Леилуй Нишмат
шель Лейб
бен Нахум.
Вопросы
к последним
дням Песаха.
Бет Йосеф
приводит от
имени мидраша,
что т.к. в этот
день погибли
Египтяне, нам
не следует
веселиться и
говорить
полный Халель.
(Удивительно
правда, ведь
вряд ли
многие из
переживших
Холокост
скорбят о
сотнях тысяч
погибших
немцев, в том
числе ни в
чем не виноватых,
но именно так
считали наши
мудрецы.) Есть
другие
объяснения.
Дело в том,
что после первых
дней Песаха
начинается
грустное
время сфиры,
и полная
радость не
наступает до Шавуота.
Последние
дни Песаха
в корне не
отличаются
от первых, и
не требуют новой брохи
«Шехехияну»,
в отличие от Суккота,
когда Шмини
Ацерет -
это
отдельный
праздник.
(Этим также
можно ответить
и на
предыдущий
вопрос.)
Считается,
что в этот
день
произошло
разделение
моря (см.
ниже),
поэтому мы
читаем
соответствующий
отрывок.
В седьмой
день, в Торе
мы читали
песнь Моше,
в Хафторе
мы читаем
песнь Давида.
В восьмой
день читают
про будущее спасение
во время Машиаха
(которое по
многим
мнениям тоже
произойдет в Песах). Также
в этой Хафторе
подсказано
спасение Иерусалима
от Санхерива,
которое согласно
мидрашам
тоже
произошло в Песах.
В
Торе это не
написано, но
это мнение
Хазаль (в Седер
Олам и
Талмуде).
Есть и другое
мнение, см.
Рабби Элияу
Мизрахи
к Бемидбар
15:41.
Есть
диспут на
этот счет, см.
также наши
слова здесь.
В этом году, в
Израиле
будут читать Бехар и Бехукотай
отдельно, а
мы вместе. На
следующий
год, опять
восьмой день Песах
попадает на
Шабат, но мы
догоним
Израильтян
только к
главе Массей.
Есть
разные
советы, см.
например Йехаве
Даат 2:64.
Также есть
диспут о том,
можно ли для Ашкеназим
в Израиле
готовить рис
в седьмой
день для Шабата.
Сефардим
встают рано
ночью и
читают
разные
отрывки про
разделение
моря
(некоторые
вообще почти
не спят, как в Шавуот).
Считается,
что Исход
подсказан в
этой книге (1:9).
Кроме этого, Песах – это
праздник
доброты
Творца,
Который освободил
нас «авансом»,
не за наши
заслуги, и
также Шир
Аширим –
песнь доброты
и любви.
(Вообще
согласно
Кабале, Песах,
Шавуот и Суккот
соответствуют
Аврааму, Йицхаку
и Якову, и сфирам
Хесед, Гевура и Тиферет, и
также эти три
Мегилы,
которые
читают в эти
праздники).