Лерефуа
Шлема Михаль
Хая бат
Дорит.
Вопрос: В
нашей
недельной
главе
описана странная
беременность
Ривки, и
«борьба»
между ее
детьми еще в
утробе
матери. В чем
смысл этого
описания?
Ответ: В
главе
Толодот мы
впервые
встречаемся
с братьями
Яковом и
Эйсавом. Как
известно, эти
два брата
стали
прототипом
связи между
двумя
нациями:
еврейским народом
и Западным
Миром[1].
Уже при
беременности
Ривки, стали
проявляться
наклонности
ее сыновей[2],
и Ривке было
предсказано,
что две
нации,
которые произойдут
из них, будут
пребывать в
состоянии
борьбы, когда
одна поднимется,
то другая
опустится[3].
Физически
европейские
нации и, в
общем, Христианский
мир не имеют
прямого
отношения к
потомкам
Эйсава
(Эдома). Территория
Эдома
находилась с
Юго-востока от
Израиля и во
время
Второго
Храма,
Хашмонейский
царь -
Йоханан
Хуркенос
завоевал их и
"перевел" в
Иудаизм.
Разумеется,
такой "переход"
противоречил
халахе, в
результате к
нашему
народу
добавилось
множество
антисемитов.
Уже через два
поколения,
потомок
эдумян - Ирод
убил всех
Хашмонаев, и
с разрешения Римского
правительства
стал царем
Иудеи. С тех
пор начали
исполняться
пророчества "упрека"
(тохеха)
главы Ки Таво
(Деварим 28:43): «Пришелец,
который в
среде твоей,
возвысится
над тобой
выше и выше, а
ты опускаться
будешь ниже и
ниже».
Ирод по
культуре был
Греко-римлянином,
и имел малое
отношение к
Иудаизму.
Среди его советников
во главе
государства
находились
лишь неевреи.
Ирод выжимал
налоги у
еврейского
населения, и
строил на эти
деньги в
Палестине
греческие
города, со
стадионами,
театрами и
храмами.
После того,
как евреи
были
принижены на
своей земле,
отношение к
ним даже в
других странах
стало
меняться к
худшему, как
результат
действий
Ирода[4].
Т.к.
правительство
эдумян могло
существовать
только при
поддержке
Рима, то и сам
Рим стал
ассоциироваться
с Эдомом. В
особенности
после
разрушения
Второго
Храма[5],
наши мудрецы
ассоциировали
пророчества Торы
по отношению
к Эдому с
Римской
Империей[6].
Кроме того,
после
падения Йехуды,
ранние
Христиане,
многие из
которых происходили
из Эдумян,
стали
распространять
свою религию,
и через два
столетия,
Римская
Империя
перешла в
Христианство[7].
Христиане в
результате
стали
называть себя
"Израилем" а
евреев -
Эйсавом[8].
Прототип
борьбы за
первенство
между
Эйсавом и
Яковом, теперь
превратился
в борьбу за
первенство между
Иудаизмом и
Христианством.
Мы верим,
что в конце
дней все
нации поймут,
что
еврейский
народ не был
отброшен
Творцом,
Всевышний не
отвернулся
от нас
навсегда[9].
Израиль,
слуга Всевышнего[10],
которому
постоянно
приходилось
страдать от
беспричинной
ненависти
народов, будет
снова
признан
великой
нацией[11],
которая дала
народам веру
и надежду.
Уже в
последние
поколения
многие из
Христиан
стали
понимать, что
Всевышний
никогда не
бросит еврейский
народ[12].
Сначала
некоторые из
протестантских
групп стали
уважать
евреев,
не пытаясь больше
переводить
нас в свою
религию, а
наоборот,
подчеркивая,
что нам нужно
соблюдать
заповеди
Торы. Позже и
католическая
церковь
стала
называть
евреев
"старшим братом".
И мы
надеемся, что
скоро
исполнится предсказание,
когда за
"подолы
одежды" каждого
еврея
схватятся по
десять
представителей
разных
народов,
говоря: "Мы
хотим пойти с
тобой, потому
что мы
слышали, что
Всевышний с
тобой!
(Зехария 8:23)"
[1] Т.к.
Ривке было
сказано: «Два
народа в
твоей утробе»,
не могут
иметься в
виду лишь
сами братья.
[2] Мы
встречаемся
здесь с
древним
вопросом своды
выбора, если
Эйсав был
предрасположен
стать
злодеем, то в
чем же он
виноват? См.
некоторые
объяснения в
наших
предыдущих
комментариях
к главам Толдот
и Ваехи,
см. также ГР"А
к агаде
Бехорот 8б.
[3] См.
также Талмуд,
Мегила 6а.
[4] См.
Дорот
Аришоним.
[5] Заметим,
что
восстание,
которые
привело к разрушению
Храма было в
основном
против потомков
Ирода а не
против
самого Рима
(См. Дорот
Аришоним).
[6] Заметим,
что и Цор (город
Тир в Ливане)
стал
ассоциироваться
с Эдомом (а
значит и с
Римом) во
многих
пророчествах
(см Танхума,
Ваэрэ, 13).
[7] См.
Рамбан, сефер
«Агеула»,
часть 3.
Получается, что
ассоциации
Эдома с
Христианским
миром имеют
глубокие
духовные
корни.
[8] Католическая
церковь в
средние века
иногда
приводила доказательство,
что не
следует
слишком мучить
евреев, т.к.
Библия
говорит
Израилю (т.е. им)
не
ненавидеть
"брата"
Эйсава (т.е.
евреев)!
[9] См.
Талмуд
Хагига 5б.
[10] См.
Йешияу 41:8-15, 44:1-7, 49:1-3,
52:13-53:12. Интересно,
что и здесь
Христиане
традиционно
понимали как
раз наоборот.
Именно 53-ю
главу Исаии,
они
объясняли, не
как
страдания
еврейского
народа в
изгнании, но
как
страдания Иисуса!
[11] См.
Йирмияу 16:19,
Йешияу 2:3, Мика
4:2 7:16-17.
[12] См.
Йехезкель 20:32-44, Йирмияу
31:30-36.