Вопрос: В
начале этой
главы, мы
читаем про сны
Йосефа[1].
Чем сны
отличаются
от
пророчества,
и в каких
случаях
можно
ожидать что
то, что мы
видим во сне,
действительно
сбудется?
Ответ:
Еще с древних
времен, люди
были
увлечены
концепцией
снов. Сама
возможность
видеть столь
реально
нереальные
вещи
очаровывала
множество
людей.
Нередко,
человек
видел во сне
то, что потом
происходило[2],
и поэтому
"толкователи
снов" - одна
из самых
старых
мировых профессий[3].
Одно из
основных
отличий сна
от пророчества
- это то, что
даже "вещий"
сон включает
также
неправильную
информацию[4].
Как
объясняет
Зоар[5],
информация о
будущем
спускается
через разные
духовные
миры, и во
время сна
душа может
уловить ее,
но только на
уровне
нижних миров,
где
информация
исказилась, и
поэтому не
бывает сон
без "примесей".
С другой
стороны, есть
и те сны,
которые не
содержат
никакой
правильной
информации[6].
Талмуд
(Брахот 55б[7])
объясняет,
что "вещие"
сны чаще
встречаются
в конце ночи,
под утро[8],
и в
особенности
среди снов, в
которых содержится
объяснение
увиденного и
снов, которые
видит один
человек про
другого.
Более того,
сны, которые
повторяются -
обычно вещие[9].
Нам
обещано[10],
что в будущем
все мы будим
видеть
пророческие
сны и видения,
а все наше
теперешнее
состояние
будет казаться
тогда как
прошедший
сон[11].
Да заслужим
мы скорого
исполнения
этих пророчеств.
[1] Интересно,
что весь
восход
Йосефа к славе
тоже
произошел
через сны,
когда он смог
правильно
объяснить
сон фараона.
[2] Также
во сне, мысли
человека как
бы в более расслабленном
состоянии, и
иногда он
может решить
задачи,
которые
невозможно
было решить
наяву.
Некоторые
ученые
впервые пришли
к своим
теориям
именно во
сне. Были и те,
кто
специально
засыпали в
кресле, когда
не могли
решить
определенную
проблему.
Наши мудрецы
тоже нередко
приходили к решению
"кушии"
(сложности
Талмуда) во
сне (см.
Талмуд Бава
Батра 143а,
Менахот 84б;
Таз, Орах Хаим
585:7 и
предисловие
Рава Реувена
Маргулиуса к книге
«Шайлот
Ветшувот Мин
Ашамайим»).
Виленский
Гаон пишет в
комментариях
к Мишле (19:23), что
некоторые
концепции
слишком сложны,
чтобы понять
их наяву, но
мудрец
делает то,
что может, а
потом во сне
ему
открывается
решение, как
подарок от
небес.
Существует также
промежуточное
гипнотическое
состояние,
когда
человек полу дремлет.
Обычно мы
проходим
через него
вначале
засыпания и в
конце сна,
перед
пробуждением.
В таком
состоянии,
человек
частично осознает,
что
происходит
вокруг. Наши
мудрецы дали
этому
состоянию
специальное
название
"митнамнэм"
(см. Талмуд
Мегила 18б,
Йевамот 54а,
Нида 63а). Нередко,
именно
выходя из
этого
состояния, мудрец
мог ответить
на разные
сложные вопросы
Торы.
[3] У
царей были
свои
придворные
толкователи снов,
как видно, в
том числе из
следующей
главы Микец
(см. также
Даниэль, 2).
[4] См.
Талмуд,
Брахот 55а,
что и в
случае снов
Йосефа, не
все в результате
сбылось. И в
действительности,
большинство
мудрецов не
считают Йосефа
одним из
пророков (см.
также Раши,
Мегила
14а).
[5] См.
также ГР"А в
Яхель Ор к
Хейхалот Пекуде
247б про разные
уровни
пророчеств и
снов.
[6] См.
Брахот 55б.
Часто эти сны
связаны и с
тем, что произошло
с человеком
днем, или с
тем, о чем он
думал.
[7] Рекомендуем
также наши
комментарии
к этим страницам.
[8] См.
в наших
пометках
выше, что
когда
человек
просыпается,
он находится
в
гипнотическом
состоянии,
которою
лучше
подходит для «проектирования
будущего».
[9] Согласно
ГР"А (Имре
Ноам 55б)
имеется в
виду, что
разные сны
указывают на
одно и то же,
как в случае
самого
Йосефа, и в
случае двух
снов фараона
в главе
Микец.
[10] Йоэль 3:1,
см. также
Йирмияу 31:33.
[11] См.
Техилим 126:1, см.
также Таанит
23а.