Глава
Пинхас.
Вопрос.
В этой главе
мы узнаем о
награде
Пинхаса. Всевышний
заключает с
ним особый
союз мира. Известно
из многих
источников[1],
что Пинхас -
тот же
человек, как
и Элияу, пророк,
упомянутый в
книге Царств.
Что за союз
заслужил
Пинхас и что
означает
утверждение:
"Пинхас – он
же Элияу"?
Ответ:
В конце
прошлой
главы мы
узнали о
последнем
совете
Билама, о том,
как искусить
еврейский
народ[2].
Один из самых
мудрых мужей
старины дал
неслыханный
совет, о
развращении
народа. Возможно
впервые в
истории,
женщины были
преднамеренно
использованы,
чтобы
"бороться" с
врагом[3].
К сожалению,
множество
еврейских
мужчин попали
в их западню.
В более
позднее
время, наши
мудрецы
сделали
много раввинских
декретов,
чтобы
избежать
близости
между евреями
и неевреями,
которая
может
привести к
ассимиляции[4].
Однако в те
времена, все
еще
разрешалось
даже пить
вино
неевреев, и
поэтому
еврейский
народ был
легко пойман
в ловушку.
Еврейские
мужчины
приходили на
рынок, чтобы
купить
материалы по
низким ценам,
и, входя в
палатки
женщин, они
собирались
лишь делать
покупки.
Однако, после
предложения сильного
Моавского
вина, женщина
показывала
близость, и
начала вести
себя
неприлично,
так что
мужчины не
были в
состоянии
управлять
собой[5].
Помимо греха
запрещенных
отношений,
женщины
смогли
уговорить
еврейских
мужчин поклоняться
их идолу -
Бааль Пеору.
Его поклонение
состояло из
хождения в
туалет перед
ним[6].
Большинство
людей не
видели в этом
особого
греха, и
таким
образом нарушали
запрет на
идолопоклонство,
не полностью
отдавая себе
отчет в этом.
Как обычно
случается,
когда
еврейский
народ грешит,
находятся
введенные в
заблуждение
лидеры,
которые
думают о
способах
"объяснить"
нарушения и
даже найти
галахическое
обоснование
грехам. Хотя
время от
времени это
может быть
оправдано,
часто это
приводит к
еще большим
повреждениям:
теперь люди
думают, что
они не делают
ничего
запрещенного,
и не будут даже
пытаться
раскаяться. В
поколении
пустыни,
Зимри, лидер
из племени
Шимона решил
быть тем, кто
найдет
оправдание
для людей своего
племени,
которые
оказались
больше остальных
пойманными в
западне
Моавитян.
Зимри думал,
что его действия
были "Лешем
Шамайим[7]",
и он даже
спорил с Моше
публично
относительно
возможного
разрешения
перевести Моавитянских
и
Мидъянитянских
женщин в Иудаизм
и жениться на
них[8].
Чтобы
показывать
законность
своего решения,
он
непосредственно
публично
взял Мидъянитянскую
принцессу в
палатку.
При таких
условиях
было очень
трудно знать,
как
действовать.
Мы имели дело
с уникальной
ситуацией,
когда мицва
остановить
нарушение
даже за счет
жизни грешника,
но это
"Галаха,
которую мы не
сообщаем[9]".
Значение
этого
утверждения
в том, что человеку,
который
беспокоится
за честь
Всевышнего,
разрешают
убить того,
кто публично
имеет
отношения с
нееврейской
женщиной, но
если этот
человек
пришел бы к
раввинам и
спросил,
должен ли он
так делать,
они бы ему не
советовали.
Действительно
это очень
опасная
задача, так
как в этом
случае его
считают нападающим,
и грешник
может убить
его, чтобы
спасти свою
собственную
жизнь!
Даже сам
Моше не
пробовал
убить Зимри[10].
Пинхас был
тем, кто взял
на себя эту
задачу. Много
чудес
случилось с
ним, чтобы он
был в состоянии
закончить
задание
успешно[11].
Хотя его акт
казался
разрушительным[12],
он
фактически спас
еврейский
народ. Пинхас
был выбран,
как очень
особый
человек в
нашей
истории. Он - пример
"каная" того,
кто ревнив
для Б-жественной
Чести. В
награду
Всевышний
установил
вечный союз с
ним.
Одно из
изменений,
которые
случились с
самим
Пинхасом,
было изменением
в его
структуре
души.
Известно[13],
что душа
человека
состоит из
различных частей.
В течение
жизни, состав
души
человека может
измениться, в
том числе и в
зависимости
от мицв,
которые он
делает или
его грехов. В
определенные
времена
человек
может иметь
"дополнительные"
души,
присоединившиеся
только
временно, в
то время как
в другие
времена они
могут
постоянно
примыкать к нему.
Согласно
Каббале,
после своего
подвига
Пинхас
приобрел
души Надава и
Авиху[14]
(сыновей
Аарона,
которые
умерли,
принося Кеторет,
см. Вайикра, 10),
Он также
приобрел две
другие души
по имени
Элияу[15].
В более
позднее
время в его
жизни, одна
из этих душ
стала
доминирующей,
и именно
поэтому с тех
пор он
упоминался
как Элияу.
Элияу
появляется в
книге Царств
(1:17:1) без предупреждения.
Ничто не
описано
относительно
того, кем был
этот человек,
он
рассматривается
как почти
мистическая
фигура,
живущая в
отдаленном
месте и
только время
от времени
появляющаяся
среди людей.
В том
поколении
Элияу сделал
почти то же
самое
исправление
как во время
Моше. На сей
раз люди
Северного
Королевства
поклонялись
идолу «Баалю»
и совершали другие
нарушения
законов Торы[16].
Надеясь
остановить
это раз и
навсегда, Элияу
собрал людей
у горы
Кармель и
публично продемонстрировал
власть
Всевышнего.
Люди были
чрезвычайно
впечатлены, и
по команде
Элияу они убили
идолопоклоннических
священников
Бааля. Однако
их раскаяние
было
недолгим, и
сам Элияу
должен был
бежать из
Северного
Королевства,
где царица
Изебель
угрожала
убить его[17].
Как мы знаем,
Элияу
никогда не
умер, но
поднялся на
небеса живым[18].
То, что он
делает
сейчас
подобно тому,
что он делал,
когда был в
этом мире. Он
появляется в
различных
ситуациях и
помогает
исправить
еврейский
народ. Нам
обещано
(Малахи 3:23), что
он объявит
приход
Машиаха[19].
И мы будем
ждать его
объявления
каждый день.
[1] См.
например
Йалкут
Шимони,
Рабейну
Бахъе, Баал
Хатурим, Ор
Ахаим Акодеш
и Сфорно в
начале этой
главы.
[2] См.
наши слова к
главе Балак.
Отметьте, что
письменная
Тора открыто
не заявляет,
что безнравственное
поведение
дочерей
Моава и Мидиана
было
результатом
совета
Билама. Это -
традиция
наших
мудрецов в
Талмуде
(Синедрион 106a)
основанная
на его словах
Балаку
(Бемидбар 25:14): "я
теперь дам
тебе совет ...",
и это также
поддерживается
описанием
Торы смерти
Билама (см.
Бемидбар 31:16, см.
однако
Рамбан 25:1).
[3] В
более
поздние
времена подобные
стратегии
использовались
весьма часто
и даже в
Советском
Союзе,
существовало
специальное
ведомство,
которое
использовало
женских
агентов,
чтобы
подстрекать
иностранцев,
и позже
используя
шантаж, вынуждали
их
сотрудничать.
[4] См.
Талмуд
Шаббат 17б.
[5]
Это было
особенно
верно для
мужчин того
поколения,
которые не
были
приучены видеть
неприлично
одетых
женщин.
[6] Есть и
более
глубокие
причины того,
почему Моавитяне
поклонялись
своему
"богу" в такой
отвратительной
манере, (см.
Зоар 3:238а).
[7] См. Дивре
Йоэль ,
Пинхас, стр. 167.
[8] На
практике
такой
переход не
засчитывался
т.к. женщины
продолжали
поклонятся
своему идолу.
[9] См. Тур,
Эвен Аэзер 16.
[10]
Как мы
упоминали в
главе Хукат,
согласно
ГР"А это было
четвертой
ошибкой Моше.
В наказание,
он не был
похоронен в
Земле
Израиля
после его
смерти.
[11] См.
Талмуд,
Синедрион 82б.
[12]
Действительно
он сначала
презирался
людьми за то,
что убил
лидера
Израиля.
[13] См.
Аризаль Шаар
Агилнулим,
где
описывается
множество
деталей
структуры
души.
[14]
Зоар 3:217а. См.
также Афике
Ям, Зевахим 101б,
что это
подсказано
нашими
мудрецами
(см. Раши 25:13), что
Пинхас
только стал
Коэном после
этого
эпизода. На самом
деле, ведь он
теперь
приобрел
души помазанных
Коэнов.
[15] См.
Аризаль, Шаар
Агилнулим
32-ое введение,
см. также
Малбим
(Мелахим 2:2:9).
[16] См.
Пиркей
Дерабби
Элиэзер, 28 и
Радаль там.
[17] См.
Аризаль, Шаар
Агилнулим
32-ое введение
относительно
того, почему
Элияу
испугался угроз
Изебель
несмотря на
то, что он
должен был
быть
неуязвимым.
[18]
См. Седер
Олам, 17.
[19] См.
однако
Рамбам,
Законы
Королей 12:2; см.
Вайоэль Моше
1:51.