בס"ד
Мы
благодарим
Ривку
Аврутину за
перевод с английского.
Глава
Ноах
Вопрос:
После
Великого
Потопа
началась
новая жизнь.
Тора
подробно
описывает
Ноаха и его
семью,
пережившую
потоп, а
также его троих
детей, Шема,
Хама и Яфета.
Наши мудрецы получили
традиционное
знание, что
основные
семьдесят
народов
произошли от
Ноаха и, таким
образом, все
жители Земли
– потомки его
семьи.
Известно ли,
где
поселились
его сыновья и
каким
образом это
знание
соотносится
с
современными
народами?
Ответ:
У ГР”А есть
интересное
объяснение,
касающееся
различных
народов,
произошедших
от Ноаха, и
было бы
любопытно
обнародовать
его здесь. Он
пишет об этом
в по крайней
мере двух
местах: в
комментариях
к Диврей
Хайамим (книга
Хроник,
последняя
книга Библии,
1:1:4), в комментариях
к Мишне
(трактат
Негаим 2:1). Мы
начнем цитировать
его слова в
комментариях
к Мишне. Негаим
– это трактат,
обсуждающий
законы «цараата»
(вида
проказы).
Если у
человека на
коже
появилось
побеление, он
обязан был
показать его
коэну
(священнику, потомку
Аарона) и, в
зависимости
от условий,
иногда
должен был
удалиться за
пределы стен
еврейского
города, пока
пятно не
исчезнет.
Вообще, эти
законы были
написаны в ту
эпоху, когда Ашгаха
(Божественное
управление)
было более
открытым, и
эта болезнь
настигала
наказанием
сплетников и
других грешников,
которым надо
было побыть
одним и раскаяться,
чтобы
проказа
прошла, а им
было бы позволено
вернуться
обратно в
стан. Одним из
условий
проверки
было то, что
побелевшая
кожа должна
быть
рассмотрена
на фоне цвета
кожи
среднего
человека. В
Мишне
говорится,
что на теле
«гермони»
место
побеления
кажется не
таким уж
белым,
поскольку
его остальная
кожа очень
белая, в то
время как у
«куши» (чернокожего,
эфиопа) оно,
напротив, очень
белое. Арух,
комментатор
раннего Средневековья,
цитируемый
Раши и
другими Ришоним,
пишет, что
«гермони»
означает
«германец, немец»,
и его кожа
очень белая.
Рамбам и другие
комментаторы
также
указывают на
то, что слово
«германи»
происходит
от слова «гарем»
(кость) и
указывает на
очень белый
цвет.
Виленский
Гаон идет в
объяснениях
дальше и
пишет, что
немцы, как и
другие
народы Северной
Европы, -
потомки
первого сына
Яфета по
имени Гомер.
Так,
например,
первый сын
Гомера
звался
Ашкеназ, а
это -
название Германии
на святом
языке! В
Талмуде (Йома
10а) также
обсуждается,
что Гомер
стал праотцем
Гемамии,
а ГР”А
считает, что
одна буква в
нашей версии
Талмуда
скопирована
неверно, и
слово должно
читать как
«Германия».
То же
относится к
знаменитому
предсказанию
из Талмуда
(Мегила 6б), что
Германия
состоит из
трехсот
воюющих
между собой
провинций, и если
они
объединится,
то
попытаются
уничтожить
мир. Там тоже
Талмуд
называет
страну «Гермамия», но
ГР”А и Явец
делают
поправку
читать «Германия».
Предсказание
сбылось во
время двух
прошлых
мировых войн.
ГР”А также
утверждает в
обоих
комментариях,
что общее
деление мира
между
потомками Ноаха
подобно тому,
как поделены
три центральных
континента,
Европа, Азия
и Африка: потомки
Шема
отправились
на восток,
Хама – на юг, а Яфета
– на Север.
Более того,
каждый раз
старшие дети
потомков
Ноаха
селились
дальше от
центра
цивилизации
(земли
Израиля, где
сходятся эти
три
континента). С
другой стороны,
младшие дети
селились
ближе к Святой
Земле. Другое
интересное
наблюдение заключается
в том, что
народы,
жившие
дальше к югу,
имели более
темную кожу,
в то время
как народы,
селившиеся
дальше на
север, были
светлокожими.
Давайте
рассмотрим
некоторые
доказательства
утверждения
Виленского
Гаона.
Как мы уже
говорили,
одно из
доказательств
– это то, что
первый сын и
первый внук
Яфета (Гомер
и Ашкеназ)
были
предками
северо-европейских
народов.
Четвертого
сына Яфета звали
Яван, что на
святом языке
означает
«Греция».
Третьего
сына Явана
назвали
Китим, «Римляне»
на святом
языке (см.
Таргум Ункелус,
перевод на
арамейский
язык,
Бэмидбар 24:24).
Очевидно,
поздние
потомки
Яфета
селились в
южных
областях
Европы ближе
к Средиземноморью.
Что
касается
сыновей Хама,
мы можем
легко определить
троих из
четверых. Куш
– его первый
сын («Эфиопия»
и чернокожие
жители
Африки на
святом
языке),
Мицраим – второй
его сын, что
на святом
языке
означает
«Египет».
Двенадцать
потомков его
последнего
сына,
Канаана,
поселились
на Святой Земле
и вокруг нее.
Наконец,
касаемо
потомков
Шема, его
первый сын,
Эйлам, обычно
отождествляется
с Персией
(современный
Иран) и
Мидией (см.
например
Даниэль 8:2), но
некоторые
считают, что
он ушел даже
дальше и
поселился между
рекой Тигр и
Индией (Мидраш,
который
цитирует рав
Арье Каплан в
своих
комментариях).
И хотя позже
потомки Эйлама,
вероятно,
рассеялись
до Дальнего
Востока и
стали
прародителями
китайцев,
японцев, а
также,
возможно,
американских
индейцев и
австралийских
аборигенов,
но в то время,
в самом
начале новой
цивилизации,
первый сын
Шема
дошел лишь
до Ирана.
Второй сын
Шема, Ашур,
стал предком
ассирийцев,
живших поблизости
от Святой
Земли. Третий
его сын, Арпахшад,
был нашим
предком,
(конечно сам
Авраам
родился
неподалеку
от Евфрата).
Пятого сына
Шема звали
Арам, что на
святой языке
означает
«Сирия»,
ближайшая к
Святой Земле
страна, и в
Талмуде
существуют
особенные законы,
касающиеся
территории
Сирии, потому
что во многих
вопросах она
обладает некоторой
святостью от
земли
Израиля.
То, что мы
только что
написали,
касается изначального
разделения
на
семидесяти
народов.
Очевидно, за
более чем
четыре
тысячи лет
произошло
достаточное
количество
переселений,
некоторые из
которых
описаны в
самой Торе (см.
Дварим 2:19-23).
Наши мудрецы
считают, что
в более
позднее
время короли
Ассирии
переводили
народы с
места на
место. Они же
переселили
те самые
десять колен,
которые живут
сейчас где-то
как другие
народы (См.
Млахим 2:17:6-41). В
истории
предпринималось
множество попыток
найти
утерянные
десять колен,
а также
строились
догадки, что
искать их
можно в
Эфиопии,
Афганистане,
Китае, Японии
и других
странах, но,
видимо, пока
не придет
Машиах, мы не
узнаем всей
правды.
Ассирийские
короли также
пытались
заменить
десять колен
другими
народами, и
их потомки,
кушим, или
шомроним,
существуют и
по сей день, но
в целом не
считаются
частью
еврейского
народа (См.
Шулхан Арух,
Орах Хаим 199:2).
Однако, нам
хотелось бы
обсудить еще
один важный
принцип, по
отношению к
потомкам семидесяти
народов. В
стихе главы
Хаазину (Дварим
32:8) говорится:
«Он (Ашем)
возвел
границы народов
согласно
числу детей
Израиля».
Раши
объясняет,
что это
семьдесят
народов,
согласно
числу членов
семьи Якова.
Существует
интересная
мысль, также
касающаяся
числа
семьдесят:
где бы мы ни
находили это
число, к нему
всегда
прибавится
еще два. Например,
семьдесят
старейшин и
Моше с Аароном
над ними,
семьдесят
слов кидуша,
произносимого
вечером в
пятницу
вечером, плюс
два слова:
«йом ашиши»,
семьдесят
лет Советского
режима плюс
два
промежуточных
года до окончательного
падения
коммунизма
(См. комментарии
Виленского
Гаона к Шир
Аширим 1:2).
В случае с
семьей Якова
общим числом
в семьдесят
человек, к
ней
прибавляются
еще Авраам и
Ицхак. Таким
же образом, к
общему числу семидесяти
народов
всегда
прибавляются
еще два,
упоминаемых
в Торе:
потомки
Ишмаэля,
произошедшие
от Авраама, и
потомки Эйсава,
произошедшие
от Ицхака (см.
Берейшит 21:18 и 25:23).
ГР”А пишет,
что эти два
народа
находятся выше
всех
остальных
(см. ГР”А к
Тикуней Зоар,
тикун 32, 79б, в
обычном
издании с
Перуш аГР”А
это
высказывание
находится на
стр. 168; ГР”А к
Зохар Хадаш в
конце Яэль Ор
28а). Рамхаль во
второй части
Кинат Ашем
Цева-от
объясняет
это глубже,
начиная с
Маамара
(Иньян Эйсав,
в
стандартном
издании
Гинзей
Рамхаль оно
находится на
стр. 111). В потенциале
35 народов
могут
находиться
под властью
Ишмаэля, а
другие 35 – под
властью
Эйсава. И
здесь есть
интересный
намек на
следующее
высказывание.
Тора указывает
нам принести
13 быков в
первый день Суккота,
12 – во второй и
т.д., пока в
последний день
праздника не
остается 7
быков для
приношения.
Затем, на
восьмой день
(это уже
другой
праздник,
Шмини
Ацерет), нам
заповедано
принести
одного быка.
Наши мудрецы учат
нас, что
семьдесят
быков
соответствуют
семидесяти
народам, а
один бык –
еврейскому
народу. При
этом ГР”А
упоминает
интересную
деталь: когда
описывается
принесение козла
за общинный
грех, она в
разные дни
Суккота
называется
по-разному. В
первый,
второй и
четвертый
дни она
называется
«Сеир Изим», в то
время как в
остальные
четыре дня
она называется
просто «Сеир».
Виленский
Гаон считает,
что «Сеир»
намекает на
Эйсава, а «Сеир
Изим» - на
Ишмаэля.
Таким
образом,
число принесенных
быков с «Сеир
Изим»
составляет 13 + 12
+ 10 = 35, а число
принесенных
быков с «Сеир»
составляет
11+9+8+7=35. Так мы
насчитываем
35 народов под
влиянием
Эйсава и 35 – под
влиянием
Ишмаэля.
Как известно,
в течение
истории,
потомки
Эйсава приняли
христианство,
в то время
как потомки Ишмаэля
приняли
ислам. Обе
религии
вышли из нашей
и основаны на
откровениях
и свидетельствах
нашего
народа, ведь
никто из их
потомков не
может
утверждать,
что и весь их
народ
целиком был
свидетелем
Божественного
откровения,
поскольку
невозможно
придумать
такое
свидетельство.
К тому же, в
Торе предсказано,
что ни один
народ не
сможет утверждать
подобное (См.
Дварим 4:33). Обе
религии распространились
настолько
широко, что захватили
большинство
других
народов, которые
отбросили
свои старые
убеждения и
приняли
новую веру.
Рамбам пишет
(Законы королей,
издание без
цензур, 11:7), что
в
действительности
эти народы
продвинулись
на шаг вперед,
тем самым
приготовляясь
постепенно к
приему
высшей
истины,
которая
обнаружится
с приходом
Машиаха. И
именно этого
мы и ждем, когда
Ашем
повернет
народы к
чистому языку,
на котором
они смогут
взывать к
Нему служить
ему по
единому
желанию
(Цефания 3:9).