Глава Шемот.
Законы
человеческих
качеств и
черт характера,
к которым
нужно себя
приучить.
1. У
каждого
человека
есть его
врожденные
качества и
черты
характера,
присущие
только ему
одному. Они в
результате
определяют
его
дальнейшую жизнь
и испытания,
которые ему
приходится преодолевать.
В
зависимости
от черт характера,
исполнение
заповедей
Торы может
быть весьма
простым или
чрезвычайно
тяжелым, поэтому
мицва –
работать над
собой и
постепенно изменять
свои
наклонности.
При этом
нужно ориентироваться
на
исправление
тех качеств,
которые Тора
критикует:
гордость,
злобность,
зависть,
ненависть,
жадность,
лживость,
лицемерие,
льстивость,
насмешливость,
уныние,
болтливость,
легкомыслие,
желание наслаждений
и лень.
Расскажем
подробнее о
каждом из
этих качеств.
-
Гордость –
одно из самых
страшных
дурных качеств.
Талмуд
рассказывает,
что сам Создатель
как бы
говорит
гордецу: «Мы
не можем существовать
в одном мире»,
поэтому
гордец отталкивает
от себя присутствие
Всевышнего.
Разумеется,
множество
ссор и
раздоров
продолжаются
только потому,
что обе
стороны не
хотят
уступить
из-за своей
гордыни. Наши
мудрецы учат
нас, чтобы мы
были очень,
очень
скромными.
Скромность –
это главное
качество,
из-за
которого
Моше был
выбран, чтобы
стать
лидером
нашего народа.
Авраам
считал себя
пылью и
пеплом, а Моше
считал себя
просто ничем.
-
Злобность –
тоже очень
страшное
качество. Наши
мудрецы
сравнивают
разозлившегося
человека с
идолопоклонником.
Мудрецы каббалы
объясняют, что,
когда
человек
злится,
чистый дух
покидает его,
а на его
место
заходит дух
нечистоты.
Поэтому
разозлившийся
как бы
приводит на
себя дух
идолопоклонства.
-
Ненависть и
зависть – два
страшных
качества,
которые
часто
являются
результатом
гордости и
злобы. Тора
не раз
повторяет о
мицве любить
других и о
запрете их
ненавидеть.
Более того,
мицва «Люби
ближнего
своего, как
самого себя» является
фундаментом
всей Торы.
Заметим, что
завистливому
человеку
обычно очень
плохо и в
этом мире –
ведь зависть
не дает ему
насладиться
и
собственной
жизнью.
-
Жадность –
качество,
которое не
дает нам как
следует
соблюсти
целый ряд
заповедей, включая
заповеди о
благотворительности,
предоставления
займов
другим,
отдачи одних частей
урожая
бедным, а
других –
коэнам и левитам.
Также части
мяса
животного и
шерсти овец нужно
отдать коэну,
как описано в
главе Эмор.
Кроме того,
целый ряд
заповедей
требует денежных
затрат –
например,
тефилин,
мезуза, четыре
растения в
Суккот и так
далее. Жадному
человеку
трудно
потратить,
например, тысячу
долларов на
хороший
тефилин.
Поэтому он
ищет тефилин
подешевле и
очень радуется,
если ему
удалось
найти за 250
долларов, не особенно
заботясь при
этом, чтобы
тефилин был
кошерным по
всем мнениям.
-
Лживость,
лицемерие,
льстивость,
легкомыслие
и насмешливость.
Талмуд
рассказывает,
что люди, обладающие
этими
качествами, а
также те, кто
постоянно
говорит
плохо о
других, не
принимаются
перед «лицом
Всевышнего».
Конечно, не
требуется
объяснять
каков вред от
лживости,
лицемерия и
льстивости.
Что касается насмешек,
к сожалению,
большинство
людей даже не
подозревают,
что в этом
есть что-нибудь
дурное. Хотя
Тора ничего
не имеет
против здорового
чувства
юмора, тем не
менее, насмехаться
над другими
строго
запрещено.
Талмуд учит
нас, что тот,
кто
заставляет
другого
бледнеть, как
будто
убивает его.
Более того,
насмешливые
люди легко
превращают
любой упрек в
шутку. Таким
образом,
никакие уговоры
на них не
действуют.
Раввин Моше
Хаим Луцато
сравнивает
их насмешки
со щитом, смазанным
маслом, – так,
что любая
стрела соскальзывает.
Бывает, что
чистосердечная
лекция
какого-нибудь
раввина
очень подействовала
на
собравшихся,
и многие из
них серьёзно
размышляют о
коренном
изменении своей
жизни. Но
один шутник,
с помощью
издевки,
превращает
всё
наставление
в шутку, и эффект
от урока
полностью
пропадает.
- как
плохо быть
насмешником,
не хорошо
быть и слишком
грустным и
унылым.
Человек
должен быть
доволен
своей
участью и
находиться в основном
в радостном
настроении.
Быть счастливым
– это не
только мицва,
но и хороший
совет для
любого
человека.
Счастливым
людям хорошо и
в этом мире и
в будущем.
Они, как
правило, живут
долго,
насыщенной
жизнью,
помогая другим
и желая им
самого
лучшего, в то
время как несчастным
людям трудно
хотеть добра
для других.
Конечно,
существуют
времена, когда
мицва –
грустить,
например Девятого
Ава, во время
скорби об
умерших
родственниках
и так далее.
Кроме того, в
нашем изгнании
мы не должны
забывать о
разрушении
Храма, и даже
в самые
весёлые
моменты
жизни мы об
этом
вспоминаем.
Например, во
время свадьбы
разбивается
стакан. Тем
не менее, в
общем, Всевышний
хочет, чтобы
мы служили
ему в счастье.
Аризаль и
Виленский
Гаон
говорили, что
достигли
своего
уровня
потому, что
служили
Создателю с
радостью.
-
Болтливость –
качество,
которое
может нанести
большой ущерб,
но может быть
использовано
и для положительных
целей.
Аризаль
пишет, что
люди, духовный
корень
которых
связан с
Авелем, сыном
Адама, по
природе
болтливы и
могут быть хорошими
ораторами. В
главе Хукат
мы рассказываем
об очень
строгом
запрете –
плохо говорить
о других.
Человек,
который не
следит за
языком и
любит много
болтать,
часто нарушает
этот запрет.
Такой
человек
обычно не может
хранить
чужие
секреты.
Талмуд же
говорит, что
рассказывать
другим то,
что нам поведали,
– запрещено. С
другой
стороны, болтливый
человек
может
использовать
свою разговорчивость,
обучая
других Торе,
утешая
скорбящих и
больных и так
далее.
-
Желание
наслаждений –
из-за этого
качества
совершается
большинство
грехов –
запрещенные
связи с
противоположным
полом, обман, воровство
и так далее.
Конечно,
работать над
этим качеством
очень тяжело.
Тем не менее,
помогает знание,
что, супротив
всего
запрещенного,
есть
разрешенное.
То
наслаждение,
которое грешник
получает,
нарушая
запреты,
праведник
получает,
следуя
законам Торы.
Более того,
раскрепощение
всех
физических
желаний часто
приводит к
противоположному
эффекту:
никакие
наслаждения
теперь не
насыщают. Тот
же, кто
получает
разрешенные
наслаждения
время от
времени, в
результате
счастлив. Как
пример, можно
привести
запрет на отношения,
пока женщина
– нида. Для
религиозной
пары семейная
жизнь
представляет
собой серию медовых
месяцев.
Каждый раз,
когда жена
идет в микву,
они
чувствуют
наслаждение,
как будто
только что
поженились.
Таким
образом, в религиозных
парах почти
полностью
предотвращается
супружеская
измена. С
другой стороны,
пары, не
соблюдающие
чистоту
семьи, быстро
надоедают
друг другу и
начинают
искать
других
партнеров.
Результат
налицо – высокий
процент
разводов,
разбитые
семьи, матери-одиночки
и люди,
постоянно
недовольные
своей
интимной
жизнью.
-
Лень – одно из
самых
опасных
дурных
качеств.
Хотя, в
отличие от
предыдущих,
это качество
редко ведёт к
активным
грехам, оно
не дает нам
соблюдать
множество
положительных
заповедей.
Лентяй
теряет уйму
времени потому,
что ему
просто лень
совершать
положительные
поступки.
2.
Каждый
человек
знает, какие
именно
дурные
качества у
него
преобладают,
поэтому ему нужно
работать
именно над
исправлением
этих качеств.
Так же, как
разные
болезни
требуют
разных
лекарств,
разные
качества
требуют разной
работы над
собой. Общий
совет – когда
преобладает
одно из
дурных
качеств,
нужно повернуть
его в прямо
противоположную
сторону.
Например,
человек, от
природы
жадный пусть
постоянно
привыкает
давать
цедаку. Лучше
дать тысячу
раз по
доллару, чем
один раз –
тысячу
долларов,
чтобы акт
отдачи вошел
в привычку.
Обычно не
получается
сразу изменить
все свои
плохие
качества,
надо работать
постепенно,
даже
маленькие
победы очень
важны. Можно
сравнить это
с людьми,
которые
пытаются
сбавить вес, –
они
постоянно
взвешивают
себя. Если,
например, они
теряют даже
один
килограмм в
месяц, через
пару лет их невозможно
узнать. Так,
например,
человек, который
хочет
научиться не
злиться,
постоянно
проверяет
себя. Если
ему удалось
не разозлиться
в течение
целого дня, –
это для него
большая
победа.
3.
Существует
множество
книг по
еврейской этике.
В них
рассказывается
о том, как
работать над
собой и
преодолевать
дурные
качества.
Большая
мицва –
изучать эти
книги каждый
день
понемножку.
Самые
популярные
из книг были
переведены на
русский язык,
например
«Пути
Праведных» и «Ворота
Раскаяния».
Главное – не
читать эти книги
как теорию, а
применять на
практике полученные
знания. Над
качествами
мы работаем
всю жизнь, и
чем тяжелее
препятствия –
тем больше
награда. По
этой причине
Всевышний
может
наградить
одного
человека, дающего
цедаку,
больше, чем
другого, если
первый – по
природе
скупой и ему
сложнее
отдавать
своё другим.