Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: Мы
читаем в
нашей главе (Бемидбар
15:22-29) про
определенные
корбанот, которые
приносили,
чтобы
искупить "несоблюдение
всех
заповедей". Что
имеется в
виду под
словами "все
заповеди", и в
каком именно
случае
относились
эти приношения?
Ответ: Наша
глава
описывает
несколько
определенных
заповедей[1],
которые
имеют
отношение к событиям,
описанным до
этого: принятием
народом злословия[2]
разведчиков, и
их
наказанием. Например,
в конце главы
описывается
отрывок про
цицит, которые
должны
напоминать
нам о мицвах, чтобы
мы больше не
грешили. А до
этого
описываются
заповеди
приношений, сначала
в случае греха
целой общины,
а потом после
греха
отдельного
человека.
Тора
описывает
конкретные
жертвы, если
община или
человек
случайно не
исполняли "все"
заповеди
Творца. Талмуд[3]
объясняет, что
здесь
имеется в
виду грех идолопоклонства,
которое эквивалентно
всем грехам
вместе
взятым. Тем
не менее, Рамбан[4]
объясняет, что
стихи можно
принимать и
буквально: и
целая община,
и отдельный
человек могут
не соблюдать
все заповеди
случайно. Например,
когда
заповеди
забыты, или
люди думают, что
они больше к
нам не
относятся. В
случае
отдельного
человека, его
называют "тинок
шенишба[5]"
- похищенный
ребенок, который
ничего не
знает о
заповедях
Торы. В
принципе
подобное
может
произойти и в
случае целой
общины[6],
и Рамбан
пишет, что
при царях
злодеях[7],
уже не раз
случалось, что
народ почти
целиком забывал
о заповедях[8].
Да
заслужим мы
увидеть возвращение
всего нашего
народа к Торе
и ее заповедей
и приход
Машиаха.
[1] Обычно
книга
Бемидбар, как
и книга
Берешит, приводит
немного
мицвот, и в
основном
занимается
историей (см. Рамбан
в
предисловии
к Бемидбар). Основные
заповеди
описаны
сначала в
книге Шемот, после
выхода из
Египта, потом
более
детально
рассказаны в
книги
Вайикра, после
установления
Мишкана, и, наконец,
повторены в
книге
Деварим, новому
поколению
перед
заходом в
землю Израиля.
Те заповеди, которые
упоминаются
в Бемидбар, обычно
как-то
связаны с
повествованием
в этой книге.
[2] См.
Арахим 15а.
[3] Хорайот
8а.
[5] См. Талмуд, Шаббат
68а.
[6] Так
и сегодня
есть целые
общины
реформистов, которые
считают, что
в наше время
необязательно
соблюдать заповеди.
[7] Таких
царей было
немало и во
время
первого Храма,
и во время
Второго. Интересно,
что при
первом Храме
самый
грешный из
царей Йехуды -
Менаше, правил
дольше всех, и
за время его
правления, а
также во
время его
сына Амона, были
потеряны
даже свитки
Торы (см. также
Радак, Мелахим
2:22:8, но см.
Малбим для другого
объяснения).
[8] См.
Нехемия 8:14, 13:1. Этим
можно
объяснить также,
почему
появилось
так много
споров о
деталях
соблюдения
заповедей. См.
также наши
слова в
комментариях
к Мишне,
Брахот 1:3 для
другого
объяснения.