Ответы
на вопросы.
Посвящается лехацлаха
шель
Раиса Бат
Соня.
1.
Почему мы не
говорим Таханун
в месяц
нисан?
В первые 12 дней
этого месяца,
мы не говорим
Таханун
т.к. в эти дни
принцы
приносили
свои добровольные
жертвы. Потом
почти сразу
наступает Песах. Ну а
раз уж
большая
часть месяца
прошла без Тахануна,
то мы не
говорим его
весь месяц
(Бет Йосеф).
2.
Почему в
Шабат
попадающий
на Рош Ходеш
Нисан
выносят три
свитка Торы?
А когда еще выносят
3 свитка Торы?
Нужно
прочесть
специальный
отрывок «Паршат
Аходеш», а
также
обычный
отрывок для
каждого Рош
Ходеша и
саму
недельную
главу. Также
если Рош Ходеш Адар
попадает на Шаббат, и
если Шаббат
Хануки попадает
на Рош Ходеш
выносят 3
свитка. Ну и
конечно в Симхат
Тору всегда
выносят три
свитка.
3. Во
время Седера
дети задают
четыре
вопроса. А
какой из этих
вопросов не
задавали во
время Храма,
и какой
вопрос
задавали
вместо него?
Во
время Храма
спрашивали:
почему
каждую ночь
мы едим
вареное и
жареное мясо,
а сегодня
только
жареное. Т.к.
сегодня нет
Пасхального
приношения,
то вместо
него
спрашивают вопрос
про сидение
облокотившись
(что стало
непривычным).
4.
Почему в
течение Седера
мы выпиваем 4
стакана вина?
Иерусалимский
Талмуд дает
несколько
объяснений, в
том числе:
четыре
стакана
соответствуют
четырем выражениям
избавления
Всевышнего.
Мы как бы отмечаем
каждое
избавление.
Вообще в Седере
есть
множество
«четверок»:
четыре
вопроса, четыре
сына, четыре
стакана.
Согласно ГР”А, весь
Пасхальный Седер
делится на
четыре части.
5.
Где Тора
говорит про
четырех сыновей,
которых мы
упоминаем в Седере?
Тора
три раза в
главе Бо и один раз
в главе Ваэтханан
упоминает,
что сказать
детям во
время Седера.
6.
Почему Агада
называет
второго сына
злодеем?
Дело
в том, что при
описании
этого сына
Тора не
говорит:
"Ваши дети спросят",
а "Ваши дети
скажут".
Злодеи никогда
ничего не
спрашивают,
они только
заявляют
риторически:
"Зачем вам
всё это?"
Заметьте,
этот сын даже
не упоминает
имя Б-га,
для него весь
Седер -
это
коллекция
никому не
нужных
ритуалов. См. также
здесь.
7.
Что означает
слово Песах?
Обычное
объяснение,
что Песах
происходит
от слова
«перепрыгивать»,
в смысле Всевышний
пропустил
еврейские
дома во время
наказания.
Для
дополнительного
объяснения см. ответ 10 здесь.
Кстати, пе-сах
можно
разделить на
два слова: «говорящий
рот», что подсказывает
еще одну основную
мицву Седера.
8.
Почему мы
называем
мацу – «лехем
они» (обычно
это
выражение
переводят
как «хлеб
бедности»).
Кроме
простого
смысла, еще
одно из
объяснений,
что за эти мы
хлебом мы
«говорим»
множество слов
(«они» от слова «лаанот»
отвечать или
говорить).
9.
Почему мы
говорим, что
наши праотцы
ели мацу в
Египте? Ведь
мацу мы ели
уже во время
Исхода из
Египта.
В
Египте
евреев тоже
кормили
мацой - самым
простым
пресным
хлебом,
которым
кормили слуг.
Сами же
египтяне ели
всевозможную
сдобу.
10.
Почему мы
говорим, что
причина еды
мацы в том,
что мы вышли
из Египта так
быстро, что
наше тесто не
успело
подняться.
Разве причина
не в том, что
Всевышний
повелел нам
есть мацу?
В
первую Пасху
наш народ
полагал, что
квасное
нельзя есть
только ночью,
и поэтому
евреи хотели
приготовить
хлеб для утренней
трапезы, но
спасение
произошло
так быстро,
что тесто не
успело
подняться.
11. Песах
всегда
попадает на
тот же день
недели, что и
другой
особый день.
Какой? А где
это
подсказано? А
какой обычай
связан с
этим?
Девятое
Ава. Согласно
Рема, в этом
причина еды
яйца во время
Седера,
как
скорбящие,
которые едят
яйца.
12.
По многим
мнениям в
Субботу
перед Песах
мы читаем
особую хафтору.
Какую и
почему?
В
большинстве
общин в Шабат
Агадол
читают Афтору
из конца
книги Малахи.
Одна из
причин этого
обычая в том,
что в этой хафторе
упомянут Маасер,
а перед Песахом
делали Видуй
Маасер
(см. здесь).
Другое объяснение:
в этой Хафторе
упомянут Элияху
который
объявит о
будущем
избавлении,
как Моше
объявил об избавлении
из Египта.
13. Рамбам
считает, что
кроме
окунания марора
в харосет,
также мы
окунаем в
него еще один
вид пищи. Какой?
Мацу.
14. Ашкеназским
евреям
запрещено
есть китниёт
(рис, гречку,
кукурузу,
пшенку и т.д.) в Песах.
Когда
появился
этот обычай и
почему? Также
Ашкеназим
не едят мацу,
сделанную не
на воде, а на
соке или яйцах
а Сефардим
едят. На чем
основан этот
диспут?
Основная
причина
обычая не
есть китниёт
в том, что
можно легко
перепутать
эти
зерна с
зернами
пшеницы, и
нередко они
действительно
смешаны
вместе. Также
Радал
приводит, что
т.к. мы не
уверены на 100%
какие именно
пять злаков
соответствуют
пяти
упомянутым в
Талмуде, то
на всякий
случай не
едим ничего похожего,
см. также
ниже вопрос 17.
Этому обычаю
около 700 лет.
Что касается
еды мацы
сделанной на
соке, здесь
диспут
основан на
разном
понимании
Талмуда.
Некоторые считают,
что сок без
воды вообще
никогда не приводит
к квашению,
но другие с
этим спорят.
15.
Кроме
вышеупомянутых
различий,
есть два основных
различия
между Ашкеназскими
и Сефардскими
евреями во
время
пасхального Седера.
Одно из них
относится
только к
женщинам. Какое?
Сефардские
женщины
обычно едят
мацу и пьют вино
облокотившись,
как мужчины.
16.
Второе
относятся к
мужчинам и
женщинам. Какое
это различие
и на чем оно
основано?
Ашкеназим
делают
благословение
на каждый
стакан вина,
т.к. каждый из
них - отдельная
мицва. Сефардим
делают
только две брохи на
вино: на
первый
стакан и на
третий. Причина
в том, что
второй
стакан
покрывается
благословением
на первый, а
благословение
на третий
покрывает и
четвертый. Но
сам третий
стакан
требует броху,
т.к. Биркат
Амазон
считается
перерывом, и
предыдущее
благословение
на вино
больше не
действует.
17.
Обычно мацу
делают из
пшеницы. А из
чего еще
можно
сделать мацу
согласно
талмуду?
Есть
пять злаков,
тесто из
которых
может стать
квасным.
Обычно их
переводят
как пшеница,
ячмень,
полба, овес и
рожь. Тем не
менее, насчет
многих из них
был диспут.
Особенно проблематичен
овес, т.к. он не
содержит
клейковины,
которая
приводит к
процессу
квашения (см.
также
десятый
параграф здесь).
18. С
законами хамеца
связаны
также законы
отделения
халы. Каким
образом?
Определение
слова хлеб
учится
именно из мацы.
Все что может
стать
квасным,
может быть
использовано
для мацы, и
только от
такого
теста
требуется
отделять
халу. Получается,
что те же
пять злаков,
которые
годятся для
мацы, требуют
отделения
халы.
19. Хамец в Песах
нельзя даже
хранить в
доме. А что
еще из запретов
Торы нельзя
хранить дома?
Предметы
идолопоклонства
20.
Почему мы
делаем
благословение
«аль ахилат
маца» а не «леэхоль
маца»?
Это отнюдь
не очевидно.
Разница
между этими
выражениями
в следующем:
«аль ахилат
маца» значит
«насчет еды
мацы», а не «леэхоль
маца» значит
«есть мацу».
Обычно, на мицвы,
которые
должен сделать
сам человек,
делается
благословение
в форме «Ле»
(делать
данную
акцию), а на мицвы,
которые за
него может
делать и
другой, делают
броху в
более общей
форме «Аль»
(насчет
данной акции).
Есть
некоторые
исключения.
Например, в случае
поднимания лулава, мы
говорим «Аль»,
потому что лулав уже поднят до брохи. Но
маца вроде не
попадает в
категорию
исключений и
т.к. никто за
нас мацу есть
не может, то
казалось бы
правильный нусах
благословения:
«леэхоль
маца». Тем не
менее, нусах
в наших
версиях
Талмуда «аль ахилат
маца», но Рамбан,
Ритва и
некоторые
другие
Ришоним
считали, что
в наш нусах
вкралась
ошибка.
21.
Когда первый
день Песаха
попадает на
воскресенье,
мы меняем
порядок слов
в одном из
благословений.
Каких и почему?
Когда
первый день Песаха
попадает на
воскресенье,
в
благословении
перед вторым
стаканом
вина, мы
говорим «мин апесахим умин азвахим»
(мы будем
есть мирные
жертвы и
Пасхальные
жертвы). Обычно
мы сначала
упоминаем звахим
а потом песахим,
т.к. в обычное
годы сначала
ели Хагигу
(мирную
жертву) а в
конце - Песах.
Но если 14
Нисана
попадает на Шаббат,
приносилась
только
Пасхальная
жертва, поэтому
мы упоминаем
ее первой.
22.
Если человек
проглотил
мацу не жуя,
выполнил ли
он заповедь?
А что насчет марора?
Почему?
Если
человек
проглотил
мацу, он
выполнил
заповедь, но
если он
проглотил марор, то
нет, потому
что мицва
почувствовать
горечь марора,
напоминающего
нам о горечи
египетского
изгнания.
23.
Согласно
Талмуду, есть
мацу в наше
время – это
заповедь из
Торы, а есть марор –
только
заповедь раввинов.
Почему?
Тора
отдельно упоминает
мицву
есть мацу, а марор
только в
контексте
Пасхальной
жертвы, поэтому,
когда нет
Храма, то и марор
только дерабонан.
24.
Раз в
несколько
лет мы не
можем
вовремя поесть
третью
Субботнюю
трапезу в Шаббат.
Когда и почему?
Если
Песах
попадает на
воскресенье,
то
невозможно
есть хлеб во
второй
половине дня
в Шаббат,
а мацу тоже
нельзя есть
до Седера.
25.
Почему Тора в
одном месте (Деварим 16:8)
пишет, что
мацу нужно
есть только
шесть дней?
См. здесь
(шестой
параграф).
26.
Хотя мы не можем
есть хамец
семь дней,
согласно
Талмуду
обязанность
есть мацу
относится
только
вечером в Седер.
Почему?
См. здесь
(шестой
параграф).
27. У
большинства
евреев
обычай в
конце Седера
наполнять
еще один
стакан, но не
пить его. Как
называется
этот стакан и
почему?
Кос
Шел Элияху,
чтобы
напомнить об
избавлении,
которые, по
некоторым мнениям
должен
оповестить Элияху. Вдобавок,
т.к. есть диспут,
следует ли
пить пять
стаканов в Седер или
только
четыре, то
наполняют
пятый стакан,
и называют
его стаканом Элияху,
который
должен в
будущем решить
все диспуты.
28. Афикоманом
мы сегодня
называем
кусочек мацы,
который мы
едим в конце Седера. А
что значит
само слово Афикоман?
Афикоман - это
десерт. В
случае Песах,
на десерт
едят саму
мацу, чтобы
ее вкус остался
после
трапезы.
29.
Если у
человека
осталась
прошлогодняя
маца, можно
ли ее
использовать
для Седера?
Большинство
разрешают.
30. В
одной семье
гости
заметили во
время Седера
странную
процедуру:
мацу
выбрасывают
из окна.
Почему?
Это
была Хассидская
семья,
которая
очень строга
с мацой,
попавшей в
контакт с
жидкостью. У
них
пролилось
вино на мацу,
и они побыстрее
выбросили ее,
чтобы не
хранить ее в
доме.
31.
Обычно
законы хамеца
так строги,
что если в
еду попало
небольшое
количество квасного,
даже меньше 1/60
от всей пищи,
вся еда
запрещена. Ее
нельзя даже
продать в Песах
нееврею,
но нужно
уничтожить.
Но и в
законах Песаха
есть случаи,
когда смеси
не запрещены,
и не только
когда
запрещенного
меньше 1/60, но и
даже больше
этого
количества.
Какие это
случаи?
Например,
если хамец
который не
продали,
перемешался
уже после Песаха.
Также, если
смесь
несъедобна,
можно хранить
ее в Песах,
даже если в
ней есть
больше 1/60 хамеца.
Также если
перемешались
китниёт,
даже если их
больше 1/60, пища
не
становится
запрещенной.
32.
Однажды
раввин
остановился
зимой у человека,
который между
прочим
показал ему
свой «штар
мехират хамец» -
бумагу
продажи хамеца
в прошлый Песах.
Когда раввин
проверил эту
бумагу, она
оказалась
полностью
кошерной, но
раввин отказался
что либо
есть у
хозяина.
Почему?
Этот
человек
продал все
свои сосуды нееврею, а
после Песаха
не окунул их
в микве.
Хотя
некоторые
мягки с этим,
данный
раввин был
строг и не
мог теперь
есть ничего
на посуде
хозяина.
(Поэтому
лучше не
продавать нееврею
саму посуду).
33. В Пасхальной
Агаде Рамбама
отсутствует
одна песня,
которую мы
поем. Какая?
Даену.
34.
Существуют
разные
порядки «к’ары» -
Пасхальной
тарелки. Три
основных –
это порядок Аризаля
(он наиболее
распространен),
Рема и ГР”А.
А что есть на
тарелке Рема,
чего нету на
тарелке Аризаля?
А что есть на
тарелке Аризаля,
но отсутствует
на тарелке ГР”А?
На
тарелку Рема
ставят воду,
в которую
окунают карпас.
А на тарелку
ГР”А не
ставят даже
сам карпас.
35.
Сколько мацот
на тарелке ГР”А? Почему?
Две.
Чтобы
показать,
после того
как одну мацу
сломали, что
у бедняка нет
даже двух целых
мацот.
36.
Зачем мы
считаем Омер?
Шавуот зависит
от Песаха,
а не от
определенной
даты Сивана.
Тора говорит
посчитать 49
дней и потом
будет Шавуот.
37.
Почему мы не
делаем
благословения
Шехехеяну
на счет Омера?
Некоторые
говорят, что
т.к. в наше время
нет самого Омера, и
счет Омера
- это не мицва
из Торы.
Получается,
эта мицва
напоминает
нам о
разрушении
Храма, и мы
молимся,
чтобы он был
отстроен в
будущем, и
нет места
веселой брохе
Шехехеяну.
38.
Почему вне
Земли
Израиля мы не
считаем Омер
двумя
вариантами,
от каждого из
двух первых
дней Песаха?
Возможно
это вообще не
счет, если
каждый день
говорят оба
варианта.
Кстати и в Йом
Тов, мы
тоже молимся
каждый из
двух дней как
будто именно
он настоящий Йом Тов.
Также если бы
считали оба
варианта, то
люди бы
относились
несерьезно к
первому дню Шавуота,
ведь он был
бы 49 днем Омера
по второму
подсчету.
39.
Почему мы
считаем Омер,
начиная со
дня после Песах?
Ведь Тора
говорит
считать
после Шабат
(Субботы).
Это
традиция
Хазаль, ведь Йом Тов
тоже называется
Субботой.
Если бы
имелась в
виду обычная
Суббота, то
не понятно от
какой именно
Субботы
считать? От
Субботы Холь Амоэда,
или от
Субботы уже
после
праздника
или еще от
какой-то.
40.
Почему мы
считаем Омер
ночью? А какие
еще мицвы
нужно делать
именно ночью?
А если не
посчитал
ночью, можно
ли посчитать
днем?
Талмуд
учит (Менахот
66а), что таким
образом
подсчет дней
будет полным.
Большинство мицв
делаются
днем, или
днем и ночью,
но Пасхальный
Седер
тоже
проводят
ночью. Если
не посчитал
ночью,
считают днем
без
благословения,
но в
оставшиеся
дни можно
делать броху.