Лерефуа Шлема шел Авраам Моше бен Мириам Това

 

Вопрос: В нашей главе упоминается, что с Яковом спустилось в Египет "семьдесят душ". Тем не менее, при детальном подсчете всех потомков[1] Якова получается только 69 человек. Как объяснить это противоречие?

 

Ответ: Как известно, согласно Хаза"л[2], мать Моше Йохевед родилась как раз, когда евреи заходили в Египет[3]. Она и была семидесятой в числе семьи Якова. Т.к. согласно нашим мудрецам наш народ пробыл в Египте 210 лет[4], то получается, что Йохевед было 130 лет, когда родился Моше! Один из великих комментаторов, Рабби Авраам Ибн Эзра, считает мнение Хаза"л маловероятным. "Как может Тора не упомянуть столь великое чудо, что такая старая женщина родила", пишет он[5]. Поэтому по мнению Ибн Эзры, семидесятым считается сам Яков.

 

Рамбан (46:15) сильно атакует Ибн Эзру и пишет в том числе, что вся Тора основана на постоянных чудесах, которые происходят с праведниками[6]. Более того, пишет Рамбан, т.к. в любом случае Моше был внуком Леви по матери[7] и раз Моше было 80 лет во время Исхода, а Леви было примерно 44[8], когда он зашел в Египет, то в любом случае, 130+44=174 года нужно разделить между двумя поколениями, и либо Йохевед родилась у Леви очень поздно, либо сама Йохевед родила очень поздно, как мнение Хазал[9].

 

На самом деле существует еще один подход, согласно которому хорошо объясняется и традиция Хазал, что Йохевед родилась при входе в Египет, и сложность с пребыванием еврейского народа в Египте 430 лет. Напомним[10], что причина, почему Хазал не принимают буквально число 430 в том, что Тора описывает длительность жизни Кехота (133), который зашел в Египет, и Амрама (137), который родился в Египте, и если прибавить возраст Моше при Исходе (80), получается 133+137+80=350<430. Кроме этого конечно какие-то годы жизни Амрама проходили одновременно с годами жизни Кехота а другие - с годами Моше. Поэтому мудрецы Талмуда считают, что 430[11] включает изгнание не только в Египет, но и в другие страны, и время отсчета началось с «Брит Бейн Абетарим[12]», когда Аврааму было сообщено, что его потомки будут в изгнании.

 

Тем не менее, существует и другое объяснение[13] этого противоречия. Напомним, что Тора предсказала Аврааму, что его потомки будут в изгнании четыреста лет, и что "четвертое поколение" вернется назад. Возможно, Тора считает отдельно годы одновременного страдания отцов и детей, и тогда даже если общая продолжительность страданий меньше четырехсот лет, четыре поколения в сумме мучились в течение 430 лет! Предположим, например, что Кехот родился, когда Леви исполнился 31 год, и получается, что ему было 13 лет, когда Леви спустился в Египет.

 

 

Возраст при смерти

Годы, проведенные в Египте

Леви

137

137-44=93

Кехот

133

133-13=120

Амрам

137

137

Моше

120

80[14]

 

Тогда общее время страданий четырех поколений в Египте будет 93+120+137+80=430! Согласно этому объяснению, невозможно посчитать сколько же всего лет евреи были в Египте, но если предположить, что Амрам родился у Кехота в 18 лет, а Моше у Амрама в 57 лет[15], то евреи пробыли в Египте 5+57+80=142 года[16]. Тогда даже если Йохевед родилась, когда евреи заходили в Египет, она могла родить Моше в возрасте 62 лет[17].

 

Как уже было упомянуто, в теоретических вопросах есть разрешение искать разные объяснения, и да заслужим мы правильно догадываться о том, что имеет в виду Тора и не ошибаться в ее святых словах!

 

Перейти к предыдущей статье



[1] В это число включаются только потомки Якова. Его жены, судя по всему, уже умерли и поэтому не упоминаются в этих стихах (см. Рамбан 37:10, см. также Седер Олам, 2). Заметим, что согласно Раши (Берешит 37:10), Билха все еще была жива и спустилась с Яковом в Египет. По этому мнению стих Торы здесь не упоминает все детали, но просто говорит, что кроме потомков с Яковом спустились и его невестки, наверно включая и его собственных жен, которые еще были живы.

[2] См. Сота 12а, Раши 46:15.

[3] Заметим, что слова "заходящие в Египет" относятся к большинству из семидесяти, но не включают сыновей Йосефа, родившихся в Египте. Также, например Тора в описании детей Якова, которые родились в Паден Арам, включает Биньямина, хотя он родился позже, когда Яков уже покинул Сирию.

[4] См. ниже.

[5] Казалось бы как может Ибн Эзра спорить с Хаза"л? На самом деле, в вопросах не связанных с практическим соблюдением заповедей, многие из комментаторов спорили с мудрецами Талмуда. Ведь авторитет Хазал в том, чтобы их Халахические решения были приняты нашим народом, но в теоретических вопросах толкования Торы, их объяснения - не единственные возможные, и если мудрец считал, что ему удалось найти лучшее объяснение, он не останавливал себя и записывал его (см. например Радак Йехошуа 5:14, Рашбам, Шемот 22:6, 22:14, Вайикра 7:18, Тосафот, Бава Батра 113а, Абарбанел к Шмуэлю 2:11, замечание Рава Шмуэля бен Хофни Гаона к Шмуэль 1:28:24, есть и сотни других примеров).

[6] Тора записывает обычно чудеса, которые видел целый народ, а не отдельные чудеса, произошедшие с праведниками, кроме случаев, когда конкретное чудо важно для повествования. Этим объясняется и то, что в наших молитвах Хануки, мы не упоминаем про чудо со свечками, а говорим лишь о военной победе: "Ты отдал сильных в руки слабых ..." Дело в том, что чудо свечек засвидетельствовала лишь маленькая группа людей, а военная победа была всем известна, и конечно была гораздо важнее для нашего народа. Из-за одного только чуда свечей, мудрецы бы никогда не стали устанавливать праздник на все поколения, т.к. чудеса такого калибра происходят постоянно (см. также Бене Йиссахар, Кислев 4:81, насчет дополнительных причин, почему мудрецы сделали праздник на все поколения). Торе не нужно описывать каждое происходящее чудо, каждый из нас может найти немало чудес, которые Всевышний для нас сделал, начиная от помощи в шидухах, где очень явно видна Помощь Небес, и кончая работой и множеством разных маловероятных "стечений обстоятельств", которые Всевышний создает для нас. В принципе вся работа еврея в этом мире - это распознать "Руку Творца" во всем.

[7] И правнуком по отцу, т.к. Амрам женился на своей тете (Шемот 6:20), что до дарования Торы не было запрещено.

[8] См. Седер Олам, 2. Т.к. Йосефу было 39, то Леви было порядка 44 лет.

[9] Сам Ибн Эзра наверно считал, как объясняет Абарбанел (Шемот, 2), что у Леви могла родится Йохевед в возрасте около ста лет, и тогда она родила Моше в возрасте около семидесяти.

[10] См. Раши, Шемот 12:40.

[11] Интересное значение числа 430 приводит мидраш «Пирке Дерабби Элиэзер», 47. Если сыновья Йосефа родились за 5 лет до прихода Якова, то всего «потомки детей Якова» пробыли в Египте 215 лет. Всевышний, по Своей милости, засчитал отдельно и ночи Египетского изгнания, и 215 суток были засчитаны как 2*215=430 дней. Один мой знакомый врач заметил еще одну интересную деталь. Наши мудрецы говорят, что Тора (Шемот 13:18) подсказывает словом «хамушим», что лишь пятая часть евреев вышли из Египта. Возможно, здесь также подсказано, что лишь пятая часть из 430 лет была горьким рабством, ведь настоящая горечь пленения началась, когда родилась Милям, 86 лет до Исхода.

[12] В общем, евреи вышли из Египта 400 лет после рождения Йицхака и 430 после «Брит Бейн Абетарим», см. наши слова к главе Лех Леха. Получается, что Аварааму было 70 лет во время «Брит Бейн Абетарим». Т.к. Тора говорит, что Аврааму было 75 лет, когда он пошел в землю Ханаана, то выходит, что «Брит Бейн Абетарим» произошел еще раньше, и слова Торы написаны не по порядку, а Авраам путешествовал в Землю Израиля два раза. Все это кажется ГР”А маловероятным, поэтому в своих комментариях к Седер Олам он пишет, что 430 нужно отсчитывать от начала скитаний Авраама, родоначальника еврейского народа, когда он покинул еще Ур Касдим, что могло произойти, когда ему было 70 лет. Возможно также, что число 400 упомянутое в «Брит Бейн Абетарим» лишь примерное, и в результате исполнилось как 430 лет (Рамбан, Шемот 12:40).

[13] См. Р. Моше Довид Казуто.

[14] На самом деле Моше должно уже было исполниться 81 к моменту Исхода, но сейчас мы не беспокоимся о точности до одного года (см. также наши слова к главе Бемидбар).

[15] Тогда получится, что Амрам умирает в год до выхода из Египта.

[16] Казалось бы, если число лет, которые мы провели в Египте меньше чем 210, то вся наша хронология неправильная и сегодня не 5770 год. На самом деле это  не очень удивительно, т.к. вопрос сейчас чисто теоретический, и многие из мудрецов считали, что евреи провели в Египте не 210 лет и Исход произошел не в 2448 году (см. вопросы и ответы Беэр Моше 1:42, где приводится семь разных мнений о годе Исхода и соответственно наш сегодняшний год, которых зависит от Исхода, см. Мелахим 1:6:1, будет другим).

[17] Разумеется, если Амрам родился у Кехота еще раньше, то Йохевед родила Моше в возрасте до 60 лет.