Законы
Суккота.
1.
Завершением
серии
праздников в
конце года
является
Суккот – один
из самых
веселых наших
праздников.
Теперь, когда
закончился период
судных дней,
еврей
чувствует
радость
человека,
оправданного
на суде. Цель
праздника
Суккот –
показать, насколько
тщетен этот
мир. В этот
праздник мы
живем в
шалашах,
построенных
из дешевых материалов,
покрытых
простыми
ветками. Находясь
в таких
незащищенных
жилищах, мы
показываем,
что только
Всевышний
нас охраняет.
2. Мицва –
начать
строить
шалаш сразу
после Йом
Кипура
(некоторые
начинают
даже до Йом
Кипура, чтобы
иметь
дополнительные
заслуги,
которые
помогут
перевесить
чашу весов).
Нужно
строить
шалаш под
открытым
небом (не под
деревом или
нависающей
крышей дома). Законы
построения
кошерного
шалаша довольно
сложны,
поэтому
нужно всегда
спрашивать у раввина.
3. В течение
семи дней
праздника
мицва – жить в
шалаше. Это
означает
есть, спать,
заниматься
Торой в
шалаше, как
если бы это
был наш единственный
дом. Только
если идет
дождь и жизнь
в шалаше
становится неприемлемой,
мы
переезжаем
домой. Вне
шалаша
разрешается
съесть или
выпить
что-нибудь,
как человек
иногда
делает и вне
дома, но все
трапезы,
включающие мучное,
нужно есть в
шалаше. Тем
не менее,
желательно
вообще не
есть и не
пить вне
шалаша. В холодных
странах не
все могут
спать в
шалаше, но
счастлив тот,
кто
одевается
тепло и
проводит там ночь.
4. Во все семь
дней
праздника,
кроме
Субботы, мы
поднимаем
четыре
растения:
этрог, лулав, мирт
и ивовые
ветки. Надо
купить
растения самого
лучшего
качества,
раввин может
помочь Вам
проверить
Ваши растения
на
кошерность.
Если у
человека не
было возможности
купить свои
растения, то
в первые два
дня
праздника он
не может их
просто занять
у другого.
Ему нужно
попросить
друга, чтобы
он подарил
ему эти
растения, с
условием, что
он вернет
назад.
5. Женщины не
обязаны
сидеть в
шалаше и поднимать
четыре
растения. Тем
не менее,
большинство
женщин
стараются
поднять эти
растения,
многие при
этом делают
благословение.
Итак, Тора
велит нам в
праздник
Суккот
приподнять
четыре растения:
"прекрасный
фрукт",
пальмовую ветку
(лулав), мирт и
ветки ивы,
растущей у
воды. Как
известно,
наши мудрецы
объясняют,
что
"прекрасный
фрукт" – это
Этрог, один
из видов
цитрусовых
растений.
Весь
получившийся
букет должен
быть красивым,
и талмуд объясняет
нам точные
законы
изъянов,
делающих эти
растения
непригодными
для мицвы. Все
растения
должны быть
свежими, а не
высохшими, их
верхушки не
должны быть
обломанными.
У Этрога не
должно быть
пятен,
волдырей и припухлостей.
Верх Лулава
не должен
быть раздвоен.
Ветки мирта
должны быть
покрыты листьями,
которые
растут по три
на каждом уровне.
Ивовые ветки
легко
перепутать с
ветками
другого
растения
(цафцафа),
которое не кошерно
для мицвы. В
отличие от
ивы, у
цафцафы листья
имеют
зубчики, как
у пилы.
В этом
коротком
очерке, мы
расскажем
немного нравственных
учений,
которые
подсказаны этими
законами.
Большинство
из этих
подсказок
взяты из
книги
вопросов и
ответов Рава Моше
Штарнбуха 2:308, и
в общем
основываются
на хорошо
известном
мидраше
(Раба, Ваикра 30:12),
который
приводится в
большинстве
комментарий
Торы. Там
говорится,
что у Этрога
хороший вкус
и запах; у
пальмы
вкусные
плоды (финики),
но нет
запаха; у
мирта – хороший
запах, но нет
вкуса; а у ивы
нет ни вкуса
ни запаха.
Мидраш
сравнивает
Этрог с праведником,
который
хорошо
разбирается
в Торе и у
которого
множество
добрых дел
(мицвот). Лулав
и мирт
указывают на
средних
людей. Некоторые
много
изучают Тору,
но не
достаточно
осторожны в
соблюдении
заповедей,
другие – делают
много
хорошего, но
не особенно занимаются
Торой.
Наконец
ивовые ветки
подсказывают
людей,
далеких и от
Торы, и от мицвот.
Таким
образом, Тора
приказывает
"взять" всех
евреев
вместе, и
исправить
"ивовые ветки"
с помощью
остальных
растений.
Итак, перейдем
к конкретным
подсказкам.
1. Хороший
Этрог всегда
имеет
приятный
запах и вкус.
Также и
праведник
должен
всегда быть
полон Торы и
добрых дел.
Если Этрог
происходит от
скрещивания
растений
(например,
гибрид лимона
с этроговым
деревом), он
не кошерен. Также
и праведник
должен быть
стопроцентным,
а не
"гибридом".
Сегодня
трудно найти
не скрещенный
Этрог, также
и настоящих
праведников
осталось
немного.
Талмуд
описывает,
что Этрог
имеет такой
же вкус
фрукта, (основной
частью
которого
является
кожура), как и
вкус его
дерева.
Действительно,
Этрог – единственный
из
цитрусовых, у
которого такая
толстая
кожура, это и
является
одним из главных
знаков
кошерного
Этрога, в
отличие от
лимона и
гибрида
(Хатам Софер,
Орах Хаим 207).
Кожура
подсказывает
обыденные
вещи. У праведника,
даже
физические
функции возвышены
на духовный
уровень. Его
еда, питьё, походка,
разговор,
даже
семейные
отношения
делаются
ради Творца.
Сегодня
редко
встречаются
полностью
"чистые"
Этроги, у
большинства
есть дырочки,
проколотые
во время
роста
колючками, а
также разные
образования на
коже. Тем не
менее, и
такие Этроги
кошерны, хотя
не считаются
наилучшими.
Также и праведники
сегодня
страдают
из-за
окружающих, и
большинство
также
немного
портятся от "уколов
колючек".
Верх Этрога
(питом) не должен
быть отломан,
но если у
Этрога
никогда не
было
"питома",
тогда он
кошерен. Рав
Штарнбух
пишет, что
этим законом
подсказано, что
Раввин,
который
когда то
глубоко
изучал Торы и
перестал
уходит еще
дальше, чем
тот, кто
никогда не
изучал, как
следует (см.
Талмуд,
Хагига, 9б,
Песахим 49б).
2. У
Лулава
должна быть
не поломана
верхушка. Также
не подходит
лулав,
верхушка
которого разделена;
если он
выглядит, как
веник; согбен
в стороны, или
переломан.
Лулав, будучи
выше остальных
растений,
выступает в
роли лидера
(не случайно,
и благословение
на все четыре
растения
"Аль Нетилат
Лулав"). Лидер
не должен
сгибаться в сторону,
разделятся
или ломаться.
Он должен только
вести остальных
за собой для
служения
Творцу. В последних
поколениях
мы часто
находим
"лидеров"
которые на
самом деле подстраиваются
под толпу,
вместо того,
чтобы их
исправить.
Наши мудрецы
предсказали это,
говоря, что
"лицо"
(лидеры)
поколения в конце
дней будут
подобны
собаке
(Талмуд, Сота
49б). Дело в том,
что хотя
собака бежит
впереди
хозяина, и на
первый
взгляд можно
подумать, что
хозяин
следует
лидерству
собаки, но
как только
хозяин
меняет
направление,
собака опять
забегает
вперед. Таким
образом,
становится
понятно, что
на самом деле
собака
подстраивается
под хозяина
(Рав Элханан
Васерман).
3. Ветки
мирта имеют
по три листа
на каждом уровне,
супротив
Торы, молитвы
и добрых дел (см.
Пирке Авот 1:2).
Листья
должны
покрывать весь
стебель
мирта; также,
эти три вещи
должны
сопутствовать
нас на
протяжении
всей жизни.
4. Ивовые
ветки
(Аравот)
описаны, как
растущие
около воды.
Хотя они
подсказывают
необразованных
и не очень
праведных
евреев, но и те должны
хотя бы
стремится к
"воде" Торы.
Листья ивы
гладкие, но
если листья
как зубья
пилы, то это
уже
"цафцафа" и
не кошерна.
Хоть у ивовых
веток нет
запаха, но и
плохо
пахнуть они
не должны.
Дело в том,
что многие не
знающие и не
соблюдающие
евреи, по
крайней мере
пытаются
узнать и
соблюдать. Но
есть и те, кто имеют
"собственную
идеологию" – неприятный
запах. У них
обычно
"острые зубья",
как у пил – эти
люди
полностью
некошерны.
Интересно, что
Рема
приводит
обычай
каждый день
менять
ивовые ветки,
т.к. они
быстро вянут
и становятся
непригодными
для мицвы.
Разумеется, если
и после
контакта с
праведными
людьми грешник
не изменился,
то тогда уже
ничего не
исправить.
5. Мы
берем по три
ветки мирта,
но только по
две ветки
ивы. Ветки
мирта должны
быть поставлены
выше, чем
ветки ивы;
таким
образом,
Лулав
возвышается
над всем букетом,
ниже него
находится
мирт, а еще
ниже ива.
Этрог же
вообще не связывается
с остальными
растениями,
им лишь
касаются
букета во
время
благословения
на мицву и
когда все
растения
трясут в четырех
направлениях,
а также вверх
и вниз.
Дело в том,
что в хорошей
кампании праведников
и средних
евреев
должно быть
большинство.
Грешники
(ивовые
ветки)
находятся
ниже остальных
и в
меньшинстве.
Если же
лидерство в руках
грешников, в
такой
"организации"
праведникам
делать
нечего (см.
Талмуд Макот
5б). При этом,
даже в
компании где
большинство
средние люди,
праведник
(Этрог) не
задерживается.
Он лишь
заходит
временно,
чтобы улучшить
их, но потов
возвращается
назад. При чтении
хвалебных
стихов, мы
трясем наш
"букет"
разных
направлениях.
Этим мы
показываем,
что Тора
должна
распространяться
везде. Но
когда мы
произносим
Имя Творца,
мы не трясем
четыре
растения.
Когда
доходит до всего,
что касается
Имени
Создателя,
надо стоять
непоколебимо.
Да
заслужим мы и
в этом году
исполнить,
как следует
мицву жизни в
шалаше и
поднимания четырех
растений в
этот веселый
праздник Суккот.
Законы
холь амоэда,
Хошана Раба,
Шмини Ацерет
и Симхат Тора.
1.
Полупраздничные
дни между
началом и
концом
Суккота, а
также между
началом и
концом Песаха
называются
холь амоэд. В
эти дни запрещено
делать
большинство
видов
трудоёмкой
работы.
Работающие
на
предприятиях,
если это
возможно,
должны взять
отпуск на эти
дни. Тем не
менее, если
пропуск
работы приведет
к большим
денежным
потерям, то в
холь амоэд
можно
работать. Все
это при
условии, что
человек не
оставляет
работу
намеренно на
эти дни.
2. Законы холь
амоэда довольно
сложны,
опишем лишь
некоторые из
них. В холь
амоэд
запрещено
стричься и
стирать бельё.
Писать можно
только при
некоторых обстоятельствах,
например то,
что иначе забудется
и приведет к
финансовым
потерям. Нельзя
отдавать
машину в
починку, если
она понадобится
только после
праздников, а
если она
нужна в сам
холь амоэд,
нужно
посовещаться
с раввином.
Покупать
можно только
ради праздника
или по
большим
скидкам, если
после
праздников
таких цен уже
не найдешь. В
холь амоэд
запрещено
жениться.
3. Последний
день холь
амоэда
праздника
Суккот
называется
Хошана Раба.
Этот день ещё
более праздничный,
чем
остальные
дни холь
амоэда. Согласно
каббале,
решение суда
после Йом
Кипура ещё не
полностью
утверждено
до Хошана
Раба, поэтому
в эту ночь
многие не
спят и читают
в синагогах
Мишне Тора –
последнюю
книгу Моше. В
течение
праздника
Суккот, во
время
утренней
молитвы, мы
ходили
вокруг бимы с
нашими
четырьмя
растениями. В
Хошана Раба
мы ходим
вокруг бимы
семь раз.
Особая мицва
этого дня –
взять ивовые
ветки и
ударить ими
об пол пять
раз. Смысл
этого обычая
– каббалистический.
Согласно
простому
смыслу, это
делается в
память об
ивовых
ветках, которые
использовали
в дни
праздника
для службы в
Храме.
4. Последние
два дня
праздников
называются Шмини
Ацерет и
Симхат Тора
(радость
Торы). По
закону Торы,
в эти дни не
нужно сидеть
в шалаше, но
так как вне
земли Израиля
все
праздники
празднуются
на день дольше
(см. главу
Бемидбар), то
и в первый
день Шмини
Ацерет мы
продолжаем
сидеть в
шалаше, как в
ещё один день
Хошана Раба.
При этом
благословение
на сидение в
шалаше не делается.
5. В последний
день
праздника
заканчивают
читать Тору.
Вечером и
утром делают
акафот – танцуют
вокруг бимы,
держа при
этом свитки Торы.
Принято
также давать
всем
собравшимся
алию –
возможность
сделать благословение
на Тору. За
особые
деньги покупают
последнюю
алию – Хатан
Тора (жених
Торы) и
первую алию
на чтение
Торы сначала
(хатан
Брейшит). На
этом
заканчивается
цикл праздников
и цикл чтения
Торы, но и это
не конец, а
лишь новое
НАЧАЛО.