Глава Трума:
Лерефуа шлема шель
Раиса бат
Соня.
1. Талмуд
говорит, что
для Храма
можно было использовать
только
кошерные
материалы. Как
же тогда
объяснить,
что
использовались
краски из Техелет,
Аргеман, Толаат Шани, а
также шкуры Тахаш,
которые
использовали
для покрытия
Храма?
Возможно,
запрет
использовать
некошерные
материалы не
относился к
краске. Что
касается Тахаша,
в Талмуде
(Шабат 28а)
действительно
есть мнение,
что это было
какое-то
кошерное
животное
(возможно
больше не
существующее,
см. Йерушалми,
Шабат 17а). Но по
мнениям, что Тахаш был
каким-то
морским
млекопитающим
(нарвал или
дюгонь, см.
«Живая Тора»
Рава Арье
Каплана), на
самом деле не
только
кошерные животные
годились для
строения
Храма.
2. Сколько
разных
покрытий
было у Храма?
В Талмуде
(Шабат 28а) есть
диспут, было
ли всего три
или четыре
покрытия.
Есть мнение,
что покрытие из
шкур «Тахаша»
было в одном
слое со
шкурами
баранов. Вдобавок,
под ним были
покрытия из
козлиного волоса
и из
разноцветной
ткани.
3. В каком
направлении
стояла Менора
в Храме?
Сама Менора
стояла в
южной части
Храма, но
есть диспут о
том, как она
была
направлена.
Есть мнение, что
она стояла с
востока на
запад, а по
другому
мнению, с юга
на север. От
этого
зависит и
вопрос о том,
как ставить Ханукальную
Менору в
синагоге (см.
Трумат Адешен 104 и
Бет Йосеф,
671). Халаха
следует
первому
мнению, и Менору
в синагоге
ставят в
восточно-западном
направлении.
4. А сколько Менор
стояло в
Храме Шломо?
Почему? А во Втором
Храме?
Шломо
поставил
было 10 Менор
(Мелахим
1:7:59), так как все
в Первом
Храме было
особенно
грандиозно. Согласно
нашим
мудрецам эти
десять Менор
были кроме
главной Меноры
Моше, но
только Менора
Моше
использовалась
для
зажигания
(см. Йерушалми,
Шекалим
27а). А во Втором
Храме стояла
одна Менора,
как в Мишкане
в пустыне
(так выглядит
из Мишны в Шекалим,
но из Геморы
Йома 51
выглядит, что
и во Втором
Храме было 10
столов, а
значит и 10 менор,
см. также Тосафот
ХаРид в
этом месте, возможно,
как
предполагает
профессор Михельсон,
в начале
Второго
Храма была
одна Менора,
а при
правлении
Ирода были
сделаны еще).
5. Какая
отдельная
заповедь (из 613)
относилась во
все времена к
Святому
Ковчегу?
Не вынимать
шесты из
Ковчега (см.
Сефер Амицвот 86, Семаг 296, Сефре Ахинух
96).
6. В конце
главы Йитро
(20:21) было
написано, что
жертвенник
нужно делать
из земли.
Почему же в
нашей главе
(27:1-2) описывается,
что
жертвенник
делали из
дерева, покрытого
тонким слоем
меди?
По многим
мнениям, речь
идет об одном
и том же
жертвеннике.
Сам он
состоял из
досок, покрытых
медью, и его
заполняли
землей на
каждом месте
стоянки (см.
Раши 20:21).
7. В каком
направлении
находилась
самая святая
часть Храма?
Почему?
В западном, и
как учит
Талмуд (Бава
Батра 25а) – «Шхина» на
западе,
(некоторые из
мудрецов
даже считали,
что из-за
этого
молиться
следует всегда
в западном
направлении,
но в Тикуне
Зоар
написано, что
этого не
следует
делать, см.
21-ый Тикун
и комментарий
Бен Йехояда
к этому
месту). В
любом случае
у нас Халаха
следует
мнению, что
молиться
всегда следует
в
направлении
Иерусалима, (см. Тосафот,
Бава Батра
25а и Рош, Берахот 4:19).
8. Если
человек
начал
молиться, и
посередине Шмоне
Эсре
вспомнил, что
он уже
помолился,
что теперь
делать?
Надо
прерваться
сразу.
9. Если мама
начала
молиться Шмоне Эсре, и
закричал
ребенок,
можно ли
подойти к нему
и дать соску
или покачать,
чтобы он не
мешал
молиться?
Да, если
иначе он
мешает
сконцентрироваться.
10. А если ребенок
рядом с ней
покакал, что
теперь делать?
Следует
отойти на два
метра от
конца запаха,
и только
потом
продолжать Шмоне
Эсре.
Если это
невозможно, и
приходится
менять ребенка
во время Шмоне Эсре, то
если это
заняло
столько
времени,
сколько
занимает сказать
все Шмоне
Эсре от
начала до
конца, тогда
нужно
молиться заново.