Вопрос: В
нашей главе
мы читаем (Берешит
47:2), как Йосеф
взял пятеро
из своих
братьев на
встречу с фараоном.
Кто именно они
были, и
почему Йосеф
не хотел
показать фараону
всех своих
братьев?
Ответ: Наше
изгнание в Египет
стало
прототипом
всех наших
изгнаний в
течение
истории. Большую
часть
времени наш
народ разбросан
по свету, и
детали
различных изгнаний
во многом
напоминают
изгнание в
Египет. Читая
эти главы
Торы можно
многое узнать
о правильном
поведении
еврея в
галуте. Хотя Йосеф
оказался на
самой верхушке
правительства
великой египетской
державы, это
вовсе не
означает, что
он пытался
продвинуть и
своих
братьев на
важные
должности управления
страны. Наоборот,
он и Яков
всеми силами
старались поселить
евреев
подальше от
египтян, чтобы
дети Израиля
не научились
от них ничему
плохому. Йосеф
знал, что ему
придется
показать фараону
своих
братьев, и он
не стал
дожидаться,
пока правитель
вызовет их к
себе. Он
решил взять
наиболее
слабых из
братьев и
показать их
царю. Существует
диспут (см.
Раши 47:2), кто
именно были
самые слабые
из братьев, но
по всем
мнениям Йосеф
выбрал
именно самых слабых,
чтобы
фараону не
захотелось
пригласить их
на должности
генералов
армий.
Согласно
большинству
мнений, пятеро
слабых
братьев были
Зевулун, Дан, Нафтали,
Гад и Ашер, т.е. дети
Билхи и Зилпы,
а также
младший сын
Леи. Талмуд (Бава
Кама 92а) объясняет,
как Тора
позже
подскажет,
что именно
эти племена
были более
слабыми. Дело
в том, что
когда Моше
перед
смертью
благословил еврейский
народ, в благословении
этих племен
он упоминал
имя племени
дважды, чтобы
дать им
дополнительную
поддержку. Хотя
имя Йехуды тоже
упомянуто
дважды в
благословении,
на это есть
другая
причина, как
упомянуто в
Талмуде[1].
ГР"А (в
своих
комментариях
к этой Агаде) пишет,
что
двенадцать
племен
разделяются
на пять имеющих
женский
духовный
корень, пять, имеющих
мужской, и
два - посередине[2].
Йехуда и Йосеф
- были средними
племенами, это
было два
главных
племени, которые
позже стали
главами двух
отдельных
государств. Пять
племен из
женского
корня
требовали двойную
поддержку, и
их имена
упомянуты
дважды в их
благословениях[3].
Как мы
прочтем в
последующих
главах, наш народ,
к сожалению,
недолго
оставался в
изоляции. Очень
скоро
евреями
наполнилась
Земля Египетская
(Шемот 1:7). Еврейские
ученые, политики,
писатели, поэты,
музыканты, актеры
и художники
хорошо
внедрились в египетское
общество и
стали
противными в глазах
Египтян (Шемот
1:12). Всевышний
повернул
сердце
местного
населения в
сторону
ненависти
быстро
ассимилировавшихся
евреев (см. Техилим
105:25). С тех пор
прошло почти
четыре
тысячелетия, но
мало что
изменилось. Пока
мы не научимся,
наконец,
оставаться
лояльными
Торе и ее
заповедям,
процессы ассимиляции
и ее эффектов
- наказаний
нашего
народа будут повторяться.
Кли Якар (к
Деварим 2:3) пишет,
что лучший
совет нашему
народу - "повернитесь
на север" (Деварим
2:3) т.е. спрячьтесь[4],
не пытаясь
проникнуть в верхние
слои
общества, которое
нас окружает.
Да
заслужим мы
скорого
возвращения
и исполнения
слов стиха: "И
живет Израиль
отдельно" (Деварим
33:28) и
предсказания
нееврейского
пророка: "среди
народов он не
считается" (Бемидбар
23:9).
[1] Кроме
сказанного
там, можно
было бы
добавить, что
второй раз
имя "Йехуда" упоминается,
чтобы
подсказать
благословение
Шимона, которое
было не было
упомянуто
открыто (см. Рамбан,
Деварим 33:6), и на
самом деле
последующая
история этих
племен была
связана (см. Шофтим
1:3) и
наследство
Шимона
находилось
внутри территории
Йехуды (см. Йехошуа
19:1).
[2] Более
подробно мы
описываем
корни разных племен
следующих главе:
BemidbarRussian.htm.
[3] Также
при рождении
девочки, мама
очищается
вдвое больше
времени (см. Вайикра
12:2-5). Подобно
этому
разница в
благословения
на еду и на
запахи. Брохи
на еду - супротив
рта и Сфиры
Малхут - женского
начала, и поэтому
мы делаем
благословение
до и после
еды, но на запахи
- супротив
носа, и
парцуфа Зээр
Анпин - мужского
канала
управления, и
поэтому
браха
делается
только до
нюханья.
[4] Север
- цафон
значит также "прятаться".