Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Ваэтханан.

 

1. Почему Тора именно в этом месте (4:41) описывает о том, как Моше выделил три «города убежища»?

 

Последний месяц жизни, Моше повторял с еврейским народом разные законы, и т.к. основная цель изучения – ради соблюдения, он сразу отделил города убежища на тех территориях, которые уже были завоёваны. (Заметим, что согласно Талмуду, эти города не действовали, пока Йехошуа не отделил другие три города с западной стороны Иордана).

 

2. Где именно находились три города убежища, которые отделил Моше?

 

Согласно Талмуду они были равноудалены друг от друга, чтобы сделать бегство в один из них оптимально быстрым из любой точки восточных территорий.

 

3.  Хотя в Главе Йитро по отношению к «Десяти Заповедям» не используется выражение «Асерет Адварим» (Десять Изречений), это выражение используется в нашей главе. А в каких еще главах оно используется?

 

В главах Ки Тиса, и в главе Экев.

 

4. Откуда взялась идея, что эти заповеди имеют особый статус в Иудаизме?

 

Считается, что Асерет Адиброт каким-то образов включают все заповеди (см. Раши, Шемот 24:12 от имени Рава Саадия Гаона). Но вообще-то Хазаль не придавали именно этим заповедям особое значение, и даже наоборот боялись, что если люди будут особенно подчеркивать эти заповеди, это приведет к игнорированию остальных заповедей, которые не менее важны.

 

5. Из слова «Шма» (слушай) учится определенная халаха, но в Талмуде есть два мнения о том какая именно. В чем состоит этот диспут?

 

Один мудрец считает, что слово Шма (слушай) подчеркивает, что нужно слышать то, что произносишь, и невозможно читать Шма так тихо, что даже самому не слышно. Другой мудрец считает, что слово Шма подчеркивает, что можно читать Шма на любом языке (на котором возможно слушать). В принципе халаха следует второму мнению, но читать Шма на других языках не рекомендуется, т.к. трудно сделать адекватный перевод. Что касается чтения Шма тихо шепотом, желательно слышать то, что произносишь, первый стих принято произносить вслух. В любом случае, если Шма прочли про себя, не произнося слов, то заповедь не выполнили.

 

6. Сколько из 613 заповедей учится из отрывка Шма?

 

В параграфе Шма упомянуто много разных заповедей, но есть разные мнения, какие именно заповеди Торы включены в этот отрывок. Существует диспут о том, является ли само чтение Шма заповедью Торы, и если да, то считается ли чтение днем и ночью – одной заповедью или двумя?  Вдобавок есть диспут, считать ли ручной и головной Тефилин двумя заповедями или одной. Согласно Рамбаму, всего в отрывке Шма 7 заповедей: Чтение Шма, Вера в Единство Всевышнего, Любовь к Творцу, Изучение и Обучение Торе, ручной Тефилин, головной Тефилин, и Мезуза. (Заметим также, что хотя Рамбам считает как одну мицву изучение Торы и обучение Торы, некоторые полагают, что это две заповеди, но обычно заповедь изучения Торы учится не из нашей главы).

 

7. Почему буквы Аин и Далет в первом стихе большие?

 

Одно из объяснений: вместе они составляют слово «Эд» (свидетель).

 

Вопросы по Халахе:

 

 

8. В жаркие дни можно ли молиться без верхней одежды?

 

В принципе желательно молиться одетым так, как при встрече с важными людьми. Но по букве закона, можно молиться и без пиджака или костюма, постольку поскольку все тело закрыто. Но запрещено молиться Шмоне Эсре в майке без рукавов, (хотя Шма можно читать даже голым по пояс, если хотя бы прикрыта нагота).

 

9. Если человек помолился без ермолки, нужно ли молиться заново?

 

По большинству мнений его молитва засчитывается.

 

10. Если замужняя женщина молится одна у себя дома, нужно ли ей покрывать волосы? А нужно ли ей покрывать волосы, когда она делает просто благословения?

 

Есть неуверенность на этот счет. Во всяком случае, для остальных благословений, она может быть мягкой (хотя особо скромные женщины вообще не сидят дома без покрытия волос, даже когда их никто не видит).

 

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. Почему эту Субботу называют Субботой утешения?

 

В этот Шаббат читают Хафтору «Нахму Нахму Ами» (утешайся, утешайся мой народ), и это Суббота утешения, после Девятого Ава.

 

12. Из какого пророка читают следующие 7 хафтор и почему?

 

После Девятого Ава, мы читаем отрывки утешения из второй части Йешияху, т.к. это пророчества утешения, описывающие возвращение из Вавилонского изгнания.

 

13. В нашей главе одно и то же слово написано (кетив) одинаково, но читается (кри) по-разному. Какое это слово?

 

Слово мицвото – «Его мицва» (מצותו) читается в стихе 5:9 как мицвотай (Мои мицвы), а в стихе 7:9 как мицвотав (Его мицвы).

 

Предыдущая глава