Вопрос: В
этой главе мы
читаем про
кошерных и
некошерных
животных. В частности,
отдельно
упомянута
самая
распространенная[1]
некошерная
порода - свиньи:
"хазир". У
наших
мудрецов
есть очень
интересных Мидраш[2]
по поводу "хазира".
Они сообщают,
что в будущем
Всевышний "вернет"
это животное
нам, в смысле
оно станет
кошерным! Что
на самом деле
означает
слово "хазир",
а также Мидраш
наших
мудрецов по
отношению к
этому животному?
Ответ. Первое,
что
бросается в
глаза, это
тот факт, что
слово "хазир"
в святом
языке явно
происходит
от слова "возвращать".
Согласно
простому
смыслу, свинья
действительно
лучше любого
другого животного
"превращает"
отходы снова
в пищу[3].
Вдобавок
к этому, наши
мудрецы в
своем Мидраше
подсказывают
глубокую
идею по отношению
к "хазиру". Что
может
означать их
утверждение:
"в будущем
Всевышний
вернет это животное
нам"? Существует
два объяснения
этого
Мидраша, оба
из которых
могут быть
правильны. Во-первых,
Всевышний
может в
будущем поменять
природу
свиньи[4],
и она станет "жевать
жвачку". Интересно,
что в Америке
на самом деле
нашли
животное, семейства
свиней, у
которого
четыре
желудка, как
у кошерных
жвачных
животных[5].
Хотя на
данный
момент не
относится
разрешение
есть это
животное, но
вполне
вероятно, что
после
прихода
Машиаха оно
станет дозволенным!
Еще
более интересно
следующее
объяснение[6].
Как мы уже
писали[7],
свинья
подсказывает
нацию Эдом[8].
Эдом
по природе
больше всего
близок к
нашему народу.
В потенциале,
именно
изобретения Эдома
могут
принести
большую пользу
и Якову[9].
К сожалению, в
течение
истории, нации
Эдумянского
корня
предпочитали
угнетать и громить
наш народ, более
чем любые
другие
народы. Но в
конце дней, Эдом
станет "кошерным
животным[10]".
Да заслужим
мы увидеть исполнение
слов этого Мидраша.
[1] С одной
стороны
именно
свиньи из
всех некошерных
пород
употребляются
человечеством
в пищу очень
часто. И
сегодня в
западных
странах мы
очень редко
встречаем в
магазинах
мясо других
некошерных
животных. С
другой
стороны, у
евреев особое
отвращение к свиньям,
связанное в
том числе с
историей, произошедшей
во времена
Второго
Храма и
приведшей к
особому
установлению
наших
мудрецов не
выращивать
свиней (см. Бава
Кама 82б, см.
также
Тосафот Песахим
23а).
[2] В
некоторых
версиях
Танхумы, см. Р.
Бахъе, 11:4, Ор
Ахаим Акодеш 11:3.
[3] Интересно,
что в старые
времена
свиней на
самом деле использовали
для
уничтожения
мусора! Понятно
конечно, что
животное, которое
растет в
основном на
отбросах, будет
при этом
противным и
плохо
пахнущим. Неслучайно,
наши мудрецы
говорят, что свинья
имеет статус "ходячего
туалета" и поэтому
даже если она
только что
вышла из воды,
нельзя перед
ней
произносить
никаких
благословений.
(Рамбам, живший
в
мусульманских
странах, где
не едят
свиней, написал
в свое время, что
если бы Тора
разрешила
нам есть
свиней, наши
дома были бы
такие же антисанитарные,
как у
французов.)
[4] См.
Эсре
Маамарот,
Хикур Дин 4:13.
[5] См.
Малбим, Шмини
11.
[6] См.
Реканти,
Вайикра 11.
[8] В
общем четыре
нации, которых
Даниель (глава
7) видел в виде
четырех
животных, правили
большей
частью
цивилизованного
мира, и
произвели наибольшее
впечатление
на нашу и
мировую историю.
(Согласно
Аризалю они
соответствуют
четырем
видам
управления
Всевышнего, и
подсказаны
Его
четырехбуквенным
Именем. Египет
же подсказан
кончиком
буквы Йод, т.к. он
был корнем
цивилизации, и
также
еврейский
народ еще только
формировался.)
Сегодня
остатки
корней этих
наций - Ирак (включая
остальные
Арабские
страны), Иран (включая
Афганистан и
остальных не
арабских
мусульман), Россия
(включая
Грецию и всю
восточную Европу)
и Америка (включая
западную Европу).Также
и религии
этих стран
разделились
на четыре
основных (Мусульмане
- Сунниты и
Шииты, Христиане
- Греческие Православные
и Римские
Католики с
протестантами).
Последняя цивилизация
- Рим и его продолжение
- Западный
Мир, будет
оставаться
самым
сильным до
конца дней, но
и остальные
три будут
оказывать
влияние до
конца дней (см.
также Малбим 7:12).
(Заметим, что
конечно под "миром"
подразумеваются
в основном те
страны,
куда были
изгнаны
евреи, и
которые в
результате
считаются
центрами
цивилизации. Поэтому,
например, Чингиз
Хан
полностью отсутствует
в видениях
Даниеля, хотя
его
завоевания
покрывали
огромные территории,
на ход нашей
истории они
произвели
лишь малое и
только
временное
впечатление.)
[10] Интересно,
что согласно
Рамбаму (Законы
Королей 12:1), и
слова пророков
о жизни в
мире диких и
домашних
животных (см. Йешаяу
11:6) подсказывают
мир между
народами. Раавад
тем не менее, считает,
что стихи
пророков
исполнятся
дословно, и
природа
диких
животных
изменится и
они действительно
будут есть
траву.