10 фактов
о Шмите.
1. Существует
тройной
диспут о
заповеди Шмиты
в наше время.
Согласно
некоторым
авторитетам,
эта заповедь
относится из
Торы (мнение
Рамбана,
Гитин 36 и
некоторых
других Ришоним).
Другие
считают, что
сегодня эта
заповедь –
закон
раввинов
(многие
авторитеты
среди
Ришоним и
основные
Ахроним, см.
ГР”А, Йоре
Деа 331:6, Хазон
Иш, Швиит 3:8 и
Хафец Хаим в Сефер Амицвот
Акацар, 64, хотя его
слова
относятся
только к отпусканию
долгов).
Наконец, есть
и авторитеты,
согласно
которым эта
заповедь
вообще
сейчас не
относится
(считается,
что таково
мнение некоторых
Ришоним,
включая Р.
Зерахия Алеви
и Р. Менахем
Меири, см.
например
Ябиа Омер том
3 секция Йоре
Деа, 19).
2. Похоже
наиболее
принятое
мнение – это
среднее.
Насчет
причины,
почему
заповедь
седьмого
года – только
закон
раввинов,
тоже существует
диспут (см.
Рамбан, Сефер
Азехут, Гитин
36). Некоторые
считают, что
когда наш
народ
вернулся из
Вавилонского
изгнания, и
возобновились
законы
отделения
Трумы и
Маасера,
святость
земли
возобновилась
лишь
временно, и
возможно это
относится и к
законам
Шмиты. По
многим
мнениям, эти
законы
зависят и от
присутствия
большинства
евреев на
Земле Израиля.
Возможно
также, что и
весь период
Второго
Храма, законы
Трумы,
Маасера и
Шмиты относились
к Святой
Земле только
как закон раввинов.
Также, по
некоторым
мнениям, Шмита
по закону
Торы
относится,
только когда
соблюдается
Йовель –
пятидесятый
«Юбилейный»
год. Сам
Йовель по
всем мнениям
не практикуется
сегодня, т.к.
зависит от
членов Раввинского
Суда имеющих
смиху, а
также от
присутствия
всех колен
нашего
народа на
Святой Земле.
Что касается
времени
Второго Храма,
есть те кто
считает, что
Йовель
практиковался
либо по
закону Торы
(Тосафот,
Гитин 36), либо
по закону
раввинов
(Рамбан там
же), но по многим
мнениям во
время
Второго
Храма эта мицва
вообще не
практиковалась
(Рамбам,
Законы Шмиты
10:3). В будущем,
Мицва Йовеля
возобновится
уже во время
Машиаха.
3. В отношении
подсчета
седьмого
года, существует
Талмудический
диспут о том,
считается ли
каждый
Юбилейный
год отдельно,
и после него
семилетний
цикл
начинается
заново, или
же Йовель не
мешает
подсчету лет
Шмиты, (т.е.
каждый
седьмой год
всегда Шмита,
вне зависимости
от Йовеля).
Есть диспут
Ришоним, какому
мнению
следует
халаха. В
любом случае,
по
большинству
мнений,
подсчет
Шмиты после
разрушения
Храма не
включает
подсчет
Йовеля (но см.
Раавад,
Законы Шмиты
10:6, который
считает, что
и в наше
время нужно
пропускать
каждый
пятидесятый
год, и
начинать новый
отсчет
семилетнего
цикла).
4. Кроме
вышеупомянутого
диспута, есть
три разных
мнения
насчет
правильного
подсчета года
Шмиты.
Согласно
Талмуду, Храм
был разрушен
в год после
Шмиты, но как
мы писали в
очерке о
Девятом Ава,
есть три
мнения, когда
это произошло:
в 68 году нашей
эры, или в 69 или
в 70. Получается,
что год Шмиты
был либо в 5773
году, либо в
этом 5774, либо будет
в 5775. Так как
невозможно
практиковать
Шмиту три
года подряд,
мы следуем
этому последнему
мнению (это
мнение Рава
Йосеф Каро,
Йоре Деа 331:19 и
Рема, Хошен
Мишпат 67:1, хотя
ГР”А в последних
ликутим к
этому месту в
Хошен Мипат склонялся
ко второму мнению,
и тогда Шмита
на год
раньше, см.
ниже насчет
написания
Прузбула в
этом году;
интересно,
что согласно
Рамбаму, Храм
был разрушен
в 69 году, но все
равно год
после Шмиты
считается не
69 а 70, т.к.
Девятого Ава
большая
часть года
уже прошла, и
поэтому наш
обычай
следует в том
числе мнению
Рамбама.)
5. Даже когда
законы Шмиты
относились
из Торы, вне
Земли
Израиля
законы Шмиты
не относятся.
Но некоторые
из законов
Шмиты
относятся к
той части
Иордании,
которую Моше
завоевал у
Сихона и Ога,
и в тех
частях Сирии,
которые
завоевал
Давид, Шмита
частично
относится по
закону
раввинов.
Более того,
законы Шмиты
сегодня
относятся
даже не на
всей
территории
Израиля.
Полностью
законы Шмиты
относятся
только к той
части земли,
которую
унаследовали
наши предки,
когда вернулись
из Вавилона
во время Эзры
(о попытке
определить
точные
границы, см.
например карту
в книге Дерех
Эмуна,
Трумот,
первая глава).
К тем же
частям,
которые наш
народ завоевал
после Исхода
из Египта,
законы Шмиты
относятся
сегодня лишь
частично. В
южной части
современного
Израиля есть
территории,
которые не
принадлежали
нам и после
Исхода, и к
ним законы
Шмиты вообще
не относятся.
Между прочим,
по некоторым
мнениям, бывшие
теплицы в Гуш
Катифе были
вне пределов
территории
Израиля, или,
во всяком
случае, вне
пределов
наследия
Эзры, (кроме
этого, по
некоторым
мнениям, к
выращенному
в теплице
возможно
вообще не
относятся
законы Шмиты).
6. Существует
диспут о
плодах,
которые
выросли на
земле
принадлежащей
нееврею в
седьмой год.
Мнение Рава
Йосефа Каро,
что к ним
святость
седьмого
года вообще
не относится.
Этому мнению
следует
большинство евреев
в Земле
Израиля.
Хазон Иш же
постановляет,
что хотя эти
плоды
разрешено
покупать, тем
не менее к
ним
относятся
законы святости
плодов Шмиты,
и этому
мнению
следуют в основном
в Бней Браке.
7. Согласно
мягкому
мнению,
казалось бы,
можно было
«продать»
землю
нееврею на
седьмой год
(в
особенности
если принять
во внимание что
по
большинству
мнений,
законы Шмиты
сегодня
только
Дерабонан и
соблюдение
этих законов
принесет колоссальные
финансовые
потери и в
том числе
потерю
клиентов во
всем мире).
Ведь так же
многие
делают с
Хамецом
перед
Песахом или с
беременной в
первый раз
коровой,
чтобы детеныш
не был
«перевенцем»
(иначе его
нельзя потом
есть, пока у
него не
появится порок).
Тем не менее,
большинство
раввинов
против такой
продажи по
разным
причинам.
Во-первых,
существует
отдельный
запрет
продавать
Землю
Израиля
неевреям (но
некоторые авторитеты
разрешают в
данном
случае по различным
причинам, и в
том числе т.к.
данная продажа
временная,
см. например
Ябиа Омер том
8 секция
Хошен Мишпат,
2). Кроме этого,
даже если
продать
Землю
Израиля и
если сами
плоды не
будут иметь
святости
Седьмого
года, по многим
мнениям,
евреям все
равно нельзя
будет
обрабатывать
землю.
Вдобавок
большая
часть первых
поселенцев
на Святой
Земле в
новейшее
время
(порядка
двухсот лет
назад),
приехали
туда не
потому, что
им некуда было
деваться, а
потому, что
они хотели
именно
соблюдать
заповеди
связанные со
Святой Землей,
и приблизить
избавление.
Разумеется,
для них и их
потомков, не
было смысла
искать
халахические
способы, как
обойти
соблюдение
этих
заповедей, в
особенности
Шмиты, которую
сама Тора
связывает с
избавлением.
8. По закону
Торы весь
урожай
седьмого
года не
принадлежит
хозяевам, и
на него одинаковые
права у всех.
Талмуд
(Песахим 52)
объясняет,
что когда на
поле
кончается
определенный
вид фруктов,
то и тот, кто
успел набрать
достаточно
этого вида
себе домой,
должен сделать
мицву "биур".
Существует
диспут Ришоним
в чем
заключается
эта мицва. По
мнению
Рамбама
(законы Шмиты
7:3, см. также
Раавад там)
они
уничтожаются,
как и в
случае мицвы
"биур"
хамеца перед
Песахом. Но,
по мнению
Рамбана
(комментарии
к Торе,
Вайикра 25:7) и большинства
авторитетов,
достаточно
сделать
фрукты
ничейными.
Сегодня принято
следовать
мнению
Рамбана.
Более того, согласно
Тосефте
(Шевиит 8:1), при
определенных
условиях Бет
Дин может
организовать
распределение
(и даже
дешевую
распродажу)
фруктов. На
этом в
Израиле
основана
концепция магазинов,
которые
продают из
так называемого
"Оцар Бет
Дин" (склада
раввинского
суда). На этом
же основана
распродажа
этрогов седьмого
года в том
числе вне
земли
Израиля (хотя
обычно
вывозить
фрукты Шмиты
из Земли
Израиля
запрещается).
Заметим, что
съедобные
фрукты
седьмого
года нельзя
уничтожать,
поэтому
этрог
седьмого
года после
праздника
нельзя
выбрасывать,
а нужно либо
съесть сразу
после
праздника по
законам
святости
фруктов
Шмиты, или
ждать пока он
испортится, а
потом только
выбросить
(все это
относится к
этрогам
которые
будут
использовать
в Суккот 5776
года, сразу
после Шмиты,
но этроги 5775 года
обычно
собирают еще
до начала
Шмиты, и уж во
всяком
случае
созревают до
Рош Ашаны).
9. Тора
обещает, что
если мы будем
соблюдать законы
Шмиты, то
Всевышний
пошлет
особое благословение
на урожай предыдущего
года, чтобы
нам хватило
еды в год Шмиты
и после него.
Тем не менее,
существует
диспут
относится ли
это обещание
сегодня, когда
по многим
мнениям
законы Шмиты
- это лишь
законы
раввинов.
10. Хотя
основные
законы Шмиты
относятся
только в
Земле Израиля,
и евреям,
живущим вне
нее нужно
быть осторожными
в течение
года Шмиты, а
также следующего
за ним года,
не покупать
Израильские
продукты без
подходящей
хашгахи. Хотя,
как уже было
объяснено,
некоторые в
Земле
Израиля
полагаются
на "продажу"
земли, вне
Земли
Израиля, где
есть
достаточно
не Израильских
продуктов,
нет особых
причин полагаться
на эту
мягкость (см.
Тшувот
Веханхагот 2:561,
Хелкат Яков,
Йоре Деа 184,
также
основная американская
хашгаха -
Ортодоксальный
Унион
говорят, что
они не
полагаются на
"хетер
мехира").
Вдобавок, и
вне Израиля
относится
мицва
отпускать
долги в конце
Седьмого
года. Если
человек не
хочет
простить долг,
он должен
выписать
специальную
деловую
бумагу,
называемую
"Прузбул", в
чем ему может
помочь любой
компетентный
раввин. Прузбул
пишут перед
концом года
Шмиты, но некоторые
делают также
Прузбул
перед Рош Ашаной
начала
Седьмого
года, следуя
мнению Роша и
некоторых
других
Ришоним, что
Прузбул пишется
до Шмиты,
(кроме того,
согласно
ГР"А это
следует
сделать на
случай если
настоящий
год шмиты - на
год раньше
принятого).
Желаем
благословения
всем, кто в
Израиле полностью
соблюдает
законы Шмиты.