Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Ваехи.

 

1. «И поклонился Исраэль у изголовья ложа» (47:31). Кому он поклонился?

 

Согласно некоторым комментаторам, он поклонился Творцу (Мидраш Танхума, Ваехи, 3, Ибн Эрза, Хизкуни), но есть мнение, что он поклонился Йосефу (Раши от имени Талмуда, Мегила 16б, Рашбам).

 

2. Согласно некоторым объяснениям, когда Яков поклонился, исполнилось одно предсказание. Какое?

 

Во сне Йосефа, ему кланялись солнце, луна и 11 звезд. Понятно, что под «звездами» имеются в виду братья, а под «солнцем» - его отец. Согласно одному из мнений, «луна» - это Билха (которая по этому мнению пришла с Яковом в Египет, но другие считают, что имеется в виду остальная семья). Мы нигде не находим, чтобы Яков поклонился Йосефу, когда он прибыл в Египет (упоминается только, что они обнялись), но согласно некоторым объяснениям, это предсказание исполнилось теперь, перед его смертью (см. Р. Бахъе 37:7, Хизкуни 47:31, Р. Авраам сын Рамбама, см. также Тора Темима, 37, пометка 12).

 

3. Критикуя Шимона и Леви, Яков сказал: «Ибо в гневе своем убили людей, и по воле своей подсекли быка (шор)» (49:6). Согласно Раши здесь слово бык может подсказывать Йосефа. Также возможно имеются в виду уничтоженные животные в городе Шхем. Но есть мнение, что под словом «шор» подразумевается совсем не бык. Как перевести этот стих согласно альтернативной интерпретации?

 

Слово «шор» (или  «шур») может значить «стену». Согласно этому, наш стих переводится: «Ибо в гневе своем убили людей, и по воле своей разбили стены» (см. Таргум «Йонатан», Ибн Эзра и Хизкуни).

 

4. Согласно Зоару, в благословении Йехуды, Яков предсказал Моше, а также его предков. Каким образом?

 

«Не отойдет скипетр власти от Йехуды и стило закона от потомков его, пока не придет Шило, и к нему стечение (ולו יקהת) народов» (49:10). Гематрия слова Шило, как Моше, а слова ולו יקהת можно разделить как ולוי קהת – дедушка и прадедушка Моше (Зоар 1:15б см. также Эц Хадаат Тов, что и отец Моше Амрам подсказан здесь). Согласно этому, смысл стиха, что Йехуда будет лидером, пока не придет Моше, лидер из Левитов (см. Р. Бахъе, разумеется, существует множество других интерпретаций этого стиха, см. Хумаш Рава Арье Каплана).

 

5. В благословении какого сына упомянут Финикийский город?

 

«3евулун на побережье морском обитать будет, и он на берегу корабельном, а край его у Цидона» (49:13). Среди потомков Зевулуна было много купцов-мореплавателей, и скорее всего они сотрудничали с Финикийцами.

 

6. «Милый сын Йосеф, милый сын на виду (але-айн), дочери (банот) шли чтобы узреть его (шур)» (49:22). Таков перевод этого стиха согласно Раши от имени Хазаль. Но есть мнение, что слово «але-айн» и «банот» имеют здесь совсем другие значения. Как перевести этот стих согласно альтернативной интерпретации?

 

Выражение «але-айн» может означать «над ручьем», а слово «банот» может значить ветви виноградной лозы. Слово «шур» согласно Раши происходит от корня «смотреть», но согласно альтернативной интерпретации это слово значит стену (и в некоторых версиях Раши это приводится, как альтернативное значение). Получается, согласно альтернативной интерпретации, наш стих переводится: «Плодовитый сын Йосеф, как виноградная лоза над ручьем, его ветви простираются поверх стен» (см. Хизкуни, Бехор Шор и Ибн Эзра).

 

7. «И послали к Йосефу сказать: Твой отец заповедал перед смертью своей, говоря: Так скажите Йосефу: О, прости же преступление братьев твоих и их грех, ибо зло причинили тебе» (50:16-17). Значит ли это, что Яков, в конце концов, узнал о том, что его сыновья продали Йосефа?

 

По мнению Хазаль, Яков действительно знал, что его сыновья продали Йосефа. Но возможно Яков никогда не узнал, как Йосеф попал в Египет, и когда братья Йосефа послали ему это сообщение, он солгали ради мира (Рамбан 45:27).

 

Вопросы по Халахе:

 

8. Тора заповедует вставать перед пожилым человеком. С какого возраста относится этот закон?

 

Согласно Шулхан Аруху (Йоре Деа 244:1) вставать нужно перед человеком, которому исполнилось 70 лет, и при этом он не злодей.

 

9. На каком расстоянии должен находиться человек, чтобы была обязанность перед ним встать?

 

Обязанность вставать относится, когда пожилой человек подошел на расстояние четырех Амот (примерно двух метров).

 

10. Перед кем еще требуется вставать?

 

Во-первых, конечно нужно вставать перед родителями, (даже когда они находятся далеко). Следует вставать перед дедушкой и бабушкой, и по многим мнениям, нужно вставать (или привстать) перед старшим братом, тестем или тещей. Также следует вставать перед мудрецом Торы, а если мы видим одного из величайших мудрецов поколения, или нашего главного раввина, то надо встать, даже если он находится далеко. Также, по многим мнениям следует вставать перед женой мудреца. Желательно встать, или привстать перед особенно праведными людьми, которые многое делают для общины. Вообще перед тем, кто делает мицву или собирает цедаку для других (не забирая себе процент) стоит встать (см. Бен Иш Хай, второй год, Ки Теце, 19).

 

Вопросы на эрудицию.

 

 

11. От какого слова происходит слово «Хореф» (зима)?

 

Согласно Раши (Берешит 8:22), Хореф так называется, т.к. в Израиле в это время сажают злаки, которые быстро растут («Харифим»).

 

12. Какое еще слово кроме Хореф означает зиму?

 

Став (см. Шир Аширим 2:11, см. также Бартенуро, Недарим 6:8).

 

13. Какие еврейские месяцы считаются зимними?

 

Согласно Талмуду есть два зимних сезона: Хореф и Кор (холод). Каждый из них длится по два месяца, но есть диспут, когда начинается «Хореф»: с начала Кислева, или с середины Кислева, или с начала Тевета (Баба Мециа 106б). Получается, что основные зимние месяцы, во всяком случае, включают Тевет, Шват и Адар. (Так как у Хазаль не было дефиниции солнечных месяцев, приходилось использовать лунные месяцы для определения сезонов, но и Хазаль частично пользовались солнечными месяцами, и для их определения использовали созвездия знаков зодиака, поэтому в этом месте Талмуда упоминается время года, когда фермер возвращается с поля и у него «Плеяды над головой».)

 

Предыдущая глава