Глава
Ваехи.
Вопросы:
В
этой главе,
описаны
благословения
Якова его
детям. Судя
по длинным
комментарием
к этим
стихам, эти
пророческие
благословения
были весьма
неясны, но
все же много
информации
может
вычерпнуть
из них. В
благословении
Дану, Яков
сказал: “Дан
будет судить[1]
свой народ,
как и другие
племена
Израиля[2].
Будет Дан
змеей на
дороге,
гадюкой на
пути, кусающей
пятку лошади,
чтобы
наездник упал
назад. Я
надеюсь на
спасение
Всевышнего.”
На что
намекает это
благословение
и почему
избавление
Всевышнего
упомянуто
здесь?
Ответ.
Согласно
нашим
мудрецам[3],
пророчество
Якова
подсказывало
Шимшона, судью
Израиля,
который
происходил
из Дана. Фактически,
Шимшон с
ранней
молодости
базировал
свою
стратегию на
словах
благословении
Якова. Мать
Шимшон
родила его,
после
видения ангела,
который
предсказал,
что она родит
особого
ребенка,
который
"начнет"
спасать еврейский
народа от
филистимлян
(Шофтим 13:5). Филистимляне
возможно
были худшим
из наших соседей,
угнетая нас
не раз в
течение
истории. Они
были самым
близким из
наших
соседей, находясь
прямо на
Земле
Израиля[4].
Шимшон знал,
что его
избавление
от филистимлян
будет
неполным и
только
временным. Анализируя
слова Якова,
он понял, что
они намекают
партизанскую
войну. Так
как его
поколение не
было
достойно
больших
чудес и
невиданных избавлений
от рук врага,
Шимшон
должен был искать
естественные
способы
бороться с противником[5].
Самое
важное
условие в
борьбе
Шимшона состояло
в том, чтобы
филистимляне
не подумали,
что он
борется за
еврейский
народ. В
конце концов,
они могли
убить десять
евреев за
каждого
убитого
филистимлянина.
Если бы они
подозревали,
что Шимшон
любит свой
народ и
беспокоится
о них, они
могли связать
его руки,
взяв в плен
заложников
евреев[6].
Единственное
решение
проблемы для
Шимшона было
разрушить
все связи с
еврейским народом
и стать
близким
другом самих
филистимляне.
Шимшон
должен был
показать
самым очевидным
способом, что
он разорвал
любую связь с
еврейской
нацией. Тогда
любая борьба,
которую он
будет вести,
станет
личной ссорой,
а не местью
евреев.
Самый
ясный способ
показать, что
он не имеет
никакого
отношения к
евреям,
состоял в том,
чтобы Шимшон
жениться на
одной из
женщин филистимлян!
Согласно
нашим
мудрецам[7]
Шимшон
формально
перевел свою
первую жену в
иудаизм.
Однако при нормальных
обстоятельствах
переход ради
брака
запрещается.
Шимшон шел
здесь по очень
опасному
пути: делать
грех «Лешем
Шамайим»
(ради Небес).
При
определенных
обстоятельствах,
такой грех
может
считаться
даже большим
чем мицва[8].
Однако, одно
из условий в
том, что при
своих действиях
человек не
получает
никакого удовольствия.
Тогда его акт
засчитывается,
как будто он
был сделан
под
принуждением[9].
В
общем, наши
мудрецы
(Талмуд, Сота
9б) критикуют
Шимшона за
то, что он
пошел за
своими
глазами.
Причина в
том, что
действия
Шимшона были
не только
посвящены
спасению
еврейского
народа[10],
но и включали
элемент
личного
удовольствия[11].
В конце он
настолько
привык к
отношениям с
нееврейскими
женщинами,
что он даже
выдал себя к
одной из них[12].
Он рассказал
ей тайну
своей силы:
его волосы
никогда не
срезали. Как
только она
сбрила его
волосы,
огромная
сила Шимшона
исчезла, и он
стал обычным
человеком.
Филистимляне
захватил
Шимшона,
выкололи его
глаза и
привели ему в
свой храм. К тому
времени его
волосы
начали расти
снова, и он
молился
Всевышнему,
чтобы быть в
состоянии
отомстить
врагам в
последний
раз. Его сила
возвратилась,
и он снес
столбы храма,
убивая себя и
тысячи
филистимлян.
Рабейну
Бахъе (49:17) и
Берешит Раба
(98:14) объясняют
некоторые из
намеков
пророчества Якова,
по отношению
к Шимшону.
Шимшон вел партизанскую
войну один
против
филистимлян,
так же, как
змея,
появляющаяся
тихо и внезапно
и борющаяся
против
больших
врагов. Так
же, как змея
может быть
умиротворена,
используя
очарование,
таким же
образом
Шимшон был
умиротворен
очаровательной
женщиной. Так
же, как
ядовитый
укус змеи
сжигает
изнутри,
также Шимшон
поджигал
поля
филистимляне.
Так же, как
змея всю силу
в ее голове,
также и сила
Шимшона была
от волос его
головы. Так
же, как яд
змеи может
продолжать
убивать даже
после ее
смерти, так
Шимшон убил
тысячи, после
того, как он
сам умер. Так
же, как змея
кусает в
самом низу,
но яд
достигает
все части
тела, также и
Шимшон
вырвал
столбы держащие
храм, и вся
структура
рухнула. Так
же, как змея
убивает без
меча[13],
таким
образом,
также, Шимшон
убивал без меча.
Так же, как
змея –
мстительное
животное, также
Шимшон мстил
врагу.
Последнее,
что хотелось
бы обсудить
относительно
этой истории
– это вопрос
свободы выбора.
Это - очень старый
вопрос,
который
задавали
множество
мудрецов:
если все
предсказано,
где же наша
свобода
выбора? Более
того, раз
Всевышний знает
будущее, как
он мог
наказать
грешников и
вознаградить
праведников?
Этот древний
вопрос
обсуждается
в Мишне в
Пирке Авот[14]
3:15 (см. Тосафот
Йом Тов там); в
Тикуне Зоар
Хадаш 89в; в
Законах
Раскаяния
Рамбама (5:5, см.
также Раавад
и Ор Самеах
там[15]);
в
Иерусалимском
Талмуде, Рош
Ашана 7б; В Ответах
Риваша, 118; в Ор
Ахаим Акодеш,
Берешит 6:5; в Берешит
Раба 2:5 и Яфет
Тоар там. Мы
лишь немного
начнем
понимать
ответ, если
поймем, что
знание
Всевышнего
не подобно знанию
человека.
Всевышний –
вне времени,
и Он выше
времени. Он
создал время,
и для Него, будущее
уже
случилось.
Хотя будущее
зависит от
наших
действий,
основанных
на свободном
выборе,
Всевышний
может
смотреть в конец
истории и
предсказывать
в начале истории
то, что
произойдет[16].
Кроме этого,
противоположность
свободы выбора
не "знание",
но
"принуждение".
Собственное
знание
Всевышнего
не вызывает
будущее;
грешник не
вынужден
грешить, а
праведника
не
заставляют
сделать
заповеди[17].
Все
вышесказанное
относится
лишь к знанию
Самого
Творца, а что
касается
пророчеств, они
сообщаются в
такой форме,
что могут быть
выполнены
по-разному[18].
В
случае с
Шимшоном, он
должен был
вести партизанскую
войну, но он
не был
принужден
грешить. Даже
если считал,
что нужно
жениться на филистимлянке,
он мог бы
найти ту,
которая интересовалась
Иудаизмом и
сама желала
бы принять
нашу религию.
Даже если бы
это было невозможно,
и он был
вынужден
сделать грех
«Лешем
Шамайим», он
должен был бы
следить, чтобы
не поддаться
соблазну и
понять вся его
жизнь - это
“hораат шаа” –
специальное
разрешение,
данное в
настоящее
время.
Опасность грехов
«Лешем
Шамайим»
состоит в
том, что
человек
привыкает к
проживанию
не по закону,
и это обычно
приводит и к
грехам ради
них самих[19].
Как мы
упоминали,
первая жена
Шимшона перешла
в Иудаизм.
Позже,
однако, он
брал и нееврейских
женщин, даже
без их
перехода[20].
В конце, он
настолько
прилип к
нееврейской
жене, что
выдал его
свою тайну,
она
предавала
его, и он
потерял его
жизнь. Наши
мудрецы учат[21],
что, когда
Яков
предвидел
Шимшона, он
думал, что
это Машиах.
Однако, когда
он понял его ошибку,
он молился за
Божественное
спасение: “На
Твое
избавления я
надеялся, O
Всевышний”. И
так мы все
еще ждем
истинного
Машиаха!
[1] Слово
"Дан"
происходит
от слова «суд».
Рахель
назвала его
так, когда
родился
первый ребенок
не от Леи,
(Берешит 30:6). В
контексте
этого стиха,
некоторые
объясняют
благословении
Якова: “Дан
будет
бороться за
своих людей” (см.
Раши и Рамбан
49:16).
[2] Этот
стих можно
перевести:
“как особое
племя
Израиля”,
означая
Йеуду (см.
Раши 49:16).
[3]
Таргум
Ункелос 49:18;
Таргум
Йонатан 49:18;
Талмуд, Сота
9б; Берешит
Раба 98:13; Мидраш
Танхума,
Ваехи, 12; Раши,
Рамбан,
Рабейну
Бахъе, Ор
Ахаим Акодеш
к Берешит 49:16;
Радак к
Шофтим 13:25. Однако
Рашбам
(Берешит 49:16)
считает, что
это пророчество
о племени в
общем, не о
Шимшоне в частности.
[4]
Территория
филистимлян,
включает
пять городов
(Ашдод, Газа,
Ашкелон, Гат
и Экрон) и является
частью
Святой Земли.
См. Раши к
Берешит 26:2. Люди,
проживающие
в этой
области, все
еще приносят
много
несчастий
еврейскому
народу.
[5] См.
Малбим к
Шофтим 14:4,
Ралбаг к
Шофтим 14:2. См.
также книгу
“Шимшон –
судья
Израиля” (Рав
Гершон Вайс).
[7]
См. Талмуд,
Сота 9б,
Йерушалми Сота
7а, Ралбаг и
Мецудот
Давид к
Шофтим 14:2, Рамбам,
Исуре Бия 13:16.
[9] Как
пример
представим
ситуацию
возможной
супружеской
измены, когда
мудрецу нужно
посмотреть
на
неприличные
фотографии,
чтобы
принять
решение,
должен ли муж
развестись с
его женой.
Если, однако,
судья решит
заодно
получить
удовольствие
от этих съемок,
то его будут
считать
грешником, а
не делающим
мицву.
[11]
Безусловно,
связи с
нееврейскими
женщинами –
был его
единственный
грех. В остальном
он был
полностью
праведен.
Книга Шофтим
заявляет, что
он судил
еврейского
народа в
течение 20 лет.
Чтобы стать
еврейским судьей,
нужно быть
чрезвычайно
хорошо
осведомленным
в Торе и
очень праведным
(см. Рамбам,
законы
Синедриона,
вторая глава).
Относительно
Шимшона в
частности Талмуд
говорит (Сота
10a), что он судил
еврейского
народа как их
Небесный
Отец! Можно
спросить, как
Шимшон мог
"судить" наш
народ, когда
он пробовал
показать
филистимлянам,
что он больше
не с евреями?
Ответ в том,
что за ним не
следили день
и ночь. После
очередного
столкновения
с
филистимлянами,
он возвращался
на еврейскую
территорию.
Главная цель
была
достигнута:
филистимляне
пробовали
убить только
его, но не
остальных
евреев.
Заметим,
например,
что, когда
Рамбам жил в
Марокко,
арабы
предполагали,
что он был мусульманином,
и тем
временем он
изучал и преподавал
Тору и
практиковал
все ее
заповеди!
[12]
См. Талмуд,
(Сота 9б), "она
обычно
вылезала
из-под
Шимшона во
время интимных
отношений [и
из-за этого
он выдал
себя]”.
[13]
См. также
Шофтим 15:15.
[14] Все
предсказано,
но свободный
выбор дается,
видеть
комментарий
Рамбама там.
[15] См.
также Рава
Йицхака
Айзека
Хавера, Питхей
Шеарим, Нетив
Седер
Парцуфим, 12 на
основании
стиха (Шмуэль
1:2:3) "Ло Ниткену
Алилот" –
“Действия Им не
решаются”,
Это - одно из
мест в Торе,
где написанное
слово
читается по
другому.
Слово "Ло"
написано,
"Ламед" -
"Алеф"
означает
"Не", но
читается
"Ламед" “Вав” -
означая “Ему”.
Это таким
образом стих
читают “Ему,
все действия
заранее
известны”.
[16] Это
можно
сравнить с
кино,
заснятым на
фильме. Для
смотрящего
кино, события
случатся поочередно,
но тот, кто
держит весь
фильм, может
перекрутить
к любому
месту и
видеть то,
что
случается
там.
[17] См.
также Китве
Аризаль,
(Шаар
Агилгулим,
16-ое предисловие),
что, если в
одном
гилгуле человек
был праведен,
ему иногда
обещается,
что он не
согрешит в
следующем
гилгуле. См.
также
Вайоэль Моше
2:18-19
относительно
того, как незначительный
грех может
быть послан
человеку, и это
приведет
также к
мицве.
[18] См.
также наш
комментарий
к главе Лех
Леха.
[19] См.
Пирке Авот 4:2:
“Бегите за
мицвой и
подальше от
греха. Мицва
приводит к
другой мицве,
а грех
приводит к
другому
греху”. Это
относится
даже к греху
лешем
шамайим, и
это - одна из
причин,
почему этот
путь
настолько
опасен, см.
Коль Элияу к
Пирке Авот.
[20] См.
Йерушалми
Сота 7а.
Поэтому он
был позже
взят в плен в
Газе – в этом
городе началось
его духовное
падение, и он
имел отношения
с
нееврейской
женщиной (см.
Шофтим, 16:1).
[21] Берешит Раба 98:14.