Леилуй Нишмат Фейга бат Яков.

 

Вопрос: В нашей главе детально описываются различные предметы храма, один из которых - семисвечник (Менора). Какую цель преследовала Менора и в чем смысл деталей ее устройства?

 

Ответ: Из всех предметов Храма[1], Менора представляет для нашего народа особую важность. Во-первых, простой смысл ее функции кажется самым духовным: в отличие от других предметов Храма, где сжигались жертвы, прыскалась кровь, стояли хлеба, или сжигали благовония, Менора давала лишь свет[2]. В еврейской традиции свет, в особенности от сжигания оливкового масла[3], ассоциировался с мудростью Торы[4].

 

Кроме этого, из всех действий в Храме, после его разрушения лишь зажигание Меноры[5] напоминает нам о нем[6]. В случае остальных приношений, мудрецы наоборот боялись устанавливать обычаи подобные Храмовой службе, чтобы люди не подумали, что можно приносить жертвы вне Храма[7]. Лишь в случае зажигания Меноры во время Хануки, мудрецы оставили обычай, подобный службе в Храме. С тех пор, Менора стала одним из опознаваемых знаков еврейства.

 

Менора была сделана из цельного[8] куска чистого[9] золота, весом ровно в один кикар[10]. Основная идея Меноры[11] связана с ее симметрией[12], которая проявлялась и в количествах ее составных[13] частей и в ее размерах. В форме Меноры было семь светильников, 22 «чашечки», 11 «мячиков» и 9 «цветков[14]». Всего элементов Меноры было 7+9+11+22=49, в соответствии с 49 из пятидесяти «вратами мудрости» - а сама Менора соответствовала пятидесятым воротам[15].

 

Интересно, что пять книг Торы тоже начинаются со стихов составляющим частям Меноры. В первом стихе книги Берешит - 7 слов, как светильников семисвечника, в первом стихе Шемот - 11 слов, супротив «мячиков», в первом стихе Вайикры 9 слов, супротив «цветков», в первом стихе Бемидбар 17 слов, супротив высоты основной[16] части Меноры, и наконец, в первом стихе Деварим 22 слова, как количество «чашечек».

 

Да заслужим мы, чтобы слова Торы всегда освещали наш жизненный путь, и чтобы в наши время отстроился Храм, где будут снова зажигать золотую Менору.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Имеется в виду и переносной Храм в пустыне (Мишкан), и два Храма в Иерусалиме, построенные гораздо позже, и Третий Храм, описанный пророком Йехезкелем (40-43). Хотя в структуре зданий есть некоторые различия (см. Рамхаль «Мишкане Эльен»), основные предметы, описанные в нашей главе присутствуют во всех этих Храмах. Интересно, что в Первом Храме царь Шломо сделал десять дополнительных Менор (см. Мелахим 7:49).

[2] Фотон - частица, не имеющая массы покоя, можно сказать самая духовная из всех. Не случайно, в Кабале и Хасидусе, Присутствие Творца сравнивают со Светом. Хотя это лишь видение, и у самого Творца нет никаких физических атрибутов, но и для сравнения взят наиболее духовный из элементов. (Также и многие переживших клиническую смерть рассказывают об увиденном "Добром Любящем Свете", см. также Зоар 1:98а).

[3] См. Менахот 85б.

[4] См. Рабейну Бахъе 25:31, Аэмек Давар 37:39.

[5] См. также Рамбан Бемидбар 8:2, см. наши слова к главе Беаалотха.

[6] На самом деле есть еще обычаи в память о Храме (см. Сукка 41а, 44а), но они не относятся к самой Храмовой службе.

[7] См. Песахим 116б, Бейца 23а. По этой причине мы даже не едим жареное мясо в ночь Песаха, чтобы не выглядело, что это Пасхальная Жертва. 

[8] Возможно, здесь подсказывается цельность Торы. Ни одна идея Торы не "припаивается" к ней, но всё взаимосвязано, и каждый "хидуш" вытекает из общего целого (А. Лейб Гурвиц).

[9] См. также Менахот 29а. Заметим, что и масло для Меноры было самого лучшего качества (там же 86а).

[10] Примерно 70 килограмм.

[11] Заметим, что и еврейские философы (см. например Ибн Эзра 25:40), и мудрецы Кабалы, считают, что Храм был "маленьким миром" и его элементы подсказывают также разные части человеческого тела - другого маленького мира (см. наши предыдущие комментарии к главе Трума, Мишкан также объединял весь еврейский народ и был сделан из материалов данных всеми).

[12] Свет от зажженных в них фитилей был направлен в сторону центрального ствола.

[13] Хотя Менора была сделана из цельного куска золота, а не из разных припаянных вместе частей, в ее стволах были эти различные узоры.

[14] Чашечки, мячи и цветки были вырезаны прямо на ветвях Меноры.

[15] См. Рош Ашана 21б. Точное производство Меноры вызвало затруднения у самого Моше (см. Менахот 29а), ведь ему было открыто «только» 49 ворот (см. также Торат Хемед). Один из известных Израильских математиков, родом из Риги - Даниэль Михелсон, написал несколько статей на Иврите и по-английски, по поводу деталей производства Меноры. В этих статьях он использует свои математические знания для объяснений разных мнений устройства Меноры (его сайт: truthofland.co.il).

[16] Не включая последнюю тефах (см. Ор Тора, 31 от имени ГР”А). Идея Меноры подсказывающей начала всех книг Торы подсказана стихом в Техилим 118:130: «Начало слов Твоих  засветит». Также и 67-ой псалом построен по форме Меноры (и в такой форме он печатается во многих сефардских сидурах). Не считая предисловия в первом стихе, сам псалом имеет 49 слов в семи стихах, симметричных относительно среднего стиха (в стихах по 6, 6, 7, 11, 7, 6, и 6 слов соответственно), а в среднем стихе ровно 49 букв. Также и слово «Тора» появляется с равноудаленными интервалами в 50 и 49 букв в начале и конце всех книг Пятикнижия, кроме средней книги – Вайикра, где появляется Имя Творца с интервалами в 7 букв (Торат Хемед).