1. Существует
важный
диспут в
отношении
точного
времени чуда
Пурима.
Большинство
мудрецов
согласны, что
Ахашвейрош,
упомянутый в
Мегиле - это
Персидский
царь Хшаярша,
которого
греки
называли
Ксеркс (см.
например Р.
Йицхак Алеви,
«Дорот
Аришоним,
Ткуфат Амикра»,
Рав Авигдор
Миллер, Тора
Нейшн, причина
почему его
имя в наших
книгах
начинается с
Алефа
возможно
состоит в
том, что в
иврите не
бывает
подряд
идущих
согласных, и
поэтому имя
написанное
без гласной А
вначале не звучало
бы, см. ниже
насчет
другого возможного
объяснения).
Основной
диспут же заключается
в том, когда
именно жил
Ахашвейрош.
2. Согласно
наиболее
принятой
еврейской хронологии,
основанной
на Мидраше
"Седер Олам"
(порядок
миров[ых
событий])
Ахашвейрош правил
незадолго до
построения
Второго Храма.
Все
правление
Персидской
Империи после
завоевания
Вавилона
Киром
Великим, и до
падения этой
империи от
рук
Александра Македонского,
согласно
Седер Олам
продолжалось
в течение 52
лет. Из них 18
лет Персы
правили
нашим
народом до
Второго
Храма, включая
и правление
Ахашвейроша,
а еще 34 года
они правили
после того,
как Храм был
построен. С другой
стороны,
согласно
Греческим и
другим
источникам,
Персидская
Империя
правила
после
завоевания
Вавилона
более 200 лет. Это
мнение
принято в
науке и
основывается,
в том числе
на очень
хорошо
зафиксированном
во всем мире
событии:
битве
Каркемиша (в 609 году
до нашей эры)
между
Вавилоном и
Ассирией.
После этой
битвы,
согласно
нашим мудрецам,
Вавилон
правил
примерно 70
лет (как было
предсказано
пророком
Йирмияху),
значит,
начало
правления
Персов было
порядка 539
года, как и
указано в
секулярных
источниках.
Завоевание
востока
Александром
произошло в 331
году до нашей
эры (хотя
Хазаль
отсчитывают
начало
«греческого
владычества»
несколько
позже, с 318 года,
см. Талмуд, Авода
Зара 9а), во
всяком
случае,
владычество
Персии
продолжалось
более 200 лет
(согласно этому,
«мудрецы
Великого
Собрания»
функционировали
в течение
нескольких
поколений, см.
Рубен
Марголиус в
Йесод Амишна
Веарихата).
(Единственный
способ
поддержать
Седер Олам,
это
утверждать,
что
существует
ошибка
примерно на 180
лет в дате
битвы
Каркемиша, но
это очень
сложно
сделать,
учитывая всю
известную
нам сегодня
информацию).
Как мы уже упоминали
в нашей
статье про
Хануку, одна
из возможных
причин
хронологии
Седер Олам,
связана с
тем, что по
этой
хронологии, выход
из Египта
произошел
ровно тысячу
лет до «эры
селевклидов»,
Другая
причина как
мы написали в
вышеупомянутой
статье,
связана с
интерпретацией
«семидесяти
седьмин» (490 лет)
- «периода
страданий»
нашего
народа, как
времени
между
Вавилонским
изгнанием, и
разрушением
второго
Храма. По
альтернативной
хронологии,
Даниэль не
говорит про разрушение
Храма
Римлянами, а
про события преследований,
которые
привели к
чуду Хануки.
Согласно
греческой
хронологии,
события Пурима
произошли в 474
году, порядка
пол века после
построения
Второго
Храма. Всего
Второй Храм
согласно
Седер Олам
простоял 420
лет, а согласно
альтернативной
хронологии
порядка
шести
столетий.
Трудно
сказать были
ли уже среди
Хазаль и
другие
мнения
насчет хронологии
событий
Второго
Храма и
порядка Персидских
царей, но во
всяком
случае, если когда-то
такие
диспуты были,
до нас они не
дошли. (Что
касается
других
времен нам
известно
множество
случаев,
когда мнению
Седер Олам
противоречат
утверждениям
из других Мидрашей,
и иногда и
Талмуда,
например,
время Брит
Бен Абетарим,
возраст
Ривки, когда
она вышла
замуж, время,
которое
Йосеф провел
в тюрьме,
срок, который
наш народ был
в Египте,
день
дарования
Торы, время
установления
Мишкана,
когда
пророчествовал
Йоэль, и
множество
других; также
среди
Ришоним есть
немало
интерпретаций
различных
событий,
противоречащих
хронологии
Седер Олам, например
время
событий
конца книги
Шофтим, период
царствования
царя Шауля,
время стояния
Первого
Храма, и пр.)
Сегодня
многие ортодоксальные
издательства
следуют
греческой хронологии
(например,
Мосад Арав
Кук, Сонсино),
но Артскрол
следует
мнению Седер
Олам (см. также
статью «A Y2K Solution to the Chronology
Problem» в журнале
«Хакира» лета 2006,
где авторы
утверждают,
что мудрецы
Талмуда
считали
правильной
греческую
хронологию).
3. Как
известно в
Книге Эстер
не написано
имя
Всевышнего.
Некоторые
считают что
этим подсказывается
природа
данного чуда.
В отличие от
открытых
чудес Песаха,
в Пурим никакого
"открытого"
чуда не
произошло.
Многие могли
подумать, что
нашему
народу
просто очень
повезло, что
как раз тогда,
когда
главный
советник
царя оказался
антисемитом
и психопатом,
любимая жена царя
оказалась
еврейкой.
Согласно
этому подходу
и само имя
Эстер
происходит
от корня "скрываться"
и
подсказывает
скрытость чуда.
Вообще сам
факт, что
евреи того
поколения
поняли, что
для них
произошли
чудеса, и приняли
Тору
Всевышнего с
еще большей
любовью
является
наивысшим
чудом (ведь и
тогда народ
был довольно
ассимилирован,
и требовалось
сделать
"тшуву").
Большинство
чудес, которые
происходят в
нашем
изгнании
подобны именно
чуду Пурима,
и нам нужно
учится узнавать
эти чудеса.
4. Другое
объяснение
состоит в
том, что
Персидские
копии с
Мегилат
Эстер в
результате Персидские
цари
поместили
среди
царских книг,
и Мордехай не
хотел, чтобы
они в своем экземпляре
поменяли Имя
Всевышнего
на имя своего
идола, поэтому
предпочел не
упоминать
Всевышнего
вообще (Ибн
Эзра,
предисловие
к Мегиле,
Махарил,
законы
Пурима). (Что
касается
имени Эстер,
согласно
этому
подходу, это
было
Персидское
имя, в то
время как ее
еврейское
имя было Хадаса;
Мордехай –
это тоже
Персидское
имя, и если у
него было
также
еврейское
имя, оно не
упоминается,
возможно
потому, что с
самого
начала когда
книга
представляет
его нам он
был близок к
царю и
использовал
только свое
нееврейское
имя).
5. В течение
истории
множество
других "пуримов"
существовало
в разных
еврейских
община, когда
какая-то
группа евреев
отмечала из
года в год
спасение их
общины от
опасности
(см. Мишна
Берура 686:8), но
все эти
пуримы были в
конце концов
забыты. Только
один Пурим
был принят
всем
еврейским народом,
и как говорит
книга Эстер
"никогда не
будет забыт у
евреев" (см.
также Талмуд,
Мегила 7а).
6. Талмуд
(Мегила 7б)
сообщает нам
что мицва напиться
в Пурим до
такой
степени, что
человек не
знает
разницы
между
фразами
«проклят
Аман» и «благословен
Мордехай».
Практически
все комментаторы
пытаются
объяснить
это загадочное
утверждение,
ведь
невозможно
представить
себе, что и
впрямь в
Пурим мицва
напиваться до
невменяемого
состояния.
Одно из
объяснений
состоит в
том, что во
время Хазаль
существовала
песня про
Пурим, и на
каждый нечетный
куплет
слушатели
подпевали
«арур Хаман» а
на каждый
четный –
«барух
Мордехай».
Когда слушающий
немного
подвыпил и
начинает сбиваться,
не зная,
какой из
ответов
нужно спеть
на данный
куплет,
пришло время
прекратить
пить. (Одно из
других
объяснений
состоит в
том, что «арур
Хаман» и
«барух
Мордехай» имеют
одно и то же
числовое
значение -
Гематрию, и
когда
человек
подвыпил и
уже не может
сравнить
Гематрию
этих двух
фраз, то больше
пить не
следует.
Существуют
также мистические
объяснения
этого
таинственного
утверждения
Талмуда).
7. Одно из
основных
различий
между
Пуримом и
Ханукой
состоит в
том, что т.к. в
Пурим нашему
народу
грозило
физическое
уничтожение,
а в Хануку -
духовная
ассимиляция
(см. Левуш,
Орах Хаим 670,
особенно
подробно
развивает
эту тему Рав
Элханан
Васерман в
эссе «Маасай
Лемелех»). По
этой причине
и мицвы этих
праздников
так отличаются:
большинство
мицв Пурима -
физические.
Мы
устраиваем
вкусную
трапезу, посылая
также еду
друзьям, и не
забывая дать
подарки
бедным, чтобы
обрадовать и
их и чтобы и
они могли
хорошо
попировать в
этот день. В
Хануку же,
раз
опасность
была
духовной, то
и все мицвы
духовные -
чтение
Халела и
зажигание
свечей.
8. Т.к. Пурим с
самого
начала стал
веселым праздником,
не исключено,
что и чувство
юмора использовалось
при
написании
книги Эстер. Не
исключено
что книга
содержит и
элемент пародии,
ведь
Мордехай
хотел чтобы
праздник был
счастливым и мицва
чтения
Мегилы в том
числе
происходила
весело.
Грозный и
авторитарный
царь завоеватель
Ксеркс
представлен
в книге Эстер
глуповатым и
податливым
карикатурным
характером.
Даже само имя
Ахашвейрош, в
форме в
которой оно
пишется в
книге,
напоминает на
иврите слова
"головная
боль" (см.
Талмуд, Мегила
11а,
продолжение
Агады в этом
месте Талмуда
тоже
содержит
определенные
шутки и пародии).
9. В книге
Эстер
прослеживаются
разные авторы:
история чуда
и описание
событий были
написана
самими
Мордехаем и
Эстер, но
финальная
редакция
книги была
сделана несколько
позже,
«Мудрецами
Великого
Собрания» (см.
Р. Йицхак
Алеви, «Дорот
Аришоним, Ткуфат
Амикра», см.
также Талмуд,
Бава Батра 15а).
К тому
времени,
еврейский
народ
приняли на себя
обычай
помнить о
чуде и праздновать
Пурим из года
в год.
10. Согласно
Рамбану,
жители
деревень
приняли на
себя Пурим
раньше
жителей
больших городов
(т.к. именно
жители
деревень
были в наибольшей
опасности
уничтожения),
и лишь позже
и жители
больших
городов
стали
соблюдать
этот праздник.
Этим
объясняется
и то, что наши
мудрецы
разделили
этот
праздник на
два дня, и в больших
городах его
праздновали
в тот же день
что и в
Шушане, 15-ого
Адара (см.
Рамбан к
Талмуду,
Мегила, 2). Из-за
уважения к
Земле
Израиля, мудрецы
решили, что
только те
города,
которые уже
имели стены
во время завоевания
нашим
народом
Земли
Израиля, будут
праздновать
Пурим 15-ого
Адара (см.
Йерушалми,
Мегила).
Сегодня есть
разные
мнения какие
из
современных
Израильских
городов попадают
в эту
категорию, и
во всяком
случае в
Иерусалиме
празднуют
Шушан Пурим.