Лерефуа
Шлема Михаль
Хая бат
Дорит.
Вопрос: В
нашей
недельной
главе
описывается
грех Реувена
(Берешит 35:22): "И
пошел Реувен
и лег с
Билхой,
наложницей
отца своего,
и услышал
Израиль, и
было у Якова
двенадцать
сыновей". Как
объяснить
это страшное
нарушение
супружеской
связи, и при
чем здесь
количество
детей Якова?
Ответ:
Хорошо
известно, что
наши мудрецы
часто
объясняют
грехи
праведников
по-другому,
чем простой
смысл слов
Торы[1].
Одна из общих
аксиом Хазал
состоит в
том, что
пророки обычно
преувеличивают
грехи
праведников[2],
т.к. согласно
их уровню,
даже
маленький
грех -
соответствует
большому
греху
обычного человека[3].
Но даже когда
Хазал
объясняют
стихи не по контексту,
при
внимательном
рассмотрении
можно
увидеть, что
и это
объяснение
подсказано в
стихе[4].
В случае
провинности
Реувена,
Хазал учат, что
всякий кто
принимает
грех Реувена
буквально -
ошибается[5].
Реувен
привел к
прерыванию
супружеских
отношений
отца с
Билхой, и ему
засчиталось,
как будто он
переспал с
ней[6].
Реувен
считал, что
после смерти
любимой жены
Якова -
Рахели, Яков
должен
теперь
сделать
главной
женой маму
Реувена Лею,
а не Билху,
служанку
Рахели[7].
На
первый
взгляд драш
Хазал трудно
увязать с
простым
смыслом
стиха. Тем не
менее,
Виленский
Гаон[8]
объясняет и
Пшат нашего
стиха
согласно Хазал.
Согласно
нему, стих
нужно
перевести следующим
образом: «И
пошел Реувен
[когда Яков]
его отец
[собирался]
лечь с
наложницей
своей Билхой,
и услышал
Израиль [что
Реувен проходит
и отказался в
эту ночь от
отношений], и
было [в
результате] у
Якова
[только]
двенадцать
детей[9].»
Если бы Яков
в эту ночь
был с Билхой,
то у него
родился бы
тринадцатый
ребенок, но
Реувен в этом
помешал.
Если бы у
Реувена
сохранилось
первенство, то
он бы и
выиграл после
своего
поступка, т.к.
его двойная
порция не
уменьшилась
с рождением
еще одного
брата. Но за
свой грех он
потерял
двойную
часть
первенца, и
так был
наказан «мида
кенегед мида»
за этот неразумный
поступок[10].
В результате
первенец
Якова от
Рахел - Йосеф
получил
двойное
наследство. Хотя
Реувен мог бы
стать теперь
соперником
Йосефа,
Реувен
наоборот
пытался
позже спасти
его от
остальных
братьев, и
вернуть отцу,
получив этим
прощение за
свой грех[11].
Реувен долго
раскаивался
и постился. Наши
мудрецы учат,
что когда
через тысячу
лет пророк
Хошеа происходящий
из колена
Реувена,
призывал
евреев к
раскаянию[12],
он следовал
по ступам
отца. Да
заслужим и мы
раскаяться
какими бы не
были наши
грехи, и
чтобы
Всевышний
нас
полностью
простил, очистил,
и приблизил к
Торе и заповедям.
[1] См.
например
Талмуд,
Шаббат 55б. Там
говорится,
что Давид
имел
отношения с
Бат Шевой,
когда она
была
разведена со
своим мужем
(см. также
Раши и
Тосафот, Бава
Меция 59а и
Малбим и Даат
Софрим к
Шмуэлю 2:11); что
Шломо
никогда не
строил
жертвенников
идолам, но
его
чужеземные
жены
продолжали иногда
(возможно в
кругу
навещавших
их родственников)
устраивать
поклонения
идолам, и т.к.
жертвенники
строили на
деньги Шломо,
ему
засчиталось
как будто он
их сам построил.
Также и в
случае
Реувена,
Хазал понимают
его грех не
буквально.
[2] Заметим,
что в общем в
Торе нет
лишних описаний,
поэтому
какие-то на
первый
взгляд маловажные
детали жизни
разных людей
подсказывают
что-то о них
самих. В
случае
праведников,
предполагается,
что эти
детали
обычно
подсказывают
их
дополнительные
заслуги, а в
случае грешников
- наоборот, их
недостатки
(см. предисловие
Рамхаля к
Агадам). Этим
объясняются
многие
Мидраши,
когда Хазал
вроде на пустом
месте строят
дополнительные
грехи неправедному
Библейскому
герою (см.
например
Санхедрин 44а,
Бава Батра 16б).
[3] См.
Йерушалми,
Бейца 16а, см.
также Рав
Авигдор Миллер
«Радуйся
Юноша».
[4] Это
не означает,
что у Хазал
был
единственно
правильный
подход к объяснению
даже тех
стихов,
которые не
имеют
отношение к
законам. Там
где нет
последствий
решений
Халахи,
разрешается
объяснять не
как Хазал. Интересно,
что в нашем
случае и некоторые
из Хазал
принимают
грех Реувена
буквально
(см. Талмуд,
Шабат там же
и Гриз к Торе).
[5] По
этой причине,
когда было
принято
читать Тору в
синагогах,
переводя ее
на
Арамейский
язык, чтобы
было понятно
простому
люду, перевод
этого стиха
пропускали
(Мишна,
Мегила 4:10).
Заметим, что
и простой
смысл этого
стиха
использовался
мудрецами, что
помочь
грешнику
раскаяться.
Например, женщину,
которую
подозревали
в
супружеской измене,
пытались
уговорить
признать
вину, и в том
числе
цитировали
разных
праведников,
которые тоже
были
"виновны" в
прелюбодеянии
(Сота7б). Хотя
сами мудрецы
не верили,
что в случае
Реувена и
Давида был
грех прелюбодеяния,
они
использовали
стихи Торы,
чтобы привести
других к
раскаянию (возможно,
поэтому и
были
эти отрывки
записаны таким
образом, см.
также Авода
Зара 4б)
[6] Дело
в том, что
изменяющая
жена
становится запрещенной
мужу, и
поэтому грех
прерывания
супружеской
связи
сравнивается
с
прелюбодейством.
[7] Яков же
считал, что
если у него
будут еще дети
от Билхи, они
будут
считаться
детьми Рахели
(см. Мознаим
ЛеТора к этим
стихам и Маарша,
Шабат 55б).
Интересно,
что согласно
Каббале,
четыре жены
Якова
соответствовали
разным
духовным
корням, и
поэтому его
отношения с
разными
женами было
связано с разными
исправлениями.
Получается,
что каждый
вечер Яков
чувствовал, к
какой жене
сейчас
относится
тикун и
проводил с
ней ночь.
[8] См.
Гнузот АГР”А
от имени
«Торат
Йехиэль».
[9]
Хазаль
добавляют,
что словами
«двенадцать сыновей»
подсказывается,
что все дети
Якова были
равно
праведными,
т.е. Реувен не
был виновен в
прелюбодеянии.
[10] См.
Диврей Аямим
1:5:1 и Рамбан 35:22.
[11] См.
также Брахот 7б.
[12] Мы
читаем его
призыв в
Субботу
раскаяния перед
Йом Кипуром.