Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы к
главе Ваера.
1. К кому
обращался
Авраам, когда
пытался уговорить
пощадить Сдом,
если там
окажется 50, 45 …
или хотя бы 10
праведников?
Большинство
комментаторов
считают, что
он молился
Творцу, но
есть мнение,
что он
обращался к
третьему
ангелу,
оставшемуся
с ним (см. Рашбам к
стихам 18:16, 20, 22).
2. Сколько
дочерей было
у Лота?
Есть мнение,
что всего у
него было две
дочери, и
значит «зяти»
которых он
пытался
уговорить
покинуть с ним
Сдом
были
будущими
зятьями. Но
по
большинству
мнений (и так
считают Хазаль
в Мидраш Рабба 50:9), у
него было
четыре
дочери, и
получается, что
две замужние
дочери
погибли в Сдоме.
3. Почему
дочери Лота
решили
забеременеть
от отца?
Некоторые
объясняют,
что они
считали, что
весь мир был
уничтожен и
никого
больше не
осталось.
Другие
считают, что
они не хотели
выходить
замуж за кого
попало, т.к.
имели очень
хорошую
родословную,
и поэтому
предпочли выйти
иметь детей
от отца. В
любом случае,
у них видимо
не было
возможности
уехать, и оставить
стареющего
Лота, а их
отец тоже боялся,
куда-либо
переезжать, и
поэтому для
них это был
единственный
способ
произвести потомство.
Наши мудрецы
их не
критикуют, а
наоборот
считают, что
их акции были
«ради Небес»
(см. Назир
23а, но в Берешит
Рабба 51:10
есть диспут
на этот счет).
4. Авраам
сказал Авимелеху:
«И
действительно
она сестра
моя, дочь
моего отца,
но не матери»
(20:12). Разве Сара
была сестрой
Авраама?
Согласно Хазаль,
Сара была
племянницей
Авраама, и т.к.
в Торе нередко
внуков
называют детьми,
то внучку
отца можно
назвать
дочерью отца
или сестрой.
Также
возможно,
Авраам просто
оправдывался
перед Авимелехом,
и ему
пришлось
сказать
неправду от
страха (Ибн Эзра).
Кроме этого,
после
открытия
археологами
архивов Нузи,
стало
известным,
что в местах,
откуда
происходил
Авраам,
знатной жене
давали
привилегированный
«статус сестры».
Получается,
называя Сару
«сестрой»,
Авраам
технически
не говорил
неправду
(хотя конечно,
Авимелех
этого не
понял, и в
любом случае
из-за опасности,
Авраам не мог
сказать «всю
правду», см.
также Рамбан).
5. «И упрекал
Авраам Авимелеха,
из-за колодца
воды, который
отняли слуги Авимелеха»
(21:25). Почему
Авраам
заговорил об
этом только сейчас,
когда Авимелех
предложил
заключить с
ним союз?
Именно
когда Авимелеху,
что-то нужно
было от
Авраама,
имело смысл
добиться от него
справедливости.
Но до этого
упрекать Авимелеха
было
бесполезно, и
он бы нашел
тысячу оправданий
своим слугам
и ничего бы
не предпринял
для
восстановления
справедливости
(кстати, это
хороший урок
для Израиля в
политике с
Арабами,
Турцией, и
западными странами,
но см. другой
ответ на наш
вопрос в книге
«Эмет Леяков»).
6. «И увидела
Сара, что сын
египтянки Агарь,
которого та
родила
Аврааму,
насмехается»
(21:9). Над чем
именно
«насмехался» Йишмаэль.
Согласно Рамбану
он усмехался,
когда
наблюдал, как
все носятся с
Йицхаком,
в то время
как сам он
был
первенцем, и
считал себя
основным
наследником.
Вот почему,
когда Сара
увидела это,
то сказала
Аврааму: «Этот
сын служанки
не
унаследует с
моим сыном, Йицхаком».
(По некоторым
мнениям, наши
страдания от
потомков Йишмаэля
до сих пор –
это в
каком-то
смысле
наказание за
дискриминацию
Агари
Сарой).
7. Откуда
известно, что
гора Мория - это
место
будущего
Храма?
Так
выглядит из Дивре Аямим
(2:3:1), но есть и
мнения, что Мория – это
совсем
другое место
(см. Рашбам
здесь, см.
также «Раши»
и Тосафот
к Таанит
16а).
Вопросы
по Халахе:
8. Если
человек ел и
вышел на
улицу, нужно
ли снова
делать
благословение,
когда
вернулся?
Если он ел
хлеб (а по
некоторым
мнениям любые
из 7 видов), или
если он ел не
один и
вернулся в
компанию,
делать новую броху не
нужно. В
противном
случае,
следует сделать
новое
благословение,
если
собираешься
продолжать
есть. Но есть
мнение, что
если человек
выскочил
совсем
ненадолго, то
не требуется
новое
благословение,
когда вернулся.
Также если он
не выходил на
улицу, а ходил
в другие
комнаты, по
многим
мнениям новое
благословение
не делается
(но желательно,
в начале
трапезы
иметь в виду,
что собираешься
ходить по
всему
помещению, и
чтобы благословение
покрыло то,
что будешь
есть по всей
квартире).
9. А если он
забыл
сказать «Биркат
Амазон»,
то в течении какого
времени это
еще можно
исправить?
Пока не
почувствовал
снова голод.
А если он и
когда поел не
был сыт, то
многие
считают, что
благословение
после еды
можно делать
в течении
72 минут (но лехатхила
тянуть
нельзя, и
нужно сразу
сделать броху,
когда он
закончил трапезу).
10. А если он
ушел, не
прочитав «Биркат
Амазон»,
нужно ли ему
возвращаться,
чтобы
сказать благословения?
Если он ушел
специально,
то да, а если
случайно, то
тоже
желательно
вернуться
(или если у
него есть еще
хлеб, поесть
немного на
новом месте,
прежде чем
читать
благословение).
Есть диспут,
относится ли
данный закон
только к благословению
после еды
хлеба, или
также к «броха
меэн шалош»,
но «боре нефашот»
по всем
мнениям
можно читать
в любом месте,
и
возвращаться
не нужно.
Вопросы
на эрудицию.
11. В нашей
главе есть в
двух разных
местах слова,
которые по
некоторым
мнениям
значат святые
имена
Всевышнего,
но по другим
мнениям – не
являются
святыми. Где
эти места?
В стихе 18:3,
есть
неуверенность
по отношению к
слову А-Д-Н-Й.
Обращается
ли Авраам ко
Всевышнему,
или к одному
из путников
(см. Талмуд, Швуот 35б).
Также в стихе
20:13, имя Э-Л-Х-И-М
возможно
означает
Творца, или
идолов в доме
Тераха
(см. Йерушалми,
Мегила
13а). Заметим,
что хотя
согласно Хазаль
(Швуот 35б,
см. также таргум)
в истории с
Лотом, в
стихе 19:18 «И
сказал Лот
им: О нет! А-Д-Н-Й»
- это имя
свято,
согласно
Ибн Эзра,
Хизкуни
(19:18) и Рабену
Бахье (18:3),
это не Имя
Творца, а
обращение к
ангелу: «О нет!
Мой
господин».
12. В нашей
главе есть
также «тикун
софрим»
(исправление
писцов) и «итур
софрим»
(украшение
писцов). Где?
Талмуд в
трактате Недарим
(37б) приводит
несколько
терминов,
включая «тикун
софрим» и «итур софрим».
О том, что
именно
значат эти
выражения,
существуют
диспуты (см.
например
Талмудический
словарь «Арух»
Р. Натана из
Рима, Рош,
Ран, Меири
и Шита Мекубецет
к Недарим,
37б, см. также Танхума, Бешалах 16, Раши Берешит
18:22 и Ийов 32:3, Матанот Кехуна к Берешит Рабба 49:7 и Биньян Йехошуа к Авот Дерабби
Натан 34:4). Во
всяком
случае, в
нашей главе
есть и пример
«тикун софрим» -
стих 18:22: «И
Авраам все
еще стоит
перед Всевышним»
вместо: «И
Всевышний
все еще стоит
перед
Авраамом», и «итур софрим»
- 18:5 «Поешьте,
потом
пойдете
дальше», вместо
«Поешьте, и
потом
пойдете
дальше».
13. В нашей
главе есть
также точки
над словами.
Где?
Слово «Элав»
в стихе 18:9: «И
сказали ему:
где твоя жена
Сара?» (см. Авот
Дерабби
Натан 34:4 и Бава
Мециа 87а),
и в слове (19:39) «увкума»
(«когда она
встала», см. Низир 23а и Масехет Софтим 6:3).