Леилуй
нишмат Лейб
бен Наум и
Соня бат Йисроэль.
Вопрос: В
этой
недельной
главе мы
читаем про
мицву цицит.
Каков
основной
смысл этой
мицвы и
почему она
описывается
именно в
нашей главе?
Ответ:
Прежде чем мы
поговорим о
заповеди цицит,
мне хотелось
бы сказать
несколько
слов о
причинах на
заповеди в
целом. Конечно,
есть целый
ряд факторов,
почему
невозможно
полностью
ответить на
вопрос о резонах
на
соблюдение
мицвот в
целом, и о какой-то
заповеди в частности.
Сама Тора редко
говорит о
целях
соблюдения каких-то
мицвот, и
лишь
описывает их
в общих
чертах[1].
Первые
попытки
описать причины
на некоторые
заповеди мы
находим в
Талмуде и
Мидрашах[2],
но в основном
причины на заповеди
описываются
в Зоаре и в
комментариях
Ришоним. Секция
Зоара, называемая
"Рая
Мехемна"
(верный
пастух - т.е.
Моше Рабейну)
обсуждает
большую
часть
заповедей
Торы, и также
Рамбам[3]
в своем
"Путеводителе
Заблуждающихся",
Рамбан[4],
Рабену Бахье
и Реканти в
своих
комментариях
к Торе и Сефер
Ахинух[5]
по 613
заповедям
проделали
огромную
работу по
приведению
каких-то
причин на
заповеди. Из
более
поздних
мудрецов (ахроним)
следует
упомянуть
Аризаля[6]
(в основном в
Шаар Амицвот)
и Рава Шимшона
Рефаэля
Гирша[7],
как великих
толкователей
причин на
мицвы. При
всем при этом
никто не
утверждает,
что нам
известна
даже часть из
причин на
заповеди, и основной
причиной
всегда будет
оставаться
желание
исполнять
Волю нашего
Небесного
Отца. На самом
деле, одно из
известных
утверждений
в мидраше
(Берешит Раба
44:1, Танхума
Вайикра 8): "Всевышнему
неважно,
режем ли мы
животное
[кошерным
образом] спереди
по шее, или
[некошерным
способом]
сзади по
хребту. Но
заповеди даны,
чтобы
лецареф[8]
(проверить)
людей[9]
[будут ли они
слушаться
Творца]".
В
отношении
заповеди
цицит, Тора
сама сообщает,
чтобы мы их
вешали и
"смотрели[10]
на них и
помнили и
делали все
мицвы
Всевышнего, а
не следовали
своим искушениям
..." Простой
смысл этой
заповеди - в
напоминании[11]
соблюдать
остальные. Каббалисты
описывают
множество
других объяснений
этой
заповеди[12].
Смысл
"одежды"
связан не
только с прикрытием
наготы[13].
В общем,
одежда
человека
подсказывает
также одежду
души. Эта
одежда
кроется из
его поведения
и добрых дел[14].
Грехи и дурные
качества
приводят к «пачканию»
одежд[15].
Зоар[16]
упоминает
"голые" души
людей - те,
которые не
создали себе
духовной
одежды и
теперь стесняются
своей
"наготы". Цицит
напоминая обо
всех
заповедях
"исправляет"
и физическую
и духовную
одежду
человека.
Таким образом,
цицит
подсказывают
все 613
заповедей
Торы[17].
Наши мудрецы таким
образом учат,
что заповедь
цицит
"включает[18]"
остальные. Два
талита делают
два разных
исправления:
талит катан
соответствует
внутреннему
свету, а
талит гадоль –
внешнему (Ор
Макиф[19]).
Тора
описывает
заповедь
цицит после
рассказа о
человеке, который
сломал
Субботу. Как
известно, Суббота
тоже
сравнивается
со всеми заповедями,
а тот, кто ее
нарушает - подобен
идолопоклоннику.
Таким
образом, заповедь
о цицит дана, чтобы
мы не
забывали о Субботе,
и о других
заповедях[20].
Да
заслужим мы
соблюдать
заповеди
Творца с
любовью, и в
том числе как
следует
соблюдать
святую
Субботу, чтобы
исполнились
слова наших
мудрецов, что
ее
соблюдение
спасет нас от
"предродовых
схваток" перед
приходом
Машиаха, и приведет
наш народ к
спасению!
[1] На
большинство
заповедей:
правила
кашрута,
запрет на
шатнез, на
смешивание
семян при
посеве и
скрещивание
животных, на запрет
на сбривание
висков, на заповедь
о приношениях
в Храме и
множество
других законов,
в Торе не даются
причины.
Финансовые
законы,
законы об
отношениях
между людьми
и мицвы любить
других и
помогать им,
тоже описаны
без причин,
но о причинах
на эти
заповеди
нетрудно
догадаться. С
другой
стороны, Тора
приводит
вкратце причины
на некоторые
из заповедей.
Например, вокруг
крыши надо
сделать
забор, чтобы
с нее не
упали. Суббота
дана, чтобы
мы отдохнули,
а также в
память о том,
что
Всевышний создал
мир, и вывел
нас из
рабства, когда
мы не могли отдыхать.
Многие
другие
заповеди, как
цицит,
Тефилин и
выкупление
первенца
связаны с
памятью о выходе
из Египта (см.
также Бава
Меция 61б, о причинах,
почему в
некоторых
других
случаях Тора
связывает
какую-то
заповедь с Эксодусом).
[2] См.
например Рош
Ашана 16а, Сота
46а, Бава Кама 67б,
Бемидбар
Раба 9:15.
[3] Большая
часть причин
на заповеди,
которые описывает
Рамбам,
связаны с
отделением
еврейского
народа от
идолопоклонников
и
идолопоклонства
(см. Также
книгу
"Аталмуд
Вехохмат
Арефуа" в его обсуждении
нечистоты
семени. Заметим,
что когда
еврейский
народ был
очень осторожен
по отношению
к ритуальной
нечистоте
(см. Мелахим 2:23:16),
то и наши
мудрецы
часто
использовали
нечистоту,
чтобы
отделит
людей от
грехов, см. Шабат
82а, Хулин 122а, Йерушалми,
Берахот 26б).
[4] Рамбан
и Рабейну
Бахье дают
разные
причины,
большая часть
которых
базируется
на учениях
Кабалы.
[5] По
этой книге у
нас есть
серия уроков
по-английски,
см: www.torahone.com/ramban.htm.
[6] Система
Аризаля
почти
целиком
основана на
Кабале.
[7] Рав Шимшон
Рефаэль Гирш
- один из
великих мудрецов
нашего
времени, помог
спасти
еврейский
народ в
Германии от ассимиляции.
Его основные
работы - это философская
книга "Хорев"
и
комментарии
к Торе по-немецки.
Также и общих
подход
"Модерных Ортодоксальных"
евреев во
многом
базируется
на основах
заложенных
этим
мудрецом.
[8] Простой
смысл слова
"лецареф"
можно перевести
как
"закалить".
Тем не менее,
это слово
может также
значить
"соединить",
см. ниже.
[9] Интересно,
что и сам
этот мидраш
имеет
несколько
объяснений.
Согласно
Рамбаму (Море
Невухим 3:26)
имеется в
виду детали
заповедей.
Хотя в общих
чертах можно
дать опричнины
на заповеди
Торы, по его мнению,
невозможно
объяснить
детали всех
заповедей, но
они даны лишь
для проверки,
послушаются
ли люди
повеления,
сломают ли
они свою природу,
делая альтруистические
акции без
прямой
награды в
этом мире.
Рамбан
(Деварим 22:6) и
многие
другие мудрецы
считают, что
есть причины
и на все
детали
заповедей, но
смысл этого
мидраша в
том, что
Творцу нет
пользы от
нашего
соблюдения -
все заповеди
даны только
для нашего
блага. Другие
каббалисты
(Нефеш Ахаим 2:4)
продолжают
по стопам
Рамбана и
переводят слово
"лецареф" -
соединить.
Заповеди соединяют
нашу потенциальную
духовность с
нашей
физической
частью, как
бы дают возможность
поймать
духовную
волну,
которая в
конечном
итоге
соединяет
нас со Всевышним
(см. также Р. Йицхак
Айзек Хавер,
Питхе Шеарим,
Нетив гадлут
З”А, 42(. «Лецареф»
может также значить
очищение от
примесей:
заповеди очищают
человека от
дурных
качеств (см. Беэр
Майим Хаим,
Тецаве). Но и
на мнении Рамбама
можно базировать
фундаментальные
понятия. Дело
в том, что
хотя можно объяснить
некоторые
положительные
свойства
заповедей и
физические и
духовные
причины на их
исполнения,
существуют
ситуации, когда,
казалось бы,
соблюдение
заповедей
приносит противоположный
эффект. К
примеру, женщина,
у которой
умер муж без
детей и
остался в живых
его брат,
должна
пройти
процедуру
халицы или
йибума (о
причинах на
это см. главу Ваешев).
Но бывает,
что
оставшийся
брат несовершеннолетний,
и нужно ждать
годы, пока он подрастет
(см. Гитин 68б).
Бывает вообще,
что брат
находится в
другой
стране, и
годами
невозможно встретиться,
чтобы
сделать
халицу. Если
брат потерян
без вести, то
эта женщина
не сможет
снова выйти
замуж
никогда! За
что ей
посланы
такие страдания
и в чем тогда
смысл
исполнения
заповеди в данном
случае? Следуя
подходу
Рамбама,
можно сказать,
что в этом и
есть
испытание.
Творец
никогда не
посылает
испытаний,
которые невозможно
выполнить, но
есть более
сложные и
менее сложные
испытания.
Тот, кто
может
выдержать даже
тяжелые
испытания,
получает за данную
жизнь
огромный
духовный
рост, а тот,
кто не
выдерживает, видимо
судится не
так уж
строго, ведь
испытание было
очень
трудным,
почти
невыполнимым.
Бывает также,
что подобные
сложные
испытания связаны
с тем, что
человек
сделал в
предыдущем
гилгуле,
из-за ошибок
в одной
жизни, его
роль в этой
жизни становится
более
сложной ... но
если он с
достоинством
выдержит, то
исправит
этим и ошибки
предыдущих
гилгулей.
[10] Насчет
того, есть ли
мицва просто
смотреть на
цицит, см. Бет Йосеф,
24; Вопросы и
Ответы Беэр
Моше 1:1; Аризаль,
Шаар
Акавонот, Друшей
Цицит, 7.
[11] Заметим,
что в старые
времена,
евреи не
всегда надевали
покрытие
головы (ермолку)
и поэтому
единственным
отличительным
знаком еврея
- были цицит. В
наше время,
когда наша
одежда не
четырехугольная,
и цицит носят
лишь под
одеждой,
основным
отличием
еврея служит кипа.
[12] См.
например
Шаар
Акавонот,
Друше Цицит и
Сидур АГР”А
вначале
молитвы. См.
также книгу
Рабби Арье
Каплана про
цицит.
[13] Кстати
слово
"левуш" –
одежда, можно
читать как
"ло бош" - не стесняться.
[14] Сами
дни жизни
человека и превращаются
в его "одежду"
(см. также ГР"А
к книге Йешияху
12:1).
[15] См.
Зехария 3:3,
Талмуд, Санхедрин
93а, ГР"А к
Мишле 25:20.
[16] 1:14б, 2:99б,
2:150а.
[17] См.
Раши 15:39, см.
также
Рамбан 15:38.
[18] Есть
целый ряд
заповедей,
которые наши
мудрецы
приравнивают
ко всем
остальным:
цицит,
тефилин,
изучение
Торы, жизнь в
Земле Израиля.
Дело в том,
что эти
заповеди
могут улучшить
соблюдение
остальных.
Цицит напоминает
обо всех
заповедях.
Тора обучает,
как
соблюдать их
правильно. Жизнь
на Святой
Земле
возвышает
каждую заповедь,
и вдобавок некоторые
из заповедей
земли (как
Трума,
Маасер, Шмита
и Хала) относятся
из Торы
только там
(см. также
Рамбан, Вайикра
18:25)
[19] Об
этих
концепциях, см.
главу Трума,
и Рамхаль, Клалим
Ришоним, 7, Ликутим
после
комментарий
ГР”А к Сифра
Децниута.
[20] Возможно
также, что именно
после эпизода
с
разведчиками,
когда
еврейскому народу
пришлось
остаться вне
Святой Земли
на долгий
срок, нужно
было рассказать
о заповеди, которая
будет
напоминать
нам о Творце. Заметим,
что наши
мудрецы
включают
слова
разведчиков
в категорию "лошон
ара" (см. Арахим
15а) - греха, который
включает
остальные (см.
Йерушалми, Пеа
4а), и теперь
нужно было
сообщить о
положительной
заповеди, включающей
остальные.