Лерефуа
Шлема шел
Авраам Моше
бен Мириам Това
Вопрос: В
этой
недельной
главе
описывается
как после
смерти Якова,
братья
Йосефа испугались,
что теперь он
им отомстит.
Как объяснить
их
дальнейшее
поведение, и
почему этот
эпизод
описан лишь
после
похорон Якова,
а не сразу
после его
смерти?
Ответ:
Как известно,
Тора нигде не
описывает,
узнал ли Яков
детали о
продаже
Йосефа. Хотя
может он и
подозревал
братьев, но
возможно он
всю жизнь
думал, что
Йосефа взяли
в рабство
проходящие
караваны
где-то на
пути, пока он
еще не дошел
до братьев[1].
В любом
случае, при
жизни Якова,
Йосеф конечно
же не
отважился бы
попытаться
отомстить своим
братьям[2].
Но теперь,
когда Яков
умер, у
братьев были
серьезные
опасения, что
Йосеф с ними
"рассчитается".
Наверно
во время
траура по
отцу, братья не
боялись, что
скорбящий
Йосеф
займется местью,
но позже,
когда отец был
уже похоронен,
их опасения
увеличились.
Рабби Яков[3]
Баал Атурим[4]
приводит
интересное
объяснение,
что когда
Йосеф на
обратном
пути после
похорон проходил
около той
ямы, куда его когда-то
сбросили братья,
он сделал
броху: " ...
Который
сделал мне
чудо[5]
на этом месте[6]".
Когда
братья
увидели, что
Йосеф все еще
помнит, о том,
что они ему
сделали, они
испугались, и
пытались его
успокоить и
просить[7]
о прощении[8].
Йосеф и здесь
показал свою
праведность.
Он сказал им:
«Разве я
вместо Б-га»?
Наши мудрецы также
добавляют,
что он успокаивал
братьев,
говоря: «Раз десять
свечек не
потушили
одну, неужели
одна сможет
потушить
десять[9]?
Вдобавок,
если я теперь
Вас накажу,
что скажут
про меня
Египтяне[10]?»
Да
заслужим и мы
любить друг
друга,
беспокоится
об уважении
других,
давать им
«сохранить
лицо» и всегда
прощать их
проступки!
[1] Согласно
Мидраш Раба,
Яков не
только узнал,
что его
сыновья
виноваты в
этом деле, но
и знал, что
совет
продать был
дан Йехудой
(см. Берешит
Раба 97:7, см.
также Рашбам
49:9, который
спорит с
этим). Рамбан
(45:27) считает,
что Яков так
никогда и не
узнал, что
братья виноваты
в продаже.
[2] Даже
злодей Эйсав
хотел
рассчитаться
с Яковом
только после
смерти отца.
[3] Рабби
Яков сын
Рабейну
Ашера (Роша)
был один из
последних
Ришоним (см. наши
слова к
подсказкам
истории
десяти
веков), и
закончил
этот
грандиозный
период
великой галахической
работой
"Тур"
состоящей из
четырех
частей (см. нашу
статью о
каббалистическом
смысле этого
разделения).
Он также
написал
двойной
комментарий к
Пятикнижию.
Первый
короткий
комментарий
занимается различными
подсказками: гематриями,
одинаковыми
словами,
первыми и последними
буквами слов
и предложений,
перестановкой
букв, Месорой
и т.п. Вторая часть
комментарии
написана
обычным стилем
и
основывается
на словах его
отца, а также
комментариях
Рамбана и
других.
Иронией
судьбы, эта
главная
часть
комментарий
была
напечатана
лишь недавно,
а первая -
второстепенная
часть появляется
во всех
стандартных
изданиях
Микраот Гедолот.
Воистину,
"все зависит
от мазаля, даже
Сефер Тора в
храме" (см.
Тикуне Зоар
99б).
[4] 50:15, см.
также Берешит
Раба 100:8.
[5] Наверно
Баал Атурим
подсказывает
драшу Хазал,
что в яме
водились
змеи, и Йосеф
уцелел
чудесным
образом.
[6] Хотя
это
благословение
было
установлено нашими
мудрецами
гораздо
позже, тем не
менее, жизнь
древних
поколений
еще со времен
праотцев, была
построена на
многих
законах Торы
и даже на
раввинских
постановлениях
будущего. Без
сомнения, и
Яков
благодарил
Всевышнего
за еду, хотя
конкретный
нусах брохи
был
установлен гораздо
позже (отсюда
известное
объяснение
детям, что
Яков ел с
брохой, а
Эйсав съел
чечевицу без
благословения
...). Также наши
мудрецы
считают, что
Йехуда носил
тефилин.
Конечно, в
нем не было
написано, что
Творец вывел евреев
из Египта, но может
быть Йехуда
носил
какой-то
знак, где
было написано,
что
Всевышний
вывел его
прадедушку Авраама
из Ур Касдим ...
[7] Интересно,
что братья
разрешили
себе ради мира
сказать
неправду,
говоря, что
Яков перед
смертью
сказал, чтобы
Йосеф их
простил (см.
Йевамот 65б).
[8] Интересно,
что согласно
комментарию
Рабейну
Бахье (50:17), хотя
Йосеф их
успокоил, не
говориться,
что он их
полностью
простил.
Согласно
каббалистам,
в другой
жизни
братьям Йосефа
пришлось испытать
страдания
согласно
провинности,
и только
тогда их грех
был смыт (см.
наши слова к
главе Везот
Абраха).
[9] См.
Псикта Рабти,
29.
[10] Йосеф
конечно не
хотел, чтобы
Египтяне знали,
что его
собственные
братья
продали его в
рабство, ведь
это бросит
тень на всю
семью и на него
самого.