Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: Талмуд
говорит, что средняя
буква Торы, и
среднее
слово Торы находятся
в нашей
главе. Тем не
менее, при точном
подсчете,
средняя
буква и
среднее слово
не совпадают
с данными в
Талмуде! Как
объяснить
это
противоречие?
Ответ:
Талмуд, в
трактате
Кидушин (30а)
рассказывает,
что древние
мудрецы,
называемые
"Софрим[1]"
(писцы), в том
числе
подсчитывали
каждую букву
и каждое
слово Торы. В
том числе,
они нашли,
что середина
слов
Пятикнижия
попадает на
повторяющеюся
слова "дрош дараш"
(Вайикра 10:16), а
середина
букв - на
большой "Вав[2]"
в слове
"Гахон"
(Вайикра 11:42).
При проверке,
легко
убедится[3],
что ни буква
Вав в Гахон
не является
средней буквой,
ни слова
"дараш" не
являются
серединой
слов.
Теоретически,
может быть
три
возможности: либо
перед
мудрецом
Талмуда,
сделавшим эти
утверждения,
были другие
свитки Торы,
либо слова Талмуда
перед нами являются
ошибкой, либо
утверждение
мудрецов
имеет другой
смысл, чем кажется
на первый
взгляд[4].
Разумеется,
последний из
подходов
является
самым
приемлемым
для
религиозного
еврея. В этом
очерке мы
попробуем
его обосновать.
Во-первых,
невозможно
представить,
что свитки
перед
мудрецами
Талмуда
настолько
отличались
от наших. Хотя
Талмуд сам сообщает,
что в их
время уже не
было
абсолютно
точных
свитков, тем
не менее, Вав
в Гахоне и
Дараш настолько
отличаются
от центра
Торы, что нужно
было бы
предположить,
что различия
в свитках
достигали
почти тысячи
слов и пяти
тысяч букв, а
это
невероятно.
Дело в том,
что даже все
разные
свитки из
пещер
Кумрана,
несмотря на
то, что они
принадлежали
евреям из
секты Ессеев,
и те не
следовали
традициям
наших мудрецов,
не
отличаются
от наших
свитков
настолько
сильно.
Другие
древние
свитки,
которые тоже старше
Талмудических,
еще больше
похожи на наш
текст Торы.
Более того,
из
греческого перевода
"Септуагинты",
и
Сириакского
перевода
"Пшиты"
явствует, что
и перед этими
переводчиками
был текст не
так уж сильно
отличавшийся
от нашего.
Что касается всех
известных
нам
средневековых
свитков, они практически
всегда совпадают
хотя бы на
уровне слов[5].
Вторая
возможность –
ошибки в
тексте
Талмуда, в
принципе не
исключена[6],
тем более в
такой
детальной
работе как
подсчет букв.
В принципе, ошибки
могут вкрасться
разными
путями. Известно,
что наиболее
распространенный
тип ошибок - это
"таут софер" (ошибка
переписчика).
В данном
случае, на
самом деле
середина
Торы - буква
Вав, но
совсем в
другом слове.
Не исключено,
что при
переписке Талмуда
ошиблись и
привели неправильное
слово, тем
более что в
этом слове
Вав большого
размера, и
может быть
переписчик решил,
что это центр
Торы[7].
С другой
стороны, могла
быть ошибка
передачи
информации
самих
мудрецов
Талмуда[8].
Например, Софрим
могли иметь в
виду
правильный
Вав, но со
временем это
было забыто, и
был передан
Вав не в том слове[9].
Наконец,
не исключена
возможность
ошибки и в
самом начале утверждения.
Например, если
предположить,
что сначала
никто буквы
точно не
считал, но
просто
оценил их
количество[10],
и прикинул, что
середина
Торы где-то в
начале книги Вайикра,
то зная, что
Вав в Гахон
пишется
необычным
образом, могло
возникнуть
предположение,
что это и
есть
середина
Торы. Позже
эта традиция
могла
передаваться
не как
предположение,
а как точная
информация.
Тем не
менее, любой
Ортодоксальный
еврей очень
серьезно
относится к
словам
Талмуда, и не
принимать
возможность
ошибки, пока
не истощены
все другие
альтернативы[11].
В данном
случае,
найдены
прекрасные
решения
обоих сложностей[12].
В случае слов
"Дараш",
традиция
наверняка утверждала[13],
что эти слова
- середина
всех
"одинаковых
пар слов". В
Торе всего 89
таких пар, и
сорок пятая -
это дарош
дараш[14].
Также и в
случае
средней
буквы, имеется
в виду "средняя"
из всех
необычных
букв[15]
- маленьких и
больших[16].
Да
заслужим мы
всегда
искать и
находить глубину[17]
слов наших
мудрецов!
[1] Слово
"Софер"
происходит
от слов
"рассказывать"
(лисапер) и
"книга"
(сефер), но
также и от
слова
"считать"
(лиспор) (см.
также начало Сефер
Йецира, см и
наши слова к предыдущей
главе).
[2] Согласно
традиции
некоторые
буквы Сефер Торы
пишутся
большого или
маленького
размера.
Всего таких
букв в Танахе
несколько
десятков и не
всегда
известно, почему
конкретная
буква
выделена
таким образом.
В принципе,
свиток Торы
будет кошерным
даже если эти
буквы
написаны
обычным
образом, или
наоборот
другие буквы
написаны
большими или
маленькими,
постольку поскольку
букву все еще
можно узнать
(в случае
буквы Заин,
если ее
написать
большой, получится
конечный Нун,
и свиток не
будет кошерным).
В данном
случае, "Вав"
в слове
Гахон, написан
большого
размера, и
Талмуд
утверждает,
что причина в
том, что это
средняя
буква Торы.
[3] Конечно,
в наше время
такие
проверки
занимают
несколько
минут, т.к. вся
Тора давно
уже введена в
компьютер.
[5] Замечу,
что в свое
время,
Профессор
Мордехай
Броер провел
исследование,
доказывающее,
что наши
свитки не
могут более
чем на несколько
букв отличаться
от оригинала.
См. также
наши слова к
главе Насо.
[7] Так,
например, Рав
Рувен
Маргулиус
считает, что
при
переписке
возраста
Рава, который
прожил 90 лет, использовали
букву "тав" - первую
букву слова 90, но
позже по
ошибке стали
считать, что
Рав прожил 400
лет, т.к. гематрия
"тав" - 400!
[8] См.
подобное в Тосафот,
Эйрувин 76б.
[9] В данном
случае,
мудрецы
Талмуда на
самом деле
сообщают, что
они не
проверяли, а
лишь положились
на традицию,
и поэтому
теоретически,
традиция
могла
утверждать
другое объяснение
необычной
буквы Вав, и
со временем
при передаче
произошла
ошибка. (Интересно,
что в «Отийот
Дераби Акива»
приводится
другая
традиция,
почему Вав в
Гахон –
большой.)
[10] См. подобное
в Пне Йехошуа,
Кидушин 30а.
[11] Хотя
теоретически
все могут
ошибаться
(см. Сефер
Хахинух,
мицва 496), наш
подход к словам
Хазал –
«невиновен,
пока не
доказано
обратное». Те
же, кто любят
издеваться
над нашей
традицией,
используют
подход
"китайского
суда" - презумпция
виновности.
[12] См.
Ахават Атора,
стр 4, и Тора
Шлема к концу
этой главы в
Милуим.
[13]
Возможно, что
это имеет в
виду Талмуд,
или, во
всяком
случае, так
было
передано
изначально
«писцами»
(Софрим).
[14] Есть
еще две пары
слов, которые
пишутся одинаково,
но их корни
не связаны:
Лех Леха (Берешит
12:1), первое
слово значит
"иди", второе -
значит
"тебе", и Шам
Сам (Шемот 15:25) -
первое слово значит
"там", а
второе -
"установил".
Разумеется,
эти две пары
не идут в
расчет.
[15] Интересно,
что Талмуд
там же
упоминает "среднюю"
букву
Псалмов ("аин"
в стихе 80:14), и
она тоже
является
средней из
всех
необычных
букв! Видимо
чистое совпадение
здесь очень
маловероятно,
и объяснение выглядит
очень
правильным. (К
сожалению,
Талмуд не
приводит "середину"
слов Псалмов,
чтобы можно
было
проверить далее
эти
предположения.)
[16] Существуют
также
Кабалистические
объяснения «Вава»
в Гахон,
согласно
которым
возможно
имелась в
виду подсказка
на совсем
другие концепции
(см. например
Питхе Шеарим,
Нетив Пархуф
Арих Анпин, 26).
[17] Это
еще один
пример как
важно всегда искать
смысл
утверждений
Талмуда. Сегодня
и среди
некоторых
Ортодоксальных
евреев стало
популярно предполагать
ошибку
всегда, когда
не найдено
объяснение,
но на самом
деле, если
что-то
кажется
пустым,
обычно это
из-за нашей «пустоты»
и
недопонимания.
Подобный
пример
произошел и с
утверждением
Рава
Вайсманделя,
что в начале
Торы
подсказана
книга Эстер,
с равными
интервалами,
где расстояния
между
буквами
равно
количеству
букв в самой
книге Эстер (12111).
Когда на компьютере
проверили комбинацию
«МЕГИЛАТЭСТЕР»,
и ничего
подобного не
нашли, то
решили что он
просчитался.
Потом
оказалось,
что слово «мегилат»
начиная с первой
обычной буквы
Мем в стихе (Берешит
4:14) «меаль пне
аадама умипанеха
эсатер» действительно
появляется с интервалом
в 12111 букв, а
слово «Эстер»
здесь в самом
стихе (Эсатер
пишется в
Торе также как
Эстер, и это
единственное
в Торе слово,
которое так пишется!)