Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
этой
недельной
главе (7:30)
упоминается
концепция
"тнуфа" -
трясения
определенных
частей жертв.
Как делали
эту мицву и в
чем ее смысл?
Ответ:
Наша
недельная
глава
продолжает
законы
приношений, с
которых
началась книга
Вайикра, и
добавляет
многие
детали, которые
не упомянуты
в предыдущей
главе[1].
В частности,
упомянута
новая деталь
приношения
"шламим" -
мирных жертв.
Правая задняя
нога и грудь
жертвы отдавали
для еды
священникам,
но при этом
нужно было
сделать
процедуру
"тнуфа[2]".
Согласно
нашим
мудрецам,
процедура
"тнуфа"
производилась
в точности,
как трясут в
Суккот Лулав
с остальными
растениями: в
четырех
направлениях
света, а
также вверх и
вниз. Этим человек
указывает на
власть
Творца[3]
во всех
направлениях!
Но Талмуд не
обсуждает, в
каком
порядке
нужно трясти.
В
отношении
трясения
Лулава[4]
существует
два основных
обычая -
простой и кабалистический.
Согласно
простому
обычаю, т.к.
Талмуд
говорит о
тряске в
четырех
направлениях,
и вверх и
вниз, то сначала
трясут в
четырех
направлениях,
а потом вверх
и вниз.
Порядок
четырех
направлений,
как обычно "в
правую
сторону" т.е.
против
часовой
стрелки[5].
Кабалистический
способ
основан на
писаниях
Аризаля[6].
Дело в том,
что эти шесть
направлений
связаны с шестью
Сфирами от
Хесед до
Йесод[7]:
Хесед |
Доброта |
Правая
Сторона (Юг) |
Гевура |
Сила |
Левая
Сторона
(Север) |
Тиферет |
Гармония |
Середина
(Восток) |
Нецах |
Вечность |
Вверх |
Ход |
Великолепие |
Вниз |
Йесод |
Фундамент |
Назад
(Запад) |
Получается,
что порядок
трясения
согласно
порядку Сфир[8]:
направо,
налево,
вперед,
вверх, вниз,
назад.
Да
заслужим мы
увидеть
своими
глазами службу
в Святом
Храме и
приносить
мирные жертвы
и выполнять
правильно все
заповеди
связанные с
ними.
[1] Например,
законы о том
как
поступать с
золой на
жертвеннике,
законы того в
каких случаях
священники
едят часть
мучной
жертвы, а в каких
она вся
сжигается,
законы
окашерования
сосудов, в
которых
варили части
жертв, дополнительные
законы о
распределении
мирных жертв
и т.п.
[2]
Коэн тряс
вместе с
хозяином
жертвы. В
принципе,
"тнуфа"
упоминалась
и раньше, в Шемот
(29:24-27), но там речь
шла об уникальных
процедурах в
начале
установления
Храма, и
самих Левиим
тоже
"трясли" перед
их
вступлением
на службу (см.
Бемидбар 8:11). Замечу,
что мицва
"тнуфа"
производилась
не только с
частями
"шламим".
[3] Заметим,
что и те
части жертв,
которые
отдавали
священникам,
считались
частью
пожертвований
Всевышнему,
Который
отдает
священникам
как бы "со
Своего
стола" (см.
Сфорно к
нашему стиху
7:30, см. также
Бейца 21а).
[4] Наверно
когда
вернутся
Храмовые
приношения в
Третьем
Храме, этот
диспут будет
разрешен как
и остальные
(см. Йома 5б), и
будет лишь
один обычай о
том, как
делать
"тнуфу".
[6] См.
Шаар
Акавонот,
предисловие
к Суккоту, см.
также Сиах
Йицхак, Друш
Лешабат
Берешит. Этот
способ
основан на
Книге
Творения (Сефер
Йецира) -
одной из
древнейших
Кабалистических
книг, кратко
описывающих
систему
десяти
Сфирот и 22
букв
Еврейского
Алфавита. При
этом буквы
делятся на
три
категории: 3 "мамы",
7 "двойных
букв" и 12
остальных букв.
Во многие
еврейских
традициях и
законах
также
фигурируют
эти три
числа: 3, 7 и 12 и
они связаны с
этим
разделением.
[7] См.
наши слова к
главе Трума
и нашу статью
про десять
веков.
[8] Сам
человек
стоит,
повернувшись
на восток. В
данном
случае это не
зависит от
направления
молитвы,
которое "на
восток"
только если
молящийся
сам на западе
от
Иерусалима,
например в
Западной Европе
или в Америке.