Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Ответы к главе Шофтим.

 

1. Какое отношение начало нашей главы имеет к предыдущей главе?

 

Хотя евреи будут ходить в Храм три раза в год, и там смогут спросить у мудрецов все накопившиеся вопросы, тем не менее, этого недостаточно и в своих городах они тоже должны установить еврейские суды с мудрецами Торы (Хизкуни).

 

2. Правда ли, что есть мицва из Торы установить царя, т.е. согласно Торе, строй еврейского государства - это монархия?

 

В Талмуде существует диспут мицва ли иметь царя, или это просто разрешение Торы (см. Абарбанел к нашей главе, который доказывает, что мицвы в этом нет; тем не менее, Рамбам постановляет, как мнение что это мицва, см. также Даат Софрим к Шмуэлю).

 

3. Наша глава сообщает, что царь должен иметь свой свиток Торы. Почему же тогда Талмуд говорит, что любой еврей должен иметь свой свиток? Чем же тогда царь отличается от остальных?

 

Согласно Талмуду, у царя есть дополнительный свиток. Кроме этого, только к царю относится мицва носить свиток Торы с собой везде.

 

4. Почему тогда, если есть такая мицва, в наше время не каждый еврей владеет своим свитком Торы?

 

Мы полагаемся на то, что в наше время мицва иметь религиозные книги, и необязательно именно свиток Торы (см. также наш комментарий к Рамбаму здесь, где приводятся другие причины, почему в наше время каждый еврей не пишет свиток Торы).

 

5. Талмуд учит на базе стиха в нашей главе (17:16), что евреям нельзя жить в Египте. Почему же тогда в Египте в течение веков существовала еврейская община?

 

Одно из объяснений: т.к. древних египтян почти не осталось, и в Египте жили другие нации, то запрет больше не относился.

 

6. Тора запрещает (18:11)  вопрошать мертвых. Попадет ли под этот запрет хождение к могиле праведника и просьба к нему заступиться за нас?

 

Есть диспут на этот счет, большинство стандартных поским запрещают (см. Кицур Шулхан Арух 89:7, Хохмат Адам 128:13, Мишна Берура 581:27), но у многих обычай быть мягким (см. Вопросы и ответы Махарам Шика и Минхат Элазара).

 

7. Что Тора называет (19:14) «хасагат гевуль» - (посягать на границы собственности)?

 

Сдвигание земельной границы. В принципе это тип воровства, уже запрещенного Торой, но Тора добавляет здесь еще один запрет. Сегодня этим выражением называют любой тип запретной конкуренции.

 

8. Если, как Тора пишет, любой, кто построил недавно дом, или посадил виноградник, не идет на войну, то разве это не создает легкую возможность избежать воинской повинности?

 

На самом деле по Торе не так сложно избежать воинской обязанности, и даже тот, кто боится воевать освобожден от нее. Ведь армия, состоящая из людей, которые не хотят воевать, обычно не успешна, как армия, состоящая из добровольцев, которые сами хотят сражаться за свою страну. Но это не относится в случае «войн мицвы». Что касается человека, который недавно женился, по некоторым мнениям он освобожден и от участия в «войне мицвы» (мы обсуждаем это на аудио уроке к этой главе).

 

9. В нашей главе (20:19) Тора описывает запрет на уничтожение плодоносных деревьев во время осады города. А какие более общие применения есть у этого запрета?

 

Запрет «бал ташхит» относится к любому уничтожению продуктов, или вещей, которые можно использовать.

 

10. Какой смысл в процедуре «эгла аруфа» - телицы с прорубленной шеей.

 

Одно из объяснений: эта процедура привлечет внимание кого-то, кто даст информацию правоохранительным органам, и поможет в поимке преступника.

 

В следующие недели, мы вместо вопросов по законам Шабата, будем посылать вопросы о Рош Ашане и Йом Кипуре (а позже о Суккоте).

 

11. Если в месяц Элул человек услышал трубление Шофара, пока он молится Шмоне Эсре, может ли он остановиться и слушать?

 

Да, если это его не отвлекает от молитвы, и невозможно услышать позже (так пишет Р. Эфраим Гринблат в Ривевот Эфраим и Р. Харфенес в Мекадеш Йисраэль), но другие запрещают (Нитей Габриэль).

 

12. Если человек утром не услышал трубление, нужно ли ему постараться в течение дня услышать трубление Шофара?

 

Это не обязательно.

 

13. С какого дня ашкеназим начинают говорить слихот в этом году?

 

С воскресенья предыдущей недели до Рош Ашаны.

 

14. Какое самое лучшее время говорить слихот?

 

Лучше всего начать до рассвета. Можно также читать слихот сразу после полуночи и в любое время во второй половине ночи, и во многих общинах так делают в первый день слихот. Если слихот не сказали до начала дня, то их говорят днем.

 

15. Можно ли говорить слихот в первой половине ночи? Есть ли разница, если в Израиле уже после полуночи?

 

Согласно кабалистам, не следует читать слихот до полуночи, но если в Израиле уже после полуночи некоторые разрешают (в особенности, если слихот читают вместе с Израильтянами через телемост).

 

16. Можно ли говорить 13 принципов милосердия (или отвечать на кадиш или на барху), когда слышишь Хазана по телефону или прямую трансляцию по радио?

 

Многие разрешают (хотя невозможно выполнить какую-нибудь заповедь, услышав по телефону или радио, например чтение Мегилы).

 

17. Если человек пришел на молитву с восходом (как «Ватикин»), но опоздал на слихот, можно ли сначала помолиться, а потом сказать слихот?

 

Да.

 

18. Можно ли читать слихот без миньяна?

 

Да. Но нужно пропускать все арамейские части, а также 13 принципов милосердия.

 

Предыдущая глава