Глава Тазрия.

 

В этой главе мы узнаем о различных типах цараат (проказы[1]). Каково значение и цель этой болезни?

 

Ответ.

 

Легко заметить, что цараат - единственная определенная болезнь, описанная в Хумаше[2]. Эта болезнь играет существенную роль и большая часть Письменной Торы, и Устного Закона посвящены ей. Как обычно, законы цараат имеют много уровней понимания: простое значение, практическое применение, намеки и Каббалистические тайны. Мы только опишем кратко некоторые из вовлеченных предметов. Некоторые из идей будут описаны в нашем комментарии к этой главе, а некоторые – в следующей.

 

Известно, что физические болезни разрушают наши тела и часто могут быть инфекционными. В таком случае, люди стараются избегать больного человека, чтобы не поймать его болезнь. Однако, духовные болезни не так легко различимы, и хотя они также могут быть инфекционными, люди часто не принимают необходимые меры, чтобы избежать тех, кто духовно болен. Всевышний, по Своему бесконечному милосердию, хотел очистить Свой народ от духовных болезней и изолировать тех людей, духовная болезнь которых заразна.

 

Общий принцип относительно цараат – это было уникальным физическим проектированием духовного дефекта. В большинстве случаев эта болезнь посылалась за грехи по отношению к другим людям, и за плохие качества[3]. В частности сплетники, жадные и гордые люди поражались этим недугом. Когда еврейский народ был на более высоком уровне, их духовные грехи были видны прямо на коже. В действительности это означало, что их уровень был выше нашего. В наше время, мы слишком толстокожи, и хотя наши грехи действительно заражают наши души проказой, она не проектируется на кожу. Однако когда человек умирает, цараат, которая затронула его душу, видима всеми, и он изолируется от всех остальных[4]!

 

Наши мудрецы описывают[5], что обычно Всевышний не хочет сразу наказывать тело человека. Он сначала посылает напоминание грешнику через цараат на его дом. Как часть процедуры, жадный человек теперь должен вытащить все вещи и всю посуду из дома на улицу. Теперь каждый может видеть его имущество, которое он говорил, что не имеет, чтобы отказаться от одалживания соседям[6]. Если он не раскаивается, Всевышний посылает цараат на его одежду. Если и это не помогает, только тогда Всевышний наказывает грешника, посылая проказу его коже. Он должен жить вне города, пока не выучит свой урок, и проказа исчезает. После ритуального очищения[7] он в состоянии возвратиться, чтобы жить в обществе.

 

Да заслужим мы иметь исправить наши плохие качества, нашу речь и даже наши мысли, и чтобы мы жили в единстве и дружбе, и заслужили благословение Сверху. Второй Храм был разрушен через необоснованную ненависть и сплетни[8] и когда эти грехи будут исправлены, мы будем достойны полного избавления!

 

Глава Мецора.

 

Вопрос.

 

В этой главе мы узнаем о пятнах, которые могут появиться на стенах зданий и сделать их нечистыми. Иногда дом приходилось полностью уничтожать. Каково значение этих законов и чему они намекают?

 

Ответ.

 

Тора заявляет, что, когда мы войдем в Землю Израиля, Всевышний пошлет цараат на некоторые из домов. Согласно описанию Торы, может показаться, что нам сообщаются хорошие вести[9]. Одна из причин была в том, что, когда еврейский народ уничтожал эти здания, они часто находили сокровища, которые жители Ханаана скрыли в стенах. Существует однако, и намного более глубокая причина для цараат домов[10]. Жители Ханаана часто практиковали различные типы колдовства, поклонения демонов и духов и идолопоклонства, которые загрязняли окружающую духовную среду вокруг них. Время от времени они даже строили здания ради своих идолов. Когда еврейский народ вошел в Землю Израиля, и унаследовал здания Ханаанеев, некоторые из этих зданий были столь загрязнены, что полностью не соответствовали для службы Всевышнему. Действительно, человек, живущий в таком доме, был бы склонным к грехам, т.к. даже дерево и камни поглотили отрицательную энергию, от грехов происходящих там. Всевышний тогда посылал цараат на такой дом, чтобы это здание было полностью уничтожено.

 

Талмуд описывает[11], как рабби Хия хотел обучить группу детей Торе. Он сделал сети, поймал оленей, кошерно убил их и отдал мясо бедным. Потом он сделал пергаменты из их кожи и написал пять книг Торы на них, и преподавал их пяти ребятам. Задают вопрос: почему Рабби Хия просто не купил свитки Торы, или, по крайней мере, пергаменты? Ответ[12] в том, что он хотел, чтобы эти свитки были настолько святыми насколько возможно, и для этого он хотел сделать все с наиболее чистым намерением (кавоной) с самого начала. Даже сами пергаменты должны были быть сделаны Лешем Шамайим и через мицву помощи бедным. Тогда эффект от этих свитков был огромен[13]!

 

Как мы упоминали в нашем комментарии к предыдущей главе, помимо простого значения, законы цараат также имеют намеки и тайны. Мы только упомянем один важный намек относительно этих законов. Вообще, когда цараат появляется на стенах дома, ситуация остается нерешенной в течение трех недель. Дому давался "еще один шанс" в течение трех недель подряд, и только после этого бывало, что его нужно было полностью разрушить[14]. Тикуней Зоар[15] заявляет, что "дом" намекает на человека. Камни, дерево и земля –  намек на три уровня душ (Нефеш, Руах и Нешама). Три периода из семи дней намекают на три дополнительных гилгула человека, так как наши жизни – приблизительно семьдесят лет (Псалмы 90:10). Таким образом, даже худшему грешнику дают еще по крайней мере три возможности. Это подсказано в стихе Иова (33:29), "Всевышний делает это дважды и трижды с человеком[16]". В каждый следующий раз дополнительные изменения делаются в структуре его душ. В первый раз используется дополнительная Нешама, чтобы помочь ему сделать Тшуву. Так как Нешама человека - выше его существа, изменение является относительно малым, как изменение дома после одной недели[17]. Во втором и третьем гилгулах изменения затрагивают Руах и Нефеш, которые являются основной частью структуры человека, точно так же как законы дома за последние две недели. Если человек начнет исправлять его грехи, то его будут посылать назад много раз, но если он не будет, то ему не будут давать дальнейшие возможности[18]. Если все еще возможно исправить его душу через страдание, то он проведет необходимое время в геиноме и в других местах, предназначенных для искупления и очистки. После всего, остатки его души смогут получить долю в Вечности. Если эта душа не может исправляться, она будет, в конечном счете, уничтожена, но с евреями это случается очень редко[19].

 

Да заслужим мы, чтобы наше жилье быть освящено, чтобы Присутствие Всевышнего было в наших домах. Да очистим мы наши намерения и действия так, чтобы наши мицвы имели большие эффекты, и наши религиозные предметы обладали большой святостью. Да исправим мы вскоре все наши оплошности всех гилгулим, и заслужим, наконец, полное избавление!

 

 

Перейти к следующей статье  

 

Перейти к предыдущей статье

 

 

 

 

 

 



[1] Мы использовали слово "проказа" всюду по нашему комментарию. Существует вопрос, является ли цараат кожи той же самой болезнью как то, что сегодня называется проказой. Определенно верно, что "цараат" одежды и зданий не имеет никакого отношения к проказе кожи, и действительно последние два типа цараат удивительны по природе и не происходили в недавней истории (см. Рамбан, Вайикра 13:47, Рамбам, законы цараат, 16:10). Однако цараат кожи - болезнь, которая может случиться и в наше время, и некоторые законы применимы к нам и сегодня (см. Сефер Ахинух, 584). Однако Рав Арье Каплан пишет, что даже цараат кожи было также чудесным, и это не та болезнь, которую мы называем проказой (см. "Живая Тора", стр. 558).

 

[2] В более поздних пророках описана другая болезнь: король Аса получил болезнь ног (Мелахим 11:15:23). (Заметим, что можно считать определенные мужские или женские извержения (зав и зава), описанные в нашей главе, тоже своего рода болезнью.)

 

[3] См. Талмуд, Арахим 16а.

 

[4]  См. Зоар 3:301б; 3:47а; 3:53а; Хофец Хаим в Шмират Алашон, Шаар Азехира, 6.

 

[5]  Вайикра Раба 17:4; Мидраш Танхума, Тазрия, 10; Рабейну Бахъе 13:58.

 

[6]  См. Вайикра Раба 17:2.

 

[7] Относительно тайн сложной процедуры очистки прокаженного, см. Зоар 3:53a.

 

[8] См. наши слова к главе Шмини.

 

[9] См. Сифра, Мецора 5:4; Вайикра Раба 17:6; Раши 14:34.

 

[10] См. Зоар 3:50а.

 

[11] Кетубот 103б, Бава Меция 85б.

 

[12] См. Маарша, Бава Меция 85б.

 

[13]  Это - одна из причин, почему большие мудрецы каббалы обычно занимались медитацией и делали свои исправления в отдаленных местах далеко от общества. Чем больше тикун, тем более чистой должна быть окружающая среда. Они боялись делать исправления в зданиях, так как здания, возможно, были построены с неправильным намерением или через определенные грехи (кража, неуплата рабочим вовремя и т.д.). Это имело бы отрицательное воздействие на тех, кто в зданиях. Это - важный урок для нас также. Чем более чистое строительство, тем больше можно достигнуть через него. Если синагога основана на пожертвованиях людей, которые приобретали деньги нечестными способами, то неудивительно, что молитвы в ней имеют малый эффект. Если ешива берет деньги от грешников, не трудно понять, почему студенты имеют немного успеха в изучении Торы.

 

[14] В противоположность другим типам цараат, где период неуверенности не больше двух недель.

 

[15] Это обсуждается в десятках мест, см. например стр. 103, см. также Тикуней Зохар Хадаш, 85. См. также комментарии ГР"А там, Китвей Аризаль, Шаар агилгулим, четвертое предисловие; Магид Мешарим, глава Цав.

 

[16] Действительно мудрецы каббалы объясняют, что эти дела стиха описывают гилгулы человека (см. комментарий Рамбана к Иову 33:17 и Рабейну Бахъе в Кад Акемах 73б). В книге Иова он жалуется друзьям, что он полностью праведен и, тем не менее, наказан так ужасно. Ни один из их аргументов не убеждает его, пока его молодой друг Элиху Бен Баркиэль не объясняет ему, что человек может иметь много жизней, и его страдание не из-за грехов в этой жизни, а предыдущей. Действительно согласно Аризалю, Иов был гилгулем идолопоклонника Тераха, отца Авраама, (см. Шаар Апсуким, к началу книги Иова). После этого Иова больше не жалуется.

 

[17] Это сравнивается с прививанием дерева. Трем уровням душ и их изменениям также намекают в Талмуде (Рош Ашана, 16б): "изменение места, изменение имени, и изменения дел", (см. ГР"А к Тикуней Зоар Хадаш, 85).

 

[18] Этому также намекает стих (Шемот 34:7): "Он помнит доброту тысячам поколений …, но посещает грехи человека на его детей … до четырех поколений". "Дети" здесь - будущие гилгулим того же человека. Праведный человек может возвратиться много раз, пока он не достигает совершенствования, и его благодеяния сохранены для него от гилгуля к гилгулю. Но грешнику дают только еще три возможности.

 

[19] См. Рамхал, Маамар hаикарим, про Ган Эден и Геином.