Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Ницавим.

 

1. Тот, кто выдает замуж молодую девушку за старика … или возвращает пропажу нееврею, про него сказано (Деварим 29:18): «Чтобы прибавить утоленное к жаждущему» (Талмуд, Санхедрин 76б). Почему?

 

Если молодая девушка выходит замуж за старика, то у жены кипит жизнь, а у мужа уже угасает. Старый человек не может насытить молодую девушку, и такой брак – жестокость. Поэтому Талмуд использует идиоматическое выражение из нашей главы «прибавлять утоленное (мужа) к жаждущей (жене)». В отношении возвращении пропаж, наши мудрецы жили в жестком мире, где неевреи никогда не возвращали никому пропажу («что с воза упало, то пропало»). Получается, что если еврей решал «соблюдать» закон Торы о возвращении пропаж и по отношению к неевреям, он извращал смысл нашего закона, присоединяя «утоленное» (неевреев) к жаждущему (евреям, см. Раши). (Разумеется, сегодня, когда и многие неевреи вернут чужую пропажу, то и евреям следует так поступать по отношению к неевреям, и сам Талмуд тоже учит, что тот, кто это делает ради «Освящения Имени Творца», достоин восхваления).

 

2. «Как низвержение Содома и Аморы, Адмы и Цевоима» (Деварим 29:22). Где еще в Библии, кроме книги Берешит упомянуты эти города?

 

Адма и Цевоим больше не упоминаются, а про Содом и Амору упоминают пророки Йешаяху, Йирмияху, Амос и Цефаниа.

 

3. В нашей главе, когда описывается возвращение евреев из изгнания, в стихе «и вернет тебя Всевышний» (Деварим 30:3), используется выражение «вешав». Что Талмуд учит из грамматики этого слова?

 

Талмуд (Мегила 29а) учит, что раз не написано «вехешив» ( и вернет), а «вешав» (можно понимать как «и вернется»), то и Сам Творец был с нами в галуте, и вернется с нами из нашего изгнания!

 

4.  «И обрежет Господь, Б-г твой, сердце твое» (Деварим 30:6). В каком смысле используется выражение «обрезать сердце»?

 

Разумеется выражение не буквальное. Вообще выражение «необрезанное сердце» (лев араль) упоминается не раз (Вайикра 26:41, Йирмияху 4:4, 9:25, Йехезкель 24:7). «Араль» значит что-то застопоренное, или закупоренное (также фрукты дерева первые три года запрещены, как бы закупорены). Физическое обрезание делают еврею на восьмой день, а вот над духовным «обрезанием сердца», нужно работать всю жизнь.

 

5.  «И возложит Господь, Б-г твой, все эти проклятия на твоих врагов и на твоих ненавистников» (Деварим 30:7). В чем разница между врагами и ненавистниками?

 

ГР”А (Адерет Элияху, Деварим 32:35, 33:11) считал, что враги – это физические враги, а ненавистники – духовные враги (см. также его комментарии к книге Эстер 9:1, где он приводит другое объяснение, см. также объяснения Малбима в Техилим 18:18 и 81:15).

 

6. Выражение из нашей главы «ло башамаим хи» (не на небесах она) стало идиоматичным. А что именно Талмуд учит из него по отношению к халахическому процессу?

 

Наши мудрецу учат, что процесс решений законов Торы следует большинству мудрецов, а не «пророческому духу» (см. Баба Мециа 59б, Т’мура 16а, Рамбам, Йесоде Атора 9:4).

 

7. «А ты возвратишься и будешь ... исполнять все Его заповеди». Когда исполнилось это пророчество?

 

Оно еще и не исполнилось, но уже начало исполнятся, когда вокруг столько «Баале Тшува», даже среди бывших «Советских» евреев, которые были оторваны от Торы на 70 лет.

 

Вопросы по Халахе:

 

8. Можно ли принимать лекарства в Йом Кипур?

 

Если человек болен, но нет опасности, многие разрешают проглатывать таблетки, не имеющие приятного вкуса (например, антибиотик), но без воды (или возьмет немножко воды и добавит туда что-то, что делает ее несъедобной). Конечно, если есть опасность, то разрешается делать все, что требуется для спасения жизни.

 

9. Можно ли глотать слюну?

 

Многие разрешают, но некоторые строги с этим (особенно если человек специально скапливает слюну во рту, и потом всю проглатывает).

 

10. До какого времени надо зажечь свечи перед Йом Кипуром и сколько свечей зажигать?

 

В Йом Кипур обязательно добавить какое-то время к празднику, и не зажигать перед самым заходом солнца. Большинство женщин зажигают примерно 15-18 минут до захода, но если не успели, можно зажечь немного позже. Кроме обычных свечей, еще зажинают длинную свечку, которая будет гореть и после праздника, и на нее делают броху во время хавдалы. Еще женатые мужчины зажигают по свечке, (и некоторые делают это в синагоге, но если ее оставляют дома, то некоторые разрешают ее использовать и для хавдалы). А те, у кого умерли родители, обычно зажигают еще свечку в память о них.

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. Почему иногда Ницавим и Ваелех читают как одну главу, а иногда как две?

 

Ницавим и Ваелех разделяют, когда есть две Субботы между Рош Ашаной и Суккотом, т.е. если Рош Ашана попадает на понедельник или вторник. Но если Рош Ашана попадает на Шаббат, или на четверг (и тогда Йом Кипур попадает на Шаббат), то между Рош Ашаной и Суккотом одна Суббота, и Ницавим и Ваелех читают вместе.

 

12. В одном месте в Торе первые подряд идущие буквы слов, такие же, как в слове Шофар. Где?

 

В нашей главе (29:17), которую читают перед Рош Ашаной, есть четыре слова подряд, первые буквы которых такие же, как в слове Шофар (Шореш Поре Рош Велаана). Если у евреев есть «плохой корень», то звук Шофара может привести к Тшуве.

 

13. Какая буква в нашей главе большого размера и почему?

 

Буква Ламед в слове Ваяшлихем в стихе 29:27. А причины на это мы обсуждали в прошлом году (см. ответ на четвертый вопрос).

 

Ответы

 

Предыдущая глава