בס"ד
Мы
благодарим
Ривку
Аврутину за
перевод с английского.
Глава
Вайеце.
Вопрос:
В этой
недельной
главе мы
изучаем в
подробностях
то, как Яков
работал на
Лавана, получая
в награду
некоторые
виды овец и
коз. В ней
описываются
детали самих
видов животных
(31:10),
«акудим,
некудим и
берудим»
(животные с
кольцами,
крапчатые и
пятнистые), и
как
старательно
отбирал Яков
стада для
себя. Упоминается
даже видение
ангела Якову
(31:11), в котором
рассматривается
разделение
стада. В чем
необходимость
давать такие
подробные
описания
подобных
мелочей, в то
время как о
многих
важных
законах Тора
часто лишь
упоминает
вскользь или
лишней буквой?
Ответ:
Нам
известно из
книги «Зоар» и
других
кабалистических
источников,
что часто
самые незаметные
внешне
отрывки Торы
содержат
самые
глубокие
намеки.
Вообще, чем проще
и не
информативнее
выглядит
отрывок, тем
больше
вероятность,
что он
содержит глубокие
содот
(секреты
Кабалы)[1]. В Зоаре
говорится (3:149б):
«Горе тому,
кто думает,
что Тора лишь
рассказывает
сказки... Даже
для земного
короля не
подобает
рассказывать
бессмысленные
истории, тем
более,
записывать
их. Это тем
более
относится к
царю царей,
Всевышнему,
который дает
нам знать об
Агари, Лаване
и Якове, о
Билаамовой
ослице, о самом
Билааме,
Балаке и
Зимри. Если
Тора – это то,
что
называется
Истинная
Тора, то разве
слова ее не
более
желанны, чем
золото? Но Святая
Тора
безгранично
глубока, и
все ее рассказы
содержат
намеки,
аллюзии и
глубокое
внутреннее
значение...[2]».
Один из
самых
известных
примеров
тому – описание
(в следующей
недельной
главе)
«восьми царей
Эдома»,
которые
правили,
когда у
еврейского
народа еще не
было царя. В
книге «Зоар» (3:128)
это толкуется
в одном из
центральных
ее мест под
название
«Идра Раба»,
где рав Шимон
Бар Йохай собрал
своих
учеников и
обучил их
глубоким
тайнам
творения. Там
говорится:
«Этот отрывок
кажется
более
сложным, чем должно
быть
написано в
Торе. На свете
было много царей
до еврейского
народа, а также
было много
царей, прежде
чем начал
править
первый
еврейский
царь. Чему
служит здесь
это
описание?» И
«Зоар»
продолжает
толковать первоочередное
сотворение
духовных миров
и, в
частности,
восемь
исходных
сфирот, семь
из которых не
смогли
удержать в
себе данный
им свет и
«сломались»
(т.е. умерли).
Имена царей и
их отцов, а
также места
их рождения
внезапно
обретают
огромнейшее
значение.
Здесь
содержатся
намеки на
более ранние
творения,
которые
позже
привели к
сотворению
нижних миров
и нашему
сегодняшнему
миру. В
случае с
первым,
четвертым и
последним из
царей
упоминается
название
города, где
они правили.
Тора также
упоминает
жену последнего
из царей, но
нигде не
говорит о
смерти
самого царя.
Каждый из
этих отрывков
информации
чрезвычайно
важен, коль
скоро мы
знаем, на что
они намекают,
но не имеют
никакой
смысловой
нагрузки для
того, кто не
владеет всей
информацией.
Также в этой главе
подробности
того, как
Яков пас овец
Лавана,
формируют
ядро многих
кабалистических
описаний.
Например, в
основной
работе, основанной
на писаниях Аризаля
(«Эц Хаим»), одни
из
пятидесяти
«шаарим»
(ворот)
отводятся миру
«акудим» (в
кольцах)[3]. Описание
подробностей
того, о чем
говорится в
этом отрывке,
выходит за
пределы
нашего урока,
однако, дадим
краткое
объяснение
одного из аспектов
смысла того,
как Яков пас
и разделял
определенных
животных от
стада Лавана
(более подробно
см. рав Ицхак
Айзек Хавер в
«Питхе
шаарим»,
«Нетив
парцуфе Лея и
Рахель», 6; Бет
Оламим - комментарии
к «Идра Раба»
на стр. 129 и 134-136)[4].
Из
кабалистических
источников[5]
известно, что
душа Адама в
какой-то мере
включала в
себя души
всех людей, и после
его греха в
«клипот»
(нечистые
духовные
миры) сошло
много
различных
душ. Тем временем[6] Всевышний
создал
систему
духовного
баланса
между
«добром» и
«злом»[7]. В
целом это
можно
сравнить с
борьбой
сильного
воина со
слабым, когда
сильный
пользуется
лишь частью
своей силы,
чтобы битва
была справедливой.
Важный
элемент этой
борьбы –
человек. Это
существо,
которое
может
воздействовать
на весы с
любой из
сторон[8]. «Злу» же в
это время позволено
играть роль прокурора
и «требовать» наказания[9] или
кричать о несправедливости.
В частности,
каждый раз,
когда из
миров «Ситра
ахара»
(нечистой
стороны) отпускается
великая душа,
Сатану
разрешается «подать
голос» и
требовать.
Очевидно, величайшее
исправление в
истории началось,
когда душа Авраама[10] была
послана в
этот мир. И
действительно,
Сатан заявил,
что такой человек
сразу
перетянет
чашу весом.
Поэтому он
потребовал,
чтобы Авраам
родился в
семье ваятеля
идолов,
Тераха. Более
того, только
после того
как Терах имел
отношения со
своей женой
(Амтелай Бат
Карнево) во
время
ритуальной
нечистоты,
Сатан
согласился отпустить
душу Авраама.
Он надеялся,
что, будучи
рожденным
при таких
обстоятельствах
и в такой
семье, Авраам
не справится
со своей
задачей и
тогда его
душа опустится
еще ниже, тем
самым дав
духовную энергию
«клипот».
Однако Сатан
ошибся.
Авраам не
только справился
с поставленной
задачей, но
также
исправил и
своего отца[11]. Третьим
гилгулем
Тераха стал
Йов, который страдал
за свои
прошлые
грехи[12] (все
это взято из
китве
Аризаль «Шаар
апсуким», к
началу книги
«Йова»).
Как только
Авраам начал
менять этот
мир, его
уникальной
семье
пришлось
выбирать из других
душ,
запутавшихся
в «клипот». Это
и был секрет
паствы и
стад. Лаван
представлял
собой
нечистые
миры, а Яков
пытался
выбрать
запутавшиеся
в них души.
Сначала Яков исправил
Лею и Рахель,
а затем стал
работать над
будущими
еврейскими
душами. Все
подробности,
описанные в
этой главе,
намекают как
на
исправление
«оламот» (миров),
так и на
исправление
«нешамот» (душ) –
см. рав Ицхак
Айзек Хавер в
«Питхе
шаарим»,
«Нетив
парцуфе Лея и
Рахель», 6; Бет
Оламим на
стр. 129 и 134-136). Это
также
объясняет
причину, по
которой Яков
должен был
действовать
исподтишка
(см. наш комментарий
к главе
«Толдот»).
Единственный
способ, чтобы
совладать с
«ситра ахара» -
это
пользоваться
его же
методами и хитростью
(см. рав Ицхак
Айзек Хавер в
«Бет Оламим»,
стр. 129), как
говорится
(«Шмуэль» 2:22:27): «... с
неправедными
будь и ты хитрым».
Как мы уже
упомянули
выше, было бы
слишком
сложно описать
все
подробности
этих намеков.
Мы постарались
дать
представление
о том, о чем
говорится в
этом отрывке.
Мы закончим,
цитируя заключительные
слова рава
Ицхака
Айзека Хавера
в «Бейт
оламим», стр. 129:
«Теперь вы
видите
глубины
нашей Святой
Торы и
чудеса, о
которых
говорится с
помощью овец.
С первого
взгляда они
кажутся
неважными, но
на самом деле
они намекают
на битву святости
с нечистой
стороной ...» Да
заслужим мы
вскоре
окончания
всех
необходимых
исправлений, когда
все души,
которым
суждено
спуститься в
наш мир,
завершат
свою задачу,
а мы заслужим
прихода
Машиаха
вскоре в наши
дни.
[1] Как известная
притча Хида: царь
хотел перенести
драгоценные алмазы
из одного места
в другое и прикрыл
их грязью,
чтобы не они
не привлекли
внимания
разбойников.
Так и Творец
скрыл
глубокие
секреты за
внешне неинтересными
историями,
таким
образом скрывая
секреты от
недостойных
(см. ГР”А к книге
«Зоар» 254б).
[2] С помощью
недавних открытий
кодов Торы, основанных
на работах
раббейну
Вайсманделя,
мы видим по
крайней мере
один способ,
с помощью
которого
Тора предсказывает
и описывает
жизни всех
поколений (см.
ГР”А к пятой главе
«Сифра Децниута»).
[3] См. также
рав Ицхак Айзек
Хавер в «Питхе
шаарим», «Нетив
шбират акелим»,
7.
[4] См. также
Рав Менахем
Мендель из
Шклова,
биурим к
«Мишнат
хасидим», стр. 108;
Аравей
Нахаль «глава
Нецавим»;
«Агра декола»
стр. 138а и 141а;
Меор Эйнаим, «глава
Вайеце»; Коль
Мевасер к
этой главе;
Ор Ахаим
Акойдеш 28:5.
[5] См. к примеру
писания
Аризаля «Шаар
агилгулим», третье
введение, и «Шаар
Апесуким, Берешит»,
на базе
мидраша («Шмот
раба» 40:3 и «Танхума
ки тиса» 12).
[10] Наши мудрецы
(«Берешит раба»
12:9) учат, что в
слове («Берешит»
2:4) «Беибарам»
(когда Он
создал)
содержатся
те же буквы,
что и в
«Беавраам»
(ради Авраама
был создан
мир).
[11] См. Раши
о «Берешит» 15:15,
цитирующего
мидраши наших
мудрецов.
[12] См. также
Рамбана к
книге Йова 33:19.
Заметим, что
в главе «Лех
леха» мы
упомянули
причину
страданий
Йова: потому
что он
промолчал,
когда было
предложено
угнетение
еврейского
народа.
Однако, только
за это он не
получил бы
такого ужасного
наказания. В
этом один из
способов
Божественного
управления
миром – за
небольшие грехи
в этой жизни
человек
получает
наказание,
которое
включает в
себя и
исправление
более
крупных
грехов
предыдущих
гилгулах. На
это есть
намек в
следующем
отрывке
(«Даниэль» 9:16):
«Потому [мы
страдаем]
из-за хатаэну
(небольшие
грехи) и
авонот (большие
грехи) наших
отцов (что
означает, нас
самих в
предыдущих
гилгулах)».