1. После разрушения Первого Храма, наш народ начал поститься четыре поста в дни годовщин четырех ключевых событий того времени. Точные месяцы этих постов сохранились в Книге Пророка Зехарии (8:19), но в отношении того, в какие дни месяца нужно поститься позже возникли диспуты. (Дело в том, что после построения Второго Храма, в эти дни не постились, и когда Второй Храм был разрушен, возник диспут когда именно следует поститься). Месяцы постов указаны как четвертый, пятый, седьмой и десятый, т.е. месяцы Тамуз, Ав, Тишре и Тевет. Что касается месяца Тевет, хотя мы постимся десятого числа, в память о начале осады Иерусалима, по другому мнению поститься нужно пятого Тевета, когда вести о разрушения Первого Храма достигли общину изгнанников в Вавилоне (см. Талмуд, Рош Ашана 18б).

 

2. Пост месяца Тишре - это без сомнения Третье Тишре, годовщина смерти лидера еврейской общины после разрушения Первого Храма - Гедалии. (Хотя есть диспут, умер ли Гедалия в Рош Ашану или третьего Тишре, а также о том, когда это произошло: пару месяцев после разрушения Храма или несколько лет после этого, см. Йиримияу 52:30, во всяком случае, все согласны, что годовщину его смерти отмечают третьего Тишре, см. Бет Йосеф, Таз и Каф Ахаим к главе 549 в Орах Хаим). 

 

3. Что касается Поста Тамуза, все согласны, что этот пост отмечает пролом стены при начале взятия Иерусалима. Но, согласно Библейским источникам (Йирмияу 39:2, Мелахим 2:25:3), это произошло Девятого Тамуза, и на самом деле в Талмуде есть мнение, что это и есть день поста (Рош Ашана 18б). Тем не менее, мы постимся Семнадцатого Тамуза, когда произошло множество других несчастий, и в том числе согласно традиции (Талмуд, Таанит 28б), в этот день римляне пробили стену города в период Второго Храма. (Интересно что согласно Иерусалимскому Талмуду, и во время разрушения Первого Храма, стену города проломили 17 Тамуза, но из-за несчастий полуторалетней осады, осажденные сбились со счету и пророк записал дату, которая считалась правильной в этот момент, более того Иерусалимский Талмуд предполагает, что возможно если стену проломили 9 Тамуза, то Первый Храм был разрушен на 3 недели позже, т.е. Первого Ава, что весьма удивительно, см. Йерушалми Таанит 23а и комментарии к этому месту).

 

4. Пост "Пятого Месяца" - это  самый грустный день нашего года, годовщина разрушения обоих храмов - Девятое Ава. Тем не менее, само это число в книгах пророков не упоминается (а упомянуто седьмое и десятое числа). Согласно Талмуду, Храм подожгли вечером Девятого Ава, и он горел весь день Десятого, и поэтому Йирмияу упоминает Десятое число (Талмуд, Таанит 29а). (Возможно так же произошло и во время разрушения Второго Храма, т.к. и Иосиф Флавий, который пережил эти события, приводит именно Десятое Ава. Интересно, что и в Талмуде, Р. Йоханан говорил, что он бы предпочел сделать именно Десятое Ава днем поста, но остальные мудрецы не согласны с ним, т.к. главный день несчастья - это  начало наказания).

 

5. Существует диспут ранних комментаторов (Ришоним) насчет того в каком году был разрушен Второй Храм. Дело в том, что согласно Талмуду, Храм был разрушен в год после Шмиты (седьмого года). Вопрос состоит в том, имеется ли в виду сам год разрушения, или год после него. Согласно одним мнениям Храм был разрушен в 3828 году, а согласно другим 3829. Казалось бы, эти годы соответствуют 68 и 69 годам нашей эры. Но в большинстве современных источников упоминается, что Второй Храм был разрушен в 70 году нашей эры. Причина этого состоит в еще одном диспуте. Дело в том, что в течение истории, когда евреи считали годы от "Творения мира", иногда учитывался "первый год" состоящий из первых «пяти первых дней творения», а иногда не учитывался. Согласно Рамбаму, Храм был разрушен в 3829 году от Адама, который был «создан» в Рош Ашану, Первого Тишре, т.е. не учитывая пяти дней "Первого года Творения". Так как согласно Рамбаму, наш теперешний календарь учитывает и год до Адама, то Храм был разрушен в 3830 году по нашему календарю, т.е. в 70 году Нашей Эры (см. Рамбам, законы Шмиты 10:2, ГР к Хошен Мишпат 67:8).

 

6. На практике, год Шмиты сегодня считают по мнению Рамбама, и это самое принятое из всех мнений (см. Хошен Мишпат 67:1). Заметим здесь, что еще один вид подсчета годов, с времени «Греческого Царства» (см. Талмуд, Авода Зара 10а) был принят в большинстве еврейских общин на протяжении многих веков. Этот подсчет, называемый историками Эрой Селевкидов начинается с 312 года до Нашей Эры, но в некоторый местах его считали с 311 года. Видимо и евреи, жившие в разных местах использовали эти два различных подсчета, что тоже привело к путанице с разницей в один год (мы подробнее опишем различные подсчеты наших годов от "Творения Мира" в письме про Рош Ашану, а про Эру Селевкидов в письме про Хануку, разные подсчеты о годах после Выхода из Египта будут описаны в письме про Песах).

 

7. Мишна упоминает дополнительные несчастья, которые произошли Девятого Ава. Самое большое из них – это падение крепости Бейтар, и конец восстания Шимона Бар Косибы (Бар Кохбы). Что касается года, когда была разрушена Бейтар, и плачевно закончилось восстание Бар Кохбы, то точная информация о хронологии событий в наших источниках плохо сохранилась. (В Седер Олам приводится, что начало восстания было 52 лет после разрушения храма, но есть и другие версии этого Мидраша. Само восстание длилось согласно Седер Олам и Вавилонскому Талмуду два с половиной года, но согласно Иерусалимскому Талмуду и Мидраш Раба - три с половиной года, получается, что разрушение Бейтара должно было произойти примерно в 125 году нашей эры. Но автор Дорот Аришоним считает, что война с Римлянами длилась гораздо дольше, всего 12 лет, а три с половиной года - это  только время последней стадии войны, когда Бар Кохба со своей армией были окружены в Бейтар. Получается, что Бейтар пала примерно в 134-135 году, и эти даты совместимы с тем, что известно из нееврейских источников.)

 

8. После Талмудического периода, целый ряд других несчастий произошли Девятого Ава или близко к этому дню. Самые крупные из этих событий - это изгнание евреев из Англии в 1290 году, изгнание евреев из Франции в 1306 году, изгнание евреев из Испании в 1492 году, начало Первой Мировой Войны, «Одобрение» нацистской партией «Окончательного решения еврейского вопроса», а также начало депортации узников «Варшавского Гетто». Хотя точные даты некоторых из этих событий, не ровно Девятого Ава, тем не менее, они произошли достаточно близко к Девятому Ава и в памяти нашей нации ассоциируются с этим днем (так например основные события начала Первой Мировой Войны произошли между 5 Ава и 12 Ава, но ровно в Девятого Ава Германия объявила войну России).

 

9. В течение истории было принято оплакивать и все остальные наши трагедии в этот период времени. Так например, многие из Кинот (грустных молитв) которые читают в этот день Ашкеназские евреи, оплакивают события крестовых походов, хотя сами погромы произошли не в день Девятого Ава (правда Первый Крестовый Поход начался в конце месяца Ав). Также в наше время были добавлены Кинот по Холокосту, написанные в основном раввинами, которые сами были участниками этих прискорбных событий (тем более, что некоторые из наибольших несчастий Холокоста действительно произошли в этот день). Возможно, что идея здесь, как то, что мы напишем про Рош Ашану: невозможно каждый день делать полную тшуву, поэтому выбран один период времени, когда мы делаем тшуву за весь год, также невозможно оплакивать все несчастья нашего народа в их годовщины, иначе мы будем в трауре весь год, поэтому мы оплакиваем все их Девятого Ава, и в дни перед ним.

 

10. Во многом Вторая мировая Война была в каком-то смысле продолжением и результатом первой. (Вообще отношение Первой Мировой Войны ко Второй можно сравнить с отношением между разрушением Второго Храма и восстанием Бар Кохбы. Если после первого, большая часть еврейского народа была еще не тронута Римлянами, и не было декрета против соблюдения заповедей, а Раввины оставались лидерами нации (см. Гитин 56), после восстания Бар Кохбы, вошел в силу запрет на изучение Торы, соблюдение заповедей, и Римляне начали охоту за раввинами. Видимо причиной был тот факт, что в отличие от восстания которое привело в разрушению Храма, когда раввины были против бунта и пытались найти компромисс с Римским правительством, в случае восстания Бар Кохбы раввины его поддерживали, и тем самым превратились во врагов Римлян. Согласно автору книги Дорот Аришоним, десять великих раввинов, которые погибли от рук Римлян, все жили в этот период времени).