Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
этой главе
Тора
описывает
одежды первосвященника.
Материалы из
одежд содержали
ткани из
шерсти и льна[1],
покрашенные
в
экзотические
цвета[2],
а также редкие
камни. Для
каких именно
одежд
использовались
драгоценные
камни и для
чего они были
нужны?
Ответ: Из
восьми одежд
первосвященника[3],
только
четыре
покрывали в
основном его
тело:
кетонет,
меиль, эйфод
и хошен[4].
"Кетонет" - рубаха,
которую и обычный
коэн, и первосвященник
надевали прямо
на тело. Поверх
"кетонет",
Коэн Гадол
надевал
"меиль", а уже
поверх него
он
пристегивал
впереди
многоцветную
вязаную
повязку -
"хошен[5]"
к "эйфоду" -
переднику,
который
надевался сзади[6].
Только
на этих двух
внешних
одеждах
использовались
драгоценные
камни. Эйфод
на плечах
соединялся с
хошеном,
двумя
камнями,
которые Тора
называет "шохам[7]".
На самом
хошене было
еще 12 камней,
один из которых
был "шохам[8]".
И на камнях
плеч, и на
камнях
нагрудной повязки
были
написаны
имена
двенадцати
племен
Израиля. Тем
не менее,
существовала
разница: на
камнях плеч,
ничего кроме
имен племен
не было написано[9],
но на камнях
"хошена"
были также
выгравированы
имена
праотцев
"Авраам,
Йицхак и Яков",
а также слова
"Шивтей
Йешурун[10]"
(племена
Израиля[11]).
Дело в
том, что
камни Хошена
использовались
для
получения
ответов от Творца[12].
Для этого
требовалось,
чтобы в
Хошене могли
засветиться
любые буквы
алфавита. Но
в именах
племен не
хватает букв
«Цади», «Хет» и
«Тет». Эти
буквы и
присутствуют
в дополнительных
словах.
Притом,
что
Всевышний разрешил
использовать
камни Хошена
и для пророческой
медитации, их
основная
цель не в
этом. Они
должны
указывать на
единство племен[13]
Израиля, и на
то, что Коэн
Гадол
представляет
весь
еврейский
народ[14]!
Да заслужим
мы любить
друг друга,
чтобы был
отстроен Третий
Храм, и чтобы
первосвященник
снова
молился за нас
и за мир на
всей земле.
[1] Хотя
для обычного
еврея, носить
одежду из шерсти
с льном
запрещено, в
случае
первосвященника,
это было
наоборот духовным
исправлением
(см. ГР"А к
четвертой главе
Сифра
Децниута
начиная со
слов "Зэ Сод Шатнез").
[2] Техелет,
аргеман и др.
Цвет делался
из моллюсков
и
специальных
червей.
[4] Остальные
одежды были
головным
убором, золотой
головной
пластинкой,
поясом и
штанами.
[5] Он
был в форме
квадрата,
размером
примерно 20 на
20см.
[6] См.
наши
предыдущие
комментарии
к главе Пекуде,
где
описывается
интересная
связь между "хошеном"
и "эйфодом".
[7] Существует
традиция, что
это был
камень Йосефа
(Бемидбар
Раба, 2:7, см.
подробные
объяснения
Рава Йицхака
Айзека
Хавера «Друш
беиньян 2
нуним».)
[8] Возможно,
это был
сардоникс
или берилл,
(конечно,
сегодня
невозможно
точно
определить
все камни
одежд
первосвященника,
см. Ибн Эзра 28:9).
[9] Всего
букв на
камнях плеч
было 50, см наши
предыдущие
комментарии
к главе Пекуде.
Согласно
Иерусалимскому
Талмуду (Сота
32а), на каждом
из камней
было по 25 букв,
и получается,
что имя
Биньямин
было
написано
частично на
одном камне,
а частично на
другом. Это
подсказано
его
благословением:
(Деварим 33:12) "И
между его
плеч, Он
будет
обитать" (см.
«Мешех Хохма», Шемот
28:10).
[10] См.
Йома 73б, см. тем
не менее
Рамбам, «Кле
Амикдаш» 9:7.
[11] По
многим
мнениям, буквы
этих дополнительных
слов были
распределены
на разных
камнях
племен, так
что всего на
каждом камне
было по шесть
букв (Рокеах 28,
Рабену Бахъе
28:15, Хизкуни 28:21).
[12] См
Ибн Эзра 28:6 в длинной
версии и 28:4 в
короткой, что
иногда можно
было использовать
для этой цели
и Эйфоды. Тем
не менее,
Тора не хочет
вдаваться в
эти детали. Дело в
том, что
всегда была
опасность,
что народ
будет
слушаться
разных
гадателей и
колдунов, и
поэтому хотя
Тора
разрешает
этот вид
"оракул", она
не хочет
вдаваться в
подробности
(см. также Шмуэль,
1:21:10 где
подсказывается,
что Давид
использовал
этот оракул,
но не
говориться
открыто, и
посередине
стиха –
красная строка,
см. М. Д. Казуто).
[14] См.
Раши 28:12, Р.
Бахъе 28:35.