Семь благословений, которые произносят во время свадьбы.

 

Наши мудрецы установили семь специальных благословений для новобрачных. Эти благословения произносятся во время самой свадьбы (под хупой), а так же в течение следующих семи дней, во время трапез устроенных для новобрачных. Отсчет семи дней начинается со дня самой свадьбы. Поэтому, если кидушин произошел, например, в воскресенье  до захода солнца, семь благословений можно произносить до конца Субботы. Эти благословения произносятся после биркас hамазон. У многих обычай разделять эти благословения между присутствующими. После благословений  выпивается стакан вина или виноградного сока, обычно дают попробовать и  самим новобрачным.

 

Если оба новобрачные уже были женаты раньше, например – это брак между двумя разведенными людьми, или вдовцом и вдовой, то эти благословения произносятся только один раз, во время трапезы после свадьбы. Тем не менее, если хоть один из новобрачных никогда не был женат, благословения произносят все семь дней.

 

Согласно Зоару и другим каббалистическим книгам, общий смысл этих благословений в том, что каждая женщина, выходя замуж, является проекцией всего еврейского народа и его духовного корня. Не случайно, невеста называется "кала" – от слова "всё”. Таким образом, ее благословляют семью благословениями, которые соответствуют семи сфирам управления Всевышнего миром.  О концепции сфирот много говорится в книгах каббалы. Скажем пока, что как в физическом мире все материалы состоят из чуть более ста элементов таблицы Менделеева, так и в духовных мирах есть десять общих корней управления, комбинации которых включают всё. Эти каналы являются также частичками воли Создателя. Их имена: Кетер – корона, Хохма – мудрость, Бина – понимание, Хесед – доброта, Гевура – сила, Тиферет – великолепие, Нецах – вечность, Ход – красота, Йесод – фундамент и Малхут – царство. Эти сфиры имеют проекции во всем, в том числе и в человеческом теле. Согласно Зоару (гл. Трума, стр. 169), шева брахот соответствуют семи из сфирот следующим образом:

 

 

 

Благословение

Сфира управления

перевод

1

Создающий плод виноградной лозы

Гвура

сила

2

Создавший всё во славу Свою

Хесед

доброта

3

Создавший человека

Тиферет

великолепие

4

Создавший мужчину и женщину

Нецах

вечность

5

Радующий Сион сыновьями своими

Ход

красота

6

Радующий жениха и невесту

Йесод

фундамент

7

Радующий жениха с невестой

Бина

понимание (матерь)

 

 

Сама же невеста является проекцией Сфиры малхут – царства. Таким образом, в высших мирах, Малхут получает духовный поток от Сфир выше, а в нашем мире невеста благословляется семью благословениями. В этой небольшой статье мы попытаемся объяснить немножко порядок благословений и их соответствие Сфирам. Разумеется, наши комментарии должны расцениваться лишь как капля в море, по сравнению со всей глубиной каждого слова этих брахот.

 

Несколько общих слов о порядке благословений:

 

Легко заметить, что семь благословений включают лишь семь Сфир. Почему же не было установлено десять благословений супротив всех Сфир?

 

Что касается последней СфирыМалхут – она получает благословения и поэтому ей не соответствует никакая из брахот. В принципе проявление этой Сфиры по отношению к нам тоже пассивное – мы принимаем царство Всевышнего. Именно эта Сфира показывает нашу готовность принять благословения Создателя. Сама наша нация сравнивается с женой, а Творец – с ее мужем. Дарование Торы – было брачным союзом, а когда наш народ построил золотого тельца и Моше пришлось разбить скрижали – этот союз был расторгнут. Позже, Творец услышал мольбы Моше и восстановил наш союз через вторые скрижали. В общем, многие элементы еврейской свадьбы похожи на дарование Торы на горе Синаи (см. "Сделано на Небесах" Рабби Арье Каплана, перевод Рава Гедалии Спинаделя). Еще, Сфира Малхут сравнивается с луной. Ее свет – это лишь отраженный свет солнца, также и наша нация получает всё лишь от Творца. Иногда луна светит на нас всей своей поверхностью, а иногда ее свет к нам не попадает вообще. Также и готовность нашей нации принять свет Творца меняется со временем. Мы говорим каждый месяц в благословении на новую луну, что и наш народ обновится подобно ей ...

 

Интересно, что и души людей происходят из разных духовных корней и соответствуют разным Сфирам. Главная душа соответствующая Сфире Малхут – это душа царя Давида. Ведь Давид – еврейский царь и его тикун (духовное исправление) связано со Сфирой – Царство. Давиду удалось праведно править нашим народом и в его время мы приняли на себя должным образом Царство Всевышнего. Его потомок – Машиах сможет повлиять на все народы, чтобы они приняли царство Творца. (Интересно, что царство Давида тоже сравнивается с периодом луны. Давид был в четырнадцатом поколении после Авраама, как и гематрия (числовое значение) слова Давид. Также и освещенная часть луны продолжает увеличиваться в течение четырнадцати дней. Потом, на пятнадцатый день луна сияет наиболее ярко, но к концу дня начинает уменьшаться. Также и во время правления Шломо, сына Давида, был достигнут пик, но к концу его жизни он согрешил, и пророки стали его критиковать. Позже, через четырнадцать поколений, храм был разрушен и еврейский народ изгнан ...)

 

 

В отношении того, почему нет благословений соответствующий первым двум Сфирам, дело в том, что Бина включает в себя и две Сфиры выше нее. Мы находим также, что существует семь духовных небес, и седьмое "небо" – Аравот соответствует Бине и включает также две Сфиры до нее. Существует также семь уровней земли, семь пустынь по которым наш народ проходил после выхода из Египта, семь дней недели, семь уровней ада, и.т.д.

 

Можно задать еще один общий вопрос: почему в порядке этих благословений Гвура идет до Хесед.

 

Дело в том, что связь между мужчиной и женщиной начинается с левой стороны (стороны силы и суда). Это также подсказано в Песне Песней: Его левая рука под моей головой, а правой – Он обнимает меня". Также и в Мишкане (переносном храме в пустыне) золото соответствующее Гвуре упомянуто до серебра, которое соответствует Хесед.

 

После этих общих заметок, переходим к кратким комментариям семи благословений.

 

1. ... Создающий плод виноградной лозы. Вино используется во многих еврейских заповедях, в Кидуше в Субботу и праздники, в Авдале после их конца, во время обрезания ребенка ... Согласно простому смыслу, наши мудрецы сравнивают положение души и тела с хромым, который едет на плечах у глухого. Когда хромой услышал приятную музыку, и ему захотелось потанцевать, он дал глухому выпить и тот начал пританцовывать. Таким образом, немного вина дает и телу насладиться и тогда оно испытывает радость вместе с душой. Интересно, что из людей Сфире Гвура соответствует Йицхак. Тора описывает, как прежде чем благословить сына, он попросил попить вина. В общем, вино, как и все связанное с левой стороной суда, может быть использовано и положительно и отрицательно. Тора описывает и негативный эффект вина на праведника Ноя ... Также именно вино из всех субстанций требует особой осторожности – если его коснулся нееврей, оно уже запрещено в употребление.

 

2. ... Создавший всё во славу Свою. Это благословение связано со Сфирой Хесэд – доброты Создателя. Сам Он не нуждается ни в чем, всё создание мира было чисто альтруистическим актом. Из людей, Хесед соответствует Аврааму. Он был первым, кто открыто объявил, что только Создатель мира всем управляет, и стал распространять по миру Его славу.

 

3: ... Создавший человека. Это благословение соответствует Сфире Тиферет – великолепие. И это и следующее благословение заканчивается одинаково, но существует большая разница – эта браха говорит об общем творении человека, одного – в двух лицах. Следующее благословение уже упоминает разделение человека на двух – создание мужчины и женщины. Дел в том, что только Сфиры Нецах, Ход и Йесод имеют прямое отношение к последней СфиреМалхут. Поэтому, первые три благословения – общие, а начиная с четвертого, речь идет о невесте более открыто. Из людей, Тиферет соответствует Якову, который завершал исправление незаконченное Адамом – первым человеком. Согласно многим Кабалистическим источникам, Яков на самом деле был Гилгулом (перевоплощением) Адама.

 

4. ... Создавший мужчину и женщину. Это благословение связано со Сфирой Нецах – вечность. Интересно, что «вечность» упомянута открыто в этом благословении: "и воздвиг из его плоти здание вечное ..." Во многих Кабалистических источниках описывается, что к этой Сфире "привязался" Давид. (Хотя царство Давида связано с Малхут, как мы уже рассказали, тем не менее свою основную силу оно получает от Сфиры Нецах, см. Зоар 1:21, 3:243; ГР к первой главе Сифра Децниута. В книгах Кабалы описывается, что и Давид также продолжал исправление незаконченное Адамом, и был Гилгулом Адама. Интересно, что наши мудрецы объясняют, как после греха Адам должен был прожить тысячу лет, но он отдал 70 из них Давиду.)

 

5. … Радующий Сион сыновьями своими. Раши объясняет причину этого благословения здесь – дело в том, что и в наши радостные моменты мы должны помнить о разрушении Иерусалима и нашем изгнании. Таким образом, мы выражаем надежду на скорое избавление из Галута. Это благословение соответствует Сфире Ход – красота. В принципе, эта Сфира происходит, как и Гвура с левой стороны. Таким образом, и грустная тематика. Интересно, что основное наше изгнание было в пятом тысячелетии, соответствующей Сфире Ход. Буквы Ход те же что и в слове Дава – из стиха «весь день она болеет» и в Зоаре говорится, что здесь подсказано изгнание на всё пятое тысячелетие. Также  в шестом тысячелетии, Сфире Ход соответствуют годы Второй мировой войны (см. нашу статью "Десять столетий"). Из душ людей, Йеошуа связан со Сфирой Ход. Как известно, он ввел наш народ в землю Израиля. Йеошуа был из колена Эфраима и также другой потомок Эфраима – первый из Машиахов соберет наш народ на святой земле. Его душа тоже связана со сфирой Ход (см. Зоар 1:21, 3:243).

 

6: … Радующий жениха и невесту. Это благословение связано со Сфирой Йесод: фундамент. Раши объясняет, что это благословение, в отличие от следующего, не направлено на союз жениха и невесты. Скорее, здесь они благословляются  по отдельности. Поэтому, оно и кончается словами "радующий жениха и невесту". В следующей же брохе они благословляются вместе, ее окончание: "радующий жениха с невестой!" В общем, Сфира Йесод комбинирует свет Сфир выше и спускает в Малхут. Так, например, из людей Сефире Йесод соответствует Йосеф, который прокормил Египет и соседние страны во время голода. (Может быть поэтому, Раши упоминает, что в этом благословении новобрачным обещается пропитание.)

 

7: … Радующий жениха с невестой. Это благословение связано со Сфирой Бина – понимание. В Кабале, Бина часто называется матерью – эта Сфира как бы рожает Сфиры ниже ее. Всего в этом благословении 50 слов, как и количество Шаарей Бина – ворот понимания (см. Талмуд, трактат Недарим, стр. 38). Часто эту Сфиру ассоциируют с душой Моше. Так и в талмуде упоминается, что 49 из 50 врат мудрости были открыты ему. Только после того, как невеста получила благословения из шести Сфир, начинает спускаться и влияние Бины, ведь это благословение включает остальные. В этом благословении упомянуты 10 слов означающих  веселье, мир, братство и дружбу. В конечном итоге, эти слова почти синонимы, все они приводят к радости. Эти десять слов соответствуют десяти Сфирам, а также десяти высказываниям, которыми Всевышний сотворил мир, и десяти заповедям услышанными нами на горе Синай. Попробуем объяснить здесь некоторые различия между этими десятью словами.

 

Сасон и Симха – два вида радости. ГР объясняет, что Сасон – это радость в сердце, когда уже все достигнуто, а Симха – это радость стремления к лучшему. Эта радость выплескивается наружу (ГР к Мегилат Естер, 8:17).

 

Гила – Постоянная радость в отличие от Симхи – радости спонтанной (ГР к Мишлей 2:14, 23:24, и к Диврей Аямим, 1:16:31).

 

Рина – Дословно – песнь. Может иметь и негативные значения (см. например Эйха 2:19, Ибн Эзра там). Мы говорим в молитве Минха в Субботу "Авраам Ягел (от слова Гила), Йицхак Йеранэн (от слова Рина). Дело в том, что Гила связана с Хесэд, а Рина – с Гвурой. Поэтому, именно слово Рина используется также по отношению к радости при уничтожении злодеев (Мишлей 11:10).

 

Дица – это слово упоминается в Танахе только один раз, в книге Иова 41:14. Согласно комментаторам, это слово означает, что даже расстройство превращается в веселье и пляски.

 

Хедва – Духовная радость (см. комментарии Малбима по книге Нехемия 8:9). Так, например, это слово используется для описания радости после построения второго храма (Эзра 6:16).

 

Аава и Ахва, Шалом и Реут – дословно: любовь и братство, мир и дружба. Эти четыре слова – синонимы и все они приводят к радости.

 

Также, в этом благословении пять раз упоминаются голоса веселья, как и пять голосов услышанных нашей нацией у горы Синай. Да заслужим мы, чтобы каждая еврейская свадьба проходила в радости Торы, а новая созданная семья удостоилась пребывания Шхины в их доме!