Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Толдот.

 

1. А от какого слова происходит имя Яков?

 

Экев – значит пятка (см. Берешит 25:26, и Хизкуни к этому стиху; по поводу коннотации этого слова, см. Рамбан, Деварим 7:12, Кли Якар к Берешит 25:26, см. также Берешит 27:36 и Хошеа 12:4).

 

2. Какая этимология у имени Эйсав?

 

«Эйсав» происходит от слова «сделанный», т.к. он родился волосатым, как бы «законченным» (см. Раши, Рашбам и другие комментарии).

 

3. Почему Эйсава стали называть Эдом?

 

Основная причина видимо в том, что сам Эйсав родился рыжим, а может быть вдобавок его кожа была очень покрасневшей. Вдобавок, согласно большинству интерпретаций, после эпизода с чечевицей Эйсав показал общее пристрастье ко всему красному, (как было когда-то в Советском Союзе, см. Мидраш Рабба 63:12) и его стали называть Эдомом (25:30, но см. Абарбанель, который интерпретирует эти слова по-другому). 

 

4. «… и стал Эйсав охотником (ציד) …» (25:27). Арамейские переводы используют здесь уникальное слово נחשירכן. Что оно значит?

 

Уже Ришоним спорили о том, что может значить это слово (см. Арух, Тосафот Баба Кама 92б, Тшувот Рашба 1:164). Одно из современных предположений, что имеется в виду имя собственное персидского царя: «Хосров Ануширван» (כוזרו נושירבן), который был известен среди Вавилонских евреев, как любитель охоты (Р. Ш. Й. Раппапорт).

 

5. В следующем стихе говорится: «И любил Ицхак Эйсава, ибо улов ( (צידво рту у него» (25:28). Что означает это выражение? А про кого еще используются подобные выражения?

 

Согласно некоторым комментаторам, Эйсав постоянно кормил отца своей добычей, и вообще проявлял к нему особое внимание и заботы, и Йицхак очень полюбил старшего сына, не замечая его недостатки. Также возможно Эйсав «ловил» самого Йицхака своим ртом, используя лживые слова. Слово ציד  также используется по отношению к Нимроду. Похоже, и здесь охотой называется также и «охота» на людей с помощью пропаганды. (В двадцатом веке  в этом особенно преуспели большевики и нацисты).  

 

6. Почему Яков не боялся притворяться Эйсавом, ведь Йицхак мог узнать его по голосу?

 

Возможно, у них были похожие голоса, или Яков умел подделывать голос (см. Рамбан).

 

7. Когда Ривка узнала, что Эйсав собирается после смерти отца убить Якова, она сказала: «Для чего мне лишиться вас обоих в один день? (27:45). Кого она имеет в виду, говоря вас обоих?

 

Большинство комментаторов считают, что имеются в виду сами Яков и Эйсав, ведь если Эйсав убьет Якова, то и его самого убьют родственники Якова. Но простое объяснение, что имеется в виду Яков и Йицхак. Ведь если в день смерти Йицхака, Эйсав убьет Якова, Ривка потеряет мужа и любимого сына в один день (см. Панеах Раза и Хизкуни).

 

Вопросы по Халахе (в ночь с воскресенья на понедельник 4 декабря мы начинаем вне Израиля просить о дожде):

 

8. Если в девятом благословении (Барех Алену) попросили росу, но не дождь, выполнили ли заповедь?

 

Нет. В отличие от второго благословения, в случае девятой брохе нужно именно попросить дождь.

 

9. А если попросили дождь, но забыли упомянуть росу, выполнили ли заповедь?

 

Да.

 

10. А что делать, если сказали по привычке как летом, и уже закончили броху?

 

Продолжают молиться и просят росу и дождь в шестнадцатом благословении «Шомеа Тефила». Но если и там забыли, тогда нужно вернуться к девятой брохе, а если уже закончили Шмоне Эсре, нужно молиться заново.

 

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. В каком месте в нашей главе есть маленькая буква?

 

Буква Куф в слове «кацти» (27:46).

 

12. Почему мы просим дождь вне Израиля в ночь на пятое декабря?

 

Мы поступаем, как вавилонские евреи, которые жили в долине между Евратом и Тигром, и им не нужно было просить дождь рано, и они установили просить дождь лишь 60 дней после осеннего равноденствия.

 

13. А в какую ночь будут начинать просить дождь в следующем веке?

 

Т.к. для этого закона мы считаем «осеннее равноденствие» по Юлианскому календарю, то в 22-ом веке, мы будем просить на день позже (мы обсуждаем это на аудио уроке). Разумеется, мы надеемся, что к тому времени уже придет Машиах, и новый Санхедрин наверняка изменит эти правила (да и без того, подавляющее большинство евреев будет в Израиле, где начинают просить дождь 7-ого мархешвана).

 

Предыдущая глава