судьи,
упомянутые в
следующем
стихе, и
тогда
имеется в
виду, что
повесить
нужно не их, а
грешников
(см. перевод Онкелоса).
Но возможно, «Рошей Ха-Ам» - это
главные
подстрекатели.
Тогда
понятен простой
смысл стиха:
Всевышний
сказал Моше
наказать
зачинщиков, и
тот
обратился к
судьям, чтобы
они убили
грешников. Но
в колене Шимона,
главный
подстрекатель
был главой
колена, и
судьи заплакали,
боясь, что
если они его
тронут, начнется
гражданская
война, и
только
Пинхас единолично
пошел на риск
и убил Зимри.
В чем
именно был
грех Зимри,
за который он
заплатил
жизнью?
Согласно
Хазаль,
еврей,
который
публично
имеет
отношения с идолопоклонницей,
заслуживает
смерти. Но в
самом тексте
Торы речь
идет о грехе
идолопоклонства.
Говориться,
что евреи
(возможно
чтобы
понравиться Мидьянитянкам
и Моавитянкам)
прилипли к их
идолу Баал
Пеору.
Обычно, чтобы
наказать
кого-то,
требуются свидетели,
и видимо этот
вопрос
задает Ибн
Эзра,
когда пишет: åéù áëàï ùàìä åéúëï
ìäùéá ùëáø ðöîã æîøé áòãéí (к
этой истории
есть вопрос
[за что убили Зимри], но
видимо он до
этого
поклонялся
идолу при
свидетелях).
Талмуд
(Йома 71б)
приводит следующую
историю про
скромных Герим
Шамая и Автальона:
однажды,
когда народ
провожал первосвященника
после службы
в Йом Кипур,
они увидели Шамаю и Автальйона
(которых все
очень любили),
и пошли за
ними.
Оскорбленный
первосвященник
сказал им: да уйдут
чужестранцы
с миром (в
смысле, он
хотел их
оскорбить, напоминая,
что они
происходят
из Герим,
а он из
знатного
рода Аарона). На
это они
ответили: Да
уж, пусть идут
с миром чужестранцы,
которые поступают как
Аарон, а не
потомок
Аарона,
который не
поступает как
Аарон.
Что
лучше: сначала
жениться, а
потом
изучать Тору,
или наоборот?
В
нашей сугие
(Йома 72б)
говориться,
что следует
сначала
жениться, а
потом
изучать Тору
в чистоте
(ведь пока
человек не
женат, ему
трудно
спастись от дурных
мыслей).
Тем не менее,
в трактате Кидушин
(29б)
приводится
диспут на
этот счет, и
Талмуд заключает,
что в этом
отношении
есть разница между
Вавилоном и
Израилем. (Возможно,
в Вавилоне женщины
были
непритязательными,
и наоборот
помогали
мужьям по
хозяйству,
поэтому женатый
человек мог
спокойно
изучать Тору).
В нашей
Сугие (Йома 72б-73б) обсуждаются
«Урим и Тумим». Что
такое Урим
и Тумим и
в чем ошибся
первосвященник
Эли, когда
принял Хану
за пьяницу?
Урим
и Тумим –
по многим
мнениям были
мистическими
Именами
Творца,
которые
использовались,
чтобы засветились
буквы на Хошен
Мишпат, и
можно было
прочесть
слова ответа
с Небес. С
помощью Урим,
можно было увидеть,
какие буквы
светятся, а Тумим
помогали
понять, в
каком
порядке эти
буквы прочесть.
Согласно Виленскому
Гаону, когда
Эли увидел
как бездетная
Хана молится
в слезах, он
посмотрел на Хошен, и
увидел, что засветились
буквы ëùøä (как Сара, в
смысле, она
бесплодна и
молится о
ребенке). Но
он соединил
их
неправильно,
и прочел ùëøä – «пьяна».
Какие
пять
запретов
называются «инуйим» в Йом Кипур?
Все ли эти
пять
запретов из
Торы?
Тора
велит нам в Йом Кипур
делать «инуй»
(åÀòÄðÌÄéúÆí àÆú ðÇôÀùÑÉúÅéëÆí Вайикра 16:31, úÌÀòÇðÌåÌ àÆú ðÇôÀùÑÉúÅéëÆí Вайикра 16:29) –
«присмиряйте
свои души»
(это слово
трудно перевести
на русский
язык,
по-английски
обычно
переводят «afflict your souls» -
мучайте свои
души). Талмуд
объясняет,
что слово «инуй»
включает
пост,
хождение
босиком,
запрет на
мытье, втирание
масел, и
супружеские
связи. Эти
пять
запретов
подсказаны
пятью стихами
в Торе, где
заповедуется
«присмирять»
свои души в Йом Кипур
(Йома 76б).
Вдобавок, в
отношении
всех этих «инуим»
Талмуд
находит
стихи из Танаха,
где
используется
слово «инуй».
Тем не менее,
по многим
мнениям,
остальные
запреты
кроме еды и
питья –
только
раввинские. Поэтому
мы находим в
их отношении
определенные
послабления.
Например,
новобрачной в
течение 30
дней после
свадьбы,
разрешено помыть
лицо в Йом
Кипур
(чтобы она не
стала
противной
мужу). Если бы
запрет мыть
лицо, был из
Торы, то
мудрецы не
могли бы
разрешить
этого (в наше
время, когда
мужчины
целый день в
синагоге, это
послабление
не относится).
«Тревога
на сердце
человека, –
пусть
подавит éùçðä
ее» (Мишле
12:25). Как наши
мудрецы
трактуют
этот стих?
Простой
смысл стиха
видимо в том,
что тревога в
человеческом
сердце подавляет
его. Но Хазаль
(Йома 75а)
видят в этом
стихе совет,
как
поступить если
нервничаешь.
По одному
мнению,
следует отвлечься
(и удалить из
сердца то,
что
беспокоит).
Другое
мнение, что
следует поделиться
(посоветоваться)
с другими éùéçðä ìàçøéí
(возможно,
разрешение
относится,
даже если при
этом
приходится
сообщить
делали, которые
являлись бы «лошон ара»,
но ради
успокоения,
ими можно
поделиться,
см. Хофец
Хаим 10:14).