Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
нашей главе
мы читаем про
последние
предупреждения,
которые
заканчиваются
словами:
"Скрытое
[принадлежит]
Всевышнему
нашему Б-гу, а
открытое -
нам и нашим
детям навеки,
чтобы
соблюдать
слова этого
союза[1]".
В чем смысл
этих слов?
Ответ:
Наша глава
является
продолжением
предыдущей[2],
и после
предупреждений
в конце Ки
Таво, которые
предсказывают
изгнание
нашего народа,
наша глава
описывает
весь длинный
период
времени,
когда Земля
Израиля
будет
пустовать.
Наше
изгнание
полностью
закончится
лишь когда
наш народ
вернется к
Всевышнему и
Его
заповедям .
Тора
также
предупреждает
здесь, что ни
отдельный
человек, ни
целая семья
не может считать
себя освобожденной
от
ответственности.
Одна из важных
идей
описанных в
нашей главе -
это ответственность
евреев друг
за друга.
Хотя не
всегда можно знать,
что
происходит у
другого, тем
не менее, если
известно, что
какой-то
еврей не
следует законам
Торы, то и
остальные
евреи должны
были сделать
то, что от них
зависит,
чтобы его
исправить[3].
Таким
образом, Тора
хочет здесь
сказать[4],
что хотя
скрытые дела
человека известны
только
Творцу, мы
все отвечаем
за его открытые
дела, если мы
можем что-то
изменить. Если
все религиозное
еврейство
будет
относиться
серьезно к
мицве упрека,
а также
следить за
собой, чтобы
всегда являться
достойным
примером,
тогда
возвращение
евреев к Торе
пройдет
легко и
начнут
исполняться
предсказания
описанные
дальше:
И
возвратит
Б-г,
Всесильный
твой,
изгнание
твое, и
смилостивится
над тобой, и
опять
соберет тебя
из всеx
народов,
среди которых
рассеял тебя
Б-г,
Всесильный
твой. Даже
если будут
изгнанники
твои на краю
неба, то и оттуда
соберет тебя
Б-г,
Всесильный
твой, и оттуда
возьмет тебя,
и приведет
тебя Б-г,
Всесильный
твой, в
страну, которой
овладели
отцы твои, и
овладеешь ею,
и облагодетельствует
он тебя, и
размножит
тебя более
отцов твоих …
и пошлет тебе
Б-г,
Всесильный
твой, успех
во всяком
деле рук твоиx, в плоде
чрева твоего,
и в плоде
скота твоего,
и в плоде
земли твоей,
ибо снова будет
Б-г с
радостью
делать тебе
добро, как
делал Он
отцам твоим.
Если будешь
исполнять волю
Б-га,
Всесильного
твоего, и
соблюдать
заповеди Его
и
установления
Его, которые
записаны в
книге учения
этого, если
обратишься к
Б-гу,
Всесильному
твоему, всем
сердцем
твоим и всей
душой твоей[5].
У нашего
стиха есть
еще немало
объяснений. Рамбам[6]
считает, что
здесь
подсказано,
что хотя
настоящие причины
на заповеди
известны
только Творцу,
от нас
требуется
правильное
соблюдения
по указаниям,
даже если мы
не понимаем в
чем их
скрытый
смысл. Да
заслужим мы
увидеть раскаяние
нашего
народа и
исполнения
этих пророчеств.
[1] Этот
стих
заслужил
множество
комментарий,
его
обсуждает
Талмуд (Санхедрин
43б), Акеда
(глава 99) и
множество
Хасидских
книг (см.
например
Маор Вашемеш,
Арвей Нахал,
Тиферет
Шломо и Сфат
Эмет к нашей
главе). О
Кабалистическом
смысле этих
слов, см. Зоар
3:123б, Тикуним 24,
Пардес Римоним
8:12 и Аризаль
(Ликутей Тора
к нашей главе).
Наша же цель
лишь понять
его простой
смысл.
[2] См. наш
очерк о истории
десяти веков.
[3] В
древние
времена,
когда "закон
страны" в Израиле
следовал
закону Торы,
то у
верховных
судов была
возможность
наказать
грешника. Тем
не менее, это
делалось
только в
случае, если
его
предупредили
прямо перед
грехом, и он
принял
предупреждение.
Разумеется,
подобное
случалось
очень редко.
В наше же время,
мы вообще не
можем никого
наказывать,
но только пытаемся
повлиять на
других людей
обучением,
уговорами, и
личным
примером, см.
ниже.
[4] См.
Рашбам (29:28) и Ор
Ахаим (29:9).
[5] Заметьте,
что
предсказано
именно
добровольное
возвращение
к заповедям.
[6] См. Р.
Бахъе 29:28.