Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
этой главе мы
читаем про
дочек Целафхада.
Хотелось бы
более
подробно
проанализировать
этот эпизод.
Ответ: В
Хумаше, как и
в более
поздних
книгах[1],
редко
упоминаются
отдельные
дочери Израиля
и,
разумеется,
одного этого
факта достаточно,
чтобы
вызвать гнев
еврейских
феминисток.
Тем не менее,
простой
анализ
показывает,
что почти
всегда, когда
в Торе
упоминаются
женщины, они
показаны в
положительном
свете, и чаще
всего
оказываются
лучше мужчин.
Так,
например,
Аврааму
Всевышний
говорит слушаться
Сару, и наши
мудрецы учат
отсюда, что у
нее уровень
пророчества
был выше[2].
Ривка лучше
Йицхака
понимает
своих детей, и
в то время
как Йицхах
ошибается,
недооценивая
дурную
природу
Эйсава, Ривка
хорошо понимает
ситуацию и
несколько
раз спасает
положение.
Ципора
спасает от
смерти Моше,
а Авигаил -
спасает
Давида от
греха, а
своего мужа
Наваля от
смерти. Хана
заслуживает
своими
молитвами
Шмуэля, а
жена Маноаха
получает за
свои заслуги
Шимшона.
Также и в
нашей главе,
пять дочерей
Целафхада
поднимают
вопрос,
который не
пришел в голову
и самому
Моше: если у
человека
только дочери,
кто будет его
наследником[3]?
Талмуд
называет их
праведными и
мудрыми[4],
объясняя, что
они упомянули
несколько
веских
причин,
почему им положено
наследство.
"Наш отец
умер в пустыне",
сказали они,
подчеркивая,
что он вышел
из Египта, и
значит ему
положено
наследие в Земле
Израиля.
«Он не был
в обществе
Кораха,
сговорившегося
против
Всевышнего» - они
понимали, что
общество
Кораха[5]
потеряло
свой удел в
Земле
Израиля. «Он
умер за свои
грехи». По
некоторым
мнениям, Целафхад
был тем
человеком,
который
собирал хворост
в Субботу[6].
Другие
объясняют[7]
что слова «за
свои грехи»
относятся к
следующему
утверждению:
у него не
было сыновей[8].
«У него не
было сыновей»
- если бы у
него были сыновья,
то мы знаем,
что они бы
получили все наследство[9].
Согласно
Талмуду[10],
они сказали:
если нам не
положено
наследство
отца, пусть
тогда наша
мама
проходит через
обряд "Йибума[11]"!
Моше не знал,
что им
ответить, и
поставил их
вопрос перед
Творцом[12].
Тора
дальше
объясняет
законы
наследства и
сообщает, что
Всевышний
согласился
со словами
дочерей
Целафхада.
Позже
(Бемидбар 36:1-11) Тора
опишет еще
одну
оговорку в их
случае: дочери
Целафхада
заслужат
получить
наследство их
отца, только
если они
выйдут замуж
за мужчин из
своего
племени[13].
В результате
они вышли
замуж за
своих двоюродных
братьев, а
обычай
жениться
только внутри
племени и
впоследствии
оставался в нашем
народе, пока
его не
аннулировали
в следующем
поколении[14]
15 Ава, в день,
который стал
счастливым
праздником[15].
Да
заслужим мы
увидеть
построение
Храма и возвращения
обычаев
веселья 15-ого
Ава.
[1] Р.
Рувен
Маргулиус
приводит 53
имени женщин упомянутых
в Талмуде
(«Лехекер
Шемот Векинуим
БеТалмуд», 7).
[2] См.
Раши, Берешит
21:12 от имени
Мидраш
Танхума, Шемот
1.
[3] Хотя
есть мнение,
что Моше
получил все
законы,
находясь на
горе Синай,
точные детали
законов
разделения
наследства
были оставлены
напоследок,
чтобы
заслужили праведные
дочери
Целафхада, и
этот отрывок
был навеки
связан с их
именами (см.
«Мидраш шлошим
веарба», 50,
Хазон Иш,
Орах Хаим 125).
Возможно также,
что
Всевышний
специально
сделал, чтобы
Моше забыл
этот закон,
см. ниже.
[4] См. Бава
Батра 119б. Одно из
свойств
мудрой речи –
это малое
количество
слов,
содержащее
много
информации (см.
Рамбам Авот 1:17).
[5] См.
также Рамбан,
Бемидбар 27:3
для другого
объяснения.
[6] См.
Талмуд,
Шаббат 96б.
Зоар 3:157а объясняет,
что Моше был неуверен,
прощен ли был
грех Целафхада
и получат ли
его потомки
наследство.
[7] См. Ибн
Эзра и Рамбан
от имени
Тура.
[8] В
смысле, в
Библейские
времена
выражение «из-за
своих грехов»
было подобно
тому, как и сегодня
мы говорим
«беавонотейну
харабим», когда
хотим
сказать
что-то
плохое. Здесь
имеется в
виду, что он
не заслужил,
чтобы у него
родились
сыновья.
[9] Это
еще один
пример
казалось бы
дискриминации
Торы. Почему
действительно
при смерти
отца, только
мальчики
получают его
имущество. На
самом деле, в
течение
большой
части нашей
истории,
мужчины
работали, а
женщины сидели
дома.
Основные
финансовые
вопросы решались
мужчинами, и
женщины
обычно
стеснялись
даже пойти в
Бейт Дин -
еврейский
суд (см.
Йевамот 42б).
Наследие в
основном
состояло из
земельных
участков,
которые
обрабатывал
мужчина. Тем
не менее, уже
во время Мишны
и Талмуда,
мудрецы
стали
устанавливать
раввинские
законы
распределения
наследства
для женщин.
Обычно
считалось,
что дочери
должны
получить по
десятой
части имущества
покойного.
Иногда, когда
отец умирал
молодым,
оставляя
маленьких
детей, то у
девочек позиция
была даже
лучше чем у
мальчиков:
если имущества
не хватало
для
содержания
всех, то
кормили
девочек, а
мальчики шли
работать или
собирать
милостыню.
Конечно в
наше время,
если человек
хочет
распределить
своё имущество
каким-то
способом, и
раздать дочерям
определенную
порцию
наследства,
но нужно
оформить
легальный
документ
(завещание) у
компетентного
раввина.
[10] См.
Бава Батра 119б.
[11] Одна
из целей
Йибума –
сохранить
имя покойного
на его
наследии,
поэтому если
бы через дочерей
имя человека
не
сохранялось,
то его вдове
нужно было бы
проходить
через Йибум.
[12] Интересно,
что буква
"Нун" в слове
"Мишпатан"
(их суд) –
написана
большого
размера, показывая,
что Моше зря
утверждал,
что сам сможет
ответить на
любые
сложные
вопросы (См.
Раши, см.
также Мидраш
Раби Акива,
большие
буквы).
Теперь
Всевышний
сделал так,
что Моше
забыл один из
законов.
[13] При
начальном
разделении
Святой Земли
было важно,
чтобы каждое
племя
получило
свою отдельную
территорию.
[14] Тем не
менее, и
сегодня
многие
предпочитают
искать шидух
в своей
общине, т.к.
это упрощает
в дальнейшем
совместную
жизнь.
[15]
Таанит 30б.