Глава Ваякхель:
Лерефуа шлема шель
Раиса бат
Соня.
1.
Когда
происходили
события,
описанные в
нашей главе?
Согласно
традиции, Моше
спустился со
вторыми
скрижалями в Йом Кипур
(хотя есть
мнение, что
это
произошло на
день позже).
После этого
он объявил о
заповеди
построить Мишкан, и
евреи стали
приносить
разные
материалы, что
заняло три
дня. Дальше
началось
само строительство,
которое
согласно
некоторым
традициям
заняло
немного
более двух
месяцев (см.
также шестой и
седьмой вопросы
к следующей
главе).
2. Почему
именно
принцы
принесли
драгоценные
камни для Хошена
и Эйфода (Шемот 35:27)?
На этих
камнях были
написаны
имена колен.
Существует
мнение, что
каждый из
принцев подарил
камень
соответствующий
его колену.
3. Всевышний
дал Бецалелю
«Хохма, Твуна
и Даат» (35:31).
В чем разница
между этими
видами
мудрости?
Это тема
требует
очень
подробного
обсуждения, и
многие
концепции
Кабалы
основаны на
ней, но, во
всяком
случае,
комбинации «Хохма,
Твуна и Даат» или
«Хохма, Бина
и Даат»
присутствуют
во многих местах
Танаха
(см. Мишле
3:19-20, см. также Деварим 1:13),
и также
являются
характеристиками
Машиаха
(см. Йешаяху
11:2). Слово «Хохма»
переводят
как мудрость
(т.е. общие
накопленные
знания). «Бина»
и «Твуна» –
это
понимание
одного из
другого
(постепенное
изучение накопленной
мудрости; что
касается различия
между «Биной»
и «Твуной»,
см. например Малбим, Мишле 2:3). «Даат» связан
с
практическим
применением
предыдущих двух.
4. Сколько
хлебов
стояло на
столе в
Храме? Почему?
Двенадцать,
супротив
двенадцати
колен.
5. Какой
высоты был
жертвенник в Мишкане?
Хотя Тора
говорит, что
жертвенник
был высотой в
три Амы
(полтора
метра), есть
диспут,
имеется ли в
виду вся
высота или
только его
часть (см. Зевахим
59б). По другому
мнению, общая
высота была 10 Амот.
6. А какой
высоты и
какого размера
был
жертвенник в Первом
Храме?
Почему?
Для Храма
жертвенник Моше (5 на 5 Амот) был
слишком мал,
и Шломо
сделал
жертвенник
большего
размера. Простой
смысл в Дивре
Аямим (2:4:1) что
он был 20 на 20 Амот,
но Хазаль
считают, что
у основания
он был несколько
шире. Во
время Второго
Храма мы
знаем из слов
Хазаль, что
жертвенник
был площадью
в 32 на 32 Амот
у основания,
но немного
сужался к
верху (см. также
Мишна, Мидот
3:1). Высота всех
трех
жертвенников
была в 10 Амот
(Рамбам,
Бет Абхира
2:5, хотя про
жертвенник Моше есть
диспут, как
мы написали в
пятом ответе).
7. Как
выглядели
«рога»
большого
жертвенника?
А какие рога
были у
маленького
жертвенника
для
благовоний?
Хотя есть
диспут на
этот счет,
мнение Хазаль,
что рога
большого
внешнего
жертвенника были
просто
кубами со
стороной в аму
(примерно в
полметра).
Что касается
маленького
внутреннего
жертвенника,
возможно, они
выглядели
как
небольшие
рожки, но по
многим
мнениям и они
были просто
небольшими
кубиками.
8.
Если после Шмоне
Эсре
невозможно
отойти назад,
т.к. там кто-то
молится, что
делать?
Если есть
возможность
отойти по
диагонали,
так чтобы не
проходить перед
молящимся на
расстоянии
ближе двух
метров, то
можно так
сделать. В
противном
случае следует
остаться на
месте и
стоять, пока
не появится
возможность
отойти, но
можно при
этом
заниматься
Торой.
9.
Если вначале Шмоне Эсре
невозможно
сделать три
шага назад, и
три шага
вперед, т.к. сзади
уже кто-то
начал
молиться, как
поступить?
Можно
просто
начинать
молиться на
месте где
стоишь (или,
если
возможно,
просто
сделать три
шага вперед
не отходя назад).
10.
При каких
обстоятельствах
можно отойти
в другое
место
посередине Шмоне
Эсре?
В принципе
ходить во
время Шмоне
Эсре
запрещено, но
этот запрет
мягче, чем
запрет
разговаривать,
поэтому в
каких-то
случаях можно
разрешить
отойти.
Например,
если телефон
звонит
беспрерывно
и мешает
сосредоточиться,
можно
подойти и
отключить
его. Также,
если человек
забыл
какой-то
закон по
отношению к Шмоне Эсре,
(например,
нужно ли
возвращаться,
если забыли
сказать Ахелех
Амишпат
в 10 дней
раскаяния)
можно
подойти к
книге, в которой
можно найти
данный закон.
Вопросы
на смекалку.
Сефардскими
сегодня
называют евреев,
выходцев из
Испании. А
где Сефарад
упомянут в Танахе, и
что это было за место?
Сефарад упомянуто в
конце
пророка Овадии,
но скорее
всего это
место было
недалеко от
Израиля и не
имеет
отношение к
Испании. Позже,
когда евреи
попали в
Испанию, они
стали
называть
свою страну «Сефарад»,
т.к. Spain (Спания)
звучит
похоже (ф
и п в
Иврите одна и
та же буква, и
в некоторых сефардских
общинах פ - ф без дагеша
произносится
также как с дагешем - п).
А почему
восточных
евреев,
например
Бухарских и
Горских тоже
называют Сефарадим?
Большая
часть бывших Сефардских
евреев после
изгнания 500
лет назад
были разбросаны
среди разных
общин
ближнего
востока и
северной
Африки и их
всех теперь
называют Сефарадим.
Кроме этого
обычаи всех
этих общин
похожи, в
отличие от Ашкеназим,
которые
когда-то
следовали
традициям
Израиля, а не
Вавилона, и
даже когда
был принят Вавилонский
Талмуд, у Ашкеназов
осталось
много старых Минхагим. Также
после выхода
в свет Шулхан
Аруха,
восточные и Сефардские
евреи
следуют
постановлениям
Р. Йосефа Каро, а Ашкеназим
– Р. Моше Иссерлесу
(Рема). Получается,
что в
отношении
законов и нусаха
молитв, евреи
из Испании
почти не
отличаются
от восточных
общин, и поэтому
многие
называют их
всех «Сефарадим».
Йеменские
евреи (Тейманим)
во многом
следуют
уникальным
законам, не как
другие Сефардим.
А что значит
слово «Тейман»
и какое
место
называлось
этим
названием в Танахе?
Тейман был
внуком Эйсава
- Эдома.
Похоже, что
место
«Тейман» было
позже тоже на
территории Эдома, т.е.
не далеко от
Мертвого
Моря, в
сегодняшней
Иордании (см.
Амос 1:12).
Позже, когда
евреи попали
в Йемен, они
стали
называть
свою страну
Тейман, видимо
из-за
созвучия.
Кроме этого,
слово Тейман еще
значит на
Иврите «юг»,
что вполне
подходило для
Йеменских
евреев, ведь
это была одна
из самых
южных
диаспор.
Горские
евреи жили на
Кавказе. А
каких средневековых
мудрецов в
западной
Европе называли
дословно
«горскими»?
В
средние века,
на
территории
современной южной
Франции
несколько
мудрецов
жили в
гористом
городе Монпелье (это
слово
по-французски
намекает на
гору в этом
городе). Их
называли Р. Шломо Мин Хахар (с
горы), Р.
Авраам Мин Хахар и
т.д.
Получается
они были
в каком то
смысле
«горскими»
евреями.