Вопрос: В
начале этой
главы, мы
читаем про собирание
пожертвований
для Мишкана и
для службы в
нем. В том
числе, наш народ
должен был
дать[1]
растения[2],
которые
использовали
для
благовоний
(Кеторет[3]).
Какие это
были
растения[4]
и в чем смысл
их
воскурения?
Ответ:
Все, что
происходило
в Мишкане, а
позже в нашем
Святом Храме,
конечно, было
построено
согласно
глубоким
духовным
принципам[5].
В том числе и
мицва
воскурения
благовоний играла
очень важную
роль в
служении.
Конечно,
простой
смысл
состоял в
том, чтобы на
территории
Храма был
приятный
запах, который
в том числе
удалял
возможные
плохие запахи
от
приносимых
животных[6].
Кроме
того, как мы
уже
обсуждали в
наших комментариях
раньше, Храм
в общем по
структуре
соответствовал
человеческому
телу. Внешняя
часть Храма,
где на
большом
жердиннике
прыскали
кровь и
сжигали мясо
и жиры, было
подобно
нижней части
туловища, с
пищеварительной
системой.
Посередине
храма, в его
более святой
части,
воскуряли
Кеторет, как
легкие
человека,
куда попадет
кислород[7].
Тем не
менее, в
воскурении
Кеторет есть
и гораздо
более
глубокие
причины. Не
случайно, наши
мудрецы учат[8],
что во время
мора помогает
чтение
названий
одиннадцати
пряностей
входящих в
состав
Кеторет[9].
Как
объясняет
Аризаль[10],
Тикун
Кеторет был в
выделении
искорок святости,
попавших в
Ситру Ахру
(нечистую
сторону).
Одиннадцать
растений
Кеторет
соответствовали
десяти
Сфирам
внутреннего света,
поддерживающего
нечистую
сторону, и "Ор
Макиф" –
внешнему
свету вокруг
них[11].
ГР”А и
Аризаль
объясняют
порядок
одиннадцати
благовоний
следующим
образом[12]:
Название
растения |
название по-русски[13] |
количество
в Манэ[14] |
Сфира |
Натаф[15]
(Цри) |
Бальзам |
70 |
Кетэр[16] |
Шечелет
(Ципорен) |
Гвоздика |
70 |
Йесод[17] |
Хелвона |
Гальбан[18] |
70 |
Малхут[19] |
Левона |
Ладан[20] |
70 |
Окружающий
Свет |
Мор |
Мирра |
16 |
Хесед[21] |
Кциа |
Кассия |
16 |
Гвура[22] |
Шиболет
Нерд |
Стебель
Нарда |
16 |
Тиферет[23] |
Карком |
Шафран |
16 |
Нецах[24] |
Кошт[25] |
Костус |
12 |
Хохма |
Килуфа |
Корица |
3 |
Бина[26] |
Кинамон |
Кора
Корицы |
9 |
Ход[27] |
[1] Насчет
того, откуда
у евреев в
пустыне
появились
эти редкие растения,
существует
несколько
объяснений,
но самое
простое из
них – что они
покупали пряности
у проходящих
восточных
караванов
(Абарбанэл).
[2]
Заметим, что
по некоторым
мнениям, не
все из
благовоний
были
растительного
происхождения.
[3] Более
подробно о
мицве
Кеторет, Тора
пишет в главе
Ки Тиса, но
здесь
написано
лишь о собирании
растений
требуемых
для воскурения.
[4] В
письменной
Торе
упоминаются
только четыре
основных
растения,
остальные
упомянуты в
Талмуде
(Критут 6а).
[6] См.
Рамбам, Море
Невухим 3:45.
[7] Заметим,
что во
времена
Талмуда и
после трапезы
было принято
сжигать
пряности,
наслаждаясь
приятным
запахом.
Таким
образом "стол"
мудреца Торы
был подобен
жертвеннику.
Еда
соответствовала
жертве, а
пряности -
Кеторет.
[8] Зоар
1:101а.
[9] Сам
Аарон
предотвратил
смерть,
используя Кеторет
(см. Бемидбар
17:11-13, см. также
Талмуд, Шабат
89а).
[10] Шаар
Акавонот, 3.
[11] Идея
«окружающего
света»
связана с
Общим
Управлением
Милосердия, и
Волей
Всевышнего,
проникающей
везде
(см. Рамхаль,
Клалим
Ришоним, 7 и
Лекутим
после
комментарий ГР”А к
Сифра
Децниута).
[12] Р. Нафтали
Герц Алеви в
Сидур АГР”А
приводит множество
объяснений
на эти
соответствия,
часть из них
мы вкратце
приводим
ниже в пометках.
[13]
Конечно, не
все названия
известны
точно, см.
ниже.
[14] Манэ –
мера веса
примерно в пол
килограмма.
[15] Слово
Цри состоит
из букв после
слова «кетаф»,
и
подсказывает
этим бальзам,
вытекающий из
дерева кетаф
(см. Шабат 26а).
[16] Как
роса,
вытекающая
из верхней
Сфиры (см. Зоар
2:88а, 2:136б, 2:176б).
[17]
Ципорен
обрабатывали
с помощью
щелка и вина,
супротив
Управления
Хохмы и Бины,
которое
спускается
через Йесод.
[18] Запах
Гальбана –
неприятный,
но и он
участвует в
смеси для
Кеторет.
Талмуд учит
отсюда, что
во время
раскаяния и
постов
общины, нужно
чтобы
присоединились
и грешники (Критут
6б).
[19] Свет
Малхут
спускается
даже в
нечистые миры,
см.
предыдущую
пометку.
[20]
Интересно,
что Левона
происходит
от слова «отбеливание»,
как Ор Макиф
очищает все
плохое (см.
Рамхаль,
Пинот
Амеркава).
Ладан также
воскуряли в Храме
с целым рядом
мучных
приношений и
при
распределении
Двенадцати
Хлебов по Субботам.
[21] В
Мидраше (Шир
Аширим Раба 3:8),
Авраама
сравнивают с
миррой.
[22] Кциа –
имеет гематрию,
как Йицхак
Бина.
[23] Форма
этого
растения
подсказывала
Тиферет,
Сфиру,
принимающую
от Доброты и
Суда.
[24] Цвет и
запах этого
растения
указывал на
Управление
Нецах.
[25]Это
слово
связано с
правдой.
Талмуд
(Брахот 43а, см.
Раши там)
называет это
растение Кашрата,
от слова
кашерность.
[26]
Килуфа
происходит
от слова
клипа
(оболочка)
как Бина
покрывает
Хохму.
Заметим, что
по мнению
Профессора
Йехуды
Филикса, Мор, Кциа,
Килуфа и
Кинамон – все
делались из
дерева
корицы, его
цветков,
фруктов и
коры.
[27]
Дословно «сияние».
Талмуд
упоминает
(Шабат 63а), что в
период
величия
нашего
народа, запах
корицы проникал
во все места
Святой Земли,
но после разрушения
Храма
растений
осталось
очень мало.