Лерефуа
Шлема Михаль
Хая бат
Дорит.
Вопрос: В
этой главе мы
читаем, как
Яков берет
обет
Всевышнему
(Берешит 28:22): "..
со всего, что
дашь Ты мне, я
десятину [и
десятину]
отделю". В чем
смысл этих
слов?
Ответ: В
нашей главе
Яков
отправляется
нищим[1]
в дом Лавана
в поисках
жены. По пути
он останавливается
на месте, где
согласно
Хаза"л в будущем
был построен
Святой Храм[2].
Во сне он
убеждается,
что Творец с
ним и помогает
ему во всех
его путях.
Проснувшись,
Яков лишь
просит, чтобы
Всевышний
давал ему всегда
хлеба поесть
и одежду
надеть[3],
и обещает что
от всего, что
Творец даст,
он отделит десятину.
Тора
использует
здесь
двойной язык:
"асер
аасрену
лах". В
принципе, в
Святом Языке
часто глагол
используется
в такой
двойной
форме, но Хаза"л[4]
находят в
подобном
использовании
и дополнительные
подсказки. В
данном
случае, они учат,
что
подсказано отделение
двойной
десятины[5],
т.е. пятой
части.
В наше
время, у
большинства
евреев
принято отделять
десятую
часть[6]
своего
дохода на
благотворительные
цели[7].
Согласно
некоторым
мудрецам -
это заповедь
из Торы и
подсказана в
наших стихах.
Другие
считают, что
это просто
обычай или
закон
раввинов[8].
Существует
также диспут,
относится ли
эта заповедь
только к
денежным
доходам[9],
или также к
любым
подаркам,
находкам или
призам[10].
Согласно
обету Якова,
без сомнения
десятину
нужно
отделять от
всего
приобретенного.
Виленский
Гаон говорил,
что если наш
народ будет
соблюдать
как следует
законы
цедаки, исполнится
обещание
Торы (Деварим
15:4): "И не будет
среди вас
бедняков". Да
заслужим мы
вскоре
исполнения
этих стихов.
[1] В
отличие от
Элиэзера,
которого
Авраам послал
в поисках
жены для
Йицхака с
множеством
подарков,
Яков придет в
дом своего
дяди с пустыми
руками.
Согласно
нашим
мудрецам, Элифаз
сын Эйсава
был послан
отцом в
погоню за Яковом,
и забрал у
него все
имущество, но
пощадил
Якова и не
убил его.
[2] На
самом деле Раши
и Рамбан (28:17)
приводят
разные
объяснения
того, где в
точности
находился
Яков, и где была
лестница в
его видении.
[3] Заметьте,
что Яков не
попросил
особого богатства,
только хлеб
для еды и
одежду для
тела (см. также
Пирке Авот 6:4).
Хотя все наши
праотцы в течение
большей
части жизни
были
богатыми людьми,
и многим
праведникам
даруется
богатство, чтобы
использовать
в благородных
целях ради
Всевышнего
(см. также
Эйрувин 86а,
Бава Батра 8а),
тем не менее,
они не просили
богатства, но
лишь
молились,
чтобы Творец
давал им на
минимальные
нужды.
[4] Тем
не менее, см.
Сифра,
Кедошим, 5 и
Сифри Шелах, 10,
что есть диспут,
говорит ли в
таких
случаях Тора
человеческим
языком, или
подсказывает
дополнительную
информацию.
[5] См.
Талмуд,
Кетубот 50а, см.
также
Йерушалми Пеа
3а, Тосафот к
Таанит 9а.
Возможно, что
подсказка
Якова еще в
том, что
позже его
потомки будут
отделять от
урожая две
десятины
(маасер ришон
и маасер
шени)
поэтому, используется
язык двух
десятин, а не
просто пятой
части. Другие
объясняют,
что согласно
Каббале,
правильно
отделять и
десятину от
денег дважды,
а не просто
пятую часть
(см. Хофец
Хаим в книге
Ахават Хесед
19:3 в пометках).
[6] Те,
кто не могут
позволить
себе
отдавать
даже десятую
часть дохода,
могут положиться
на мнения,
согласно
которым и содержание
собственных
детей старше
шести лет -
тоже
считается
цедакой (см.
Шах, Йоре Деа
249:3, см. тем не
менее Бирке
Йосеф 249:18).
[7] Существуют
разные
мнения можно
ли отдавать
маасер не
только
беднякам, но
и на другие
цели (покупку
святых книг и
Сифре Тора,
строительство
ешив, микв и
синагог и т.п.). Лучше
всего, в
первый раз,
когда
человек начинает
отделять
маасер,
поставить
условие, что
он принимает
на себя этот
обычай при
том, что
деньги будут
идти не
только бедным,
но и на
другие
благотворительные
цели (см.
Вопросы и
Ответы
Минхат
Йицхак 8:82, Минхаг
Йисраэль -
Тора, Йоре
Деа 249:6).
[8] См.
Минхаг
Йисраэль -
Тора, Йоре
Деа 249:3.
[9] См.
Минхаг
Йисраэль -
Тора, Йоре
Деа 249:5.
[10] В
смысле, если
например
работнику
дали подарок
за отличную
работу, нужно
ли отдать на цедаку
10% стоимости
приза.