Вопрос: В этой недельной главе описываются в основном одежды главного коэна и остальных коhаним, в то время как построению Храма была посвящена предыдущая глава[1]. Тем не менее, мы находим одно исключение: маленький золотой жертвенник для воскурения благовоний описывается в конце этой главы. Почему Тора не поместила его описание в предыдущую главу вместе с остальными предметами Храма?

 

Ответ: Как мы уже упоминали, Тора отводит много места точному описанию Мишкана (Переносного Храма) и одежде коэнов. И то и другое подсказывает множество секретов Торы, и конечно детали должны были быть точно соблюдены, иначе работа священников не совершило бы нужное исправление (тикун)[2]. Если у коэна нет одной из четырех видов одежды, или у первосвященника - одной из восьми, то вся их служба недействительна. Более того, если сама одежда сделана неправильно или не подходит по размеру, то, как будто она отсутствует[3].

 

Существует множество комментарий к подсказкам одежды коэна, и некоторы подсказки мы уже привели в наших комментариях. Многие из комментаторов спрашивают и наш вопрос: почему в конце этой главы, после описания одежды и корбанот, упоминается маленький жертвенник[4]? Согласно простому смыслу[5], как пишет ГР"А[6], здесь подсказано, что отсутствие этого жертвенника не мешает после факта получению искупления[7]. Поэтому он описан отдельно в конце, после описания самих приношений.

 

В другом месте[8], ГР"А описывает мистическую причину на отсутствие описания этого жертвенника с остальными предметами Храма.. Как мы уже писали[9], внутри[10] Мишкана (Переносного Храма) стояло четыре основных предмета -  Ковчег, Стол, Менора и этот Золотой Жертвенник. Также четыре предмета были и в миниатюрном "мишкане", который устроила праведная Шунамит для пророка Элиши[11]. Как мы уже писали эти четыре предмета соответствуют также трем праотцам и Давиду.

 

 

 

 

Предмет в Храме

Предмет в комнате Элиши

Направление Света

 

Праведник

Святой Ковчег

Кровать

Запад

Давид

Менора

Светильник

Юг

Авраам

Стол с Хлебами

Стол

Север

Йицхак

Золотой Жертвенник

Стул

Восток

Яков

 

 

Четыре элемента общего исправления подсказаны самим  словом "МИШКАН" - Мем Шин Каф Нун. Три из них (буквы Шемен - масло) связаны с самим Храмом - Шин (Шулхан - стол), Мем (Мита - кровать, которой в Храме соответствовал Арон - Святой Ковчег[12]) и Нун (Нура - светильник). Четвертое из исправлений, супротив буквы Каф (Кисе), в доме у Элиши - было стулом, а в Храме ему соответствовал Золотой Жертвенник для Кеторет. В отличие от первых трех - стола, светильника и кровати, стул не очень нужен и используется только для сидения[13], и поэтому и Внутренний Жертвенник описывается в конце отдельно.

 

Да будет угодно Творцу, чтобы мы заслужили вскоре увидеть приход Машиаха, и построения Святого Храма.

 

Перейти к предыдущей статье

 



[1] Заметим, что в этих двух главах описывается лишь повеление, данное Моше о построение Храма. Само же построение описывается в главах Ваякхель и Пекуде. Заметим также, что существует общий диспут о том, когда было дано повеление о построении Храма - в первые 40 дней, когда Моше был на горе Синай или позже, после греха "Золотого Тельца".

[2] См. наши предыдущие комментарии к главам Трума и Тецаве.

[3] Также как сложный электронный прибор может сломаться из-за отсутствия одной проволочки, также и одежда должна была быть сделана правильно.

[4] Он находился в средней части Храма называемой "хейхал".

[5] Подобное объяснение приводят также Малбим, Актав Веакабала и Мешех Хохма. См. Хизкуни, Сфорно и Рамбан к стиху 30:1, а также Ибн Эзра (25:22) и Ор Ахаим (25:9) для других объяснений.

[6] В Адерет Элияху к этой главе.

[7] См. также Рамбам (Тамидим и мусафим 3:2), что если этот жертвенник отсутствует, кеторет приносят на месте, где он стоял.

[8] Ликутим, буква Мем.

[9] В предыдущих комментариях в главе Ваера.

[10] Большой жертвенник находился снаружи.

[11] См. Мелахим 2:4:9: «... и приготовим там кровать, стол, стул и лампу».

[12] Насчет этого сказан стих в Песне Песней (1:13): "Между моими грудями Он лежит" – имеется в виду Святой Ковчег, и шесты, выпирающие из под занавески, как груди женщины (Йома 54а). Не случайно ковчег находился в западной чести Храма, и про это говорится - Шехина на западе (см. Бава Батра 25а)

[13] Также и в Агаде про человека вернувшегося из синагоги в Субботу вечером упоминаются только первые три: хорошая свечка, накрытый стол, и приготовленная кровать (Шаббат 119б).