Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
нашей главе
мы читаем о
наказании "закен
мамре" -
мудреца,
который
постановляет
законы не как
остальные
члены
верховного
суда. В чем
смысл этих
законов и
когда они
применяются?
Ответ:
Разумеется,
Тора
содержит множество
законов
относящихся
к всевозможным
ситуациям, и
в течение
истории не
могут не
возникнуть
диспуты[1]
по отношению
к деталям
соблюдения.
Ради сохранения
единства[2]
еврейского
народа, нежелательно
чтобы каждый
мудрец решал
законы сам и
учил других
согласно
своим
решениям, поэтому
Тора говорит
(Деварим 17:8-13):
Если
неясен будет
тебе закон о
различии между
кровью и
кровью, между
тяжбой и
тяжбой и
между язвой и
язвой - по
делам
спорным во вратах
твоих, то
встань и
взойди на
место, которое
изберет Б-г,
Всесильный
твой, и приди
к коэнам-левитам
и к судье,
который
будет в те
дни, и
расспроси, и
скажут они
тебе, каков
закон. И
поступи по
слову,
которое они
скажут тебе с
того места,
которое
изберет Б-г, и
точно делай
все, как они
укажут тебе.
По учению,
которое они
укажут тебе,
и по закону,
который они
скажут тебе,
поступай. Не
уклоняйся от
слова,
которое они
скажут тебе,
ни вправо, ни
влево. А
человек,
который
поступит
злонамеренно,
не слушаясь
коэна,
который
стоит, чтобы
служить там
Б-гу, Всесильному
твоему, или
судьи,
умереть должен
человек тот;
искорени же
зло из
Израиля! И
весь народ
услышит, и
ужаснется, и
не будет
злонамеренно
поступать
впредь.
Согласно
Талмуду[3],
"закен
мамре"
получает
смертельное
наказание,
только если
он
продолжает
постановлять
закон
согласно
своему
мнению, после
того как
главный суд
постановил
наоборот. Но
если этот
мудрец учит
теоретически
как он раньше
учил, но
"халаха
лемаасе" не
постановляет
спрашивающим,
он не
получает
наказание.
Кроме того,
"закен
мамре" только
получает
наказание,
если он дает
такое разрешение[4],
которое
приводит к
нарушению, за
которое положен
карет -
духовное
отсечение.
Так, например,
"между
кровью и
кровью"
означает запреты
Ниды. "Между
тяжбой и тяжбой"
указывает на
финансовые
законы, которые
могут
привести к
неуверенности,
считается ли
какая-то
женщина
замужней[5].
Ведь с
помощью
кольца или
другого
предмета можно
сделать
кидушин, но
если кольцо
не принадлежит
жениху, то
кидушин не
сработает[6].
"Между язвой
и язвой" -
указывает на
диспуты по
отношению к
разным видом
проказы, и т.к.
проказный
человек
считается
ритуально
нечистым, то
если он
зайдет в
Храм, то
получит
наказание
карет.
Кроме
всего
вышеупомянутого,
есть еще одна
мицва[7],
за которую
"закен мамре"
может
получить
наказание
смерти - это
мицва
тефилина.
Если "закен
мамре"
постановит,
что у
тефилина
должно быть
пять
коробочек[8],
то хотя это
халахическое
решение не
приводит к
наказанию
карет, он все
равно
заслужит
смерти.
Да
заслужим мы
восстановления
главного
еврейского
суда, который
сможет разрешить
все
накопившееся
вопросы.
[1] Как
мы молимся в
Шмоне Эсре «Верни
наших судей
как в прежние
времена». Эта
просьба
основана на
стихе в
пророке
Йешияху (1:26).
Действительно
в наше время
с развитием
науки и
техники есть
много
вопросов,
которые ждут
своего решения.
На самом деле
со временем,
когда многие
законы не
смогли быть
разрешены, то
Тора и стала
выглядеть
как
несколько
Тор (см.
Талмуд,
Санхедрин 88б).
[2] Основная
цель, чтобы соблюдение
еврейской
религии было одинаковым
и эта цель
даже важнее
чем
следование
мнению, которое
является объективно
правильным
(см. Сифри,
Шофтим 11 и
Бава Меция 49б).
[3] Санхедрин
86б.
[4] См.
последний
Тосафот 87а,
что если «закен
мамре»
наоборот
запрещает то,
что разрешают
другие, он не
получает
наказание смерти,
хотя похоже Рамбам
(Мамрим 4:2)
похоже так не
считает (см.
Радбаз там,
но см. Хазон
Иш, который
считает что
Рамбам
согласен с
Тосафот).
[5] И
отношения с
ней караются
каретом.
[6] Получается,
что любой
финансовый
диспут может
привести к
карету (см.
Сефер Ахинух
496). Казалось бы,
любая мицва
может
привести каким-то
образом к
наказанию
карет,
например, если
мужчина даст
кидушин
женщине при
условии, что
халаха не как
"закен
мамре". Но мы
не разрешаем
логику,
которая
использует условия
связанные с самим
постановлением
"закен
мамре", иначе
это приведет
к
всевозможным
парадоксам.
Но, казалось
бы, все равно
множество
диспутов
может привести
к карету
через
"кидушин", т.к.
минимальная
стоимость
предмета,
который
жених дает невесте
должна быть
"прута"
(маленькая
монетка), а
диспут между
"закен
мамре" и другими
мудрецами
мог касаться
кошерности
предмета и
некошерный
ритуальный
объект не
стоил бы
пруту? Тогда,
например
диспуты по
отношению к
кошерности
цицит, шофара
или лулава
должны могут
привести к
карету, и, тем
не менее
Рамбам пишет
что эти
диспуты не
приводят к
карет (см.
Бирке Йосеф,
Орах Хаим 13
где приводятся
возможные
решения
проблемы; отсюда
Р. Моше
Штернбух
доказывает, что
нет запрета
носить
слишком
маленький талит
в Субботу на
улице, иначе
диспут о
минимальном
размере талита
приводит бы к
карету).
[7] Санхедрин
86б, см. Рамбам,
Мамрим 4:3, но см.
Раавад для
другого объяснения.
[8] Сегодня
немало таких
тефилинов
было найдено
в пещерах где
жили
сектанты, в
пятой коробочке
у них были
написаны
Десять
Заповедей
(см. также
Сифри,
Ваэтханан, 10).