Вопрос: В
этой
недельной
главе, Моше
снова предупреждает
еврейский
народ о
наказание за
несоблюдение
заповедей. В
частности, он
говорит
(Деварим 29:17):
«Если есть
среди вас мужчина
или женщина,
или семья,
или колено,
сердце
которого
поворачивается
от Всевышнего,
нашего Б-га,
чтобы пойти и
поклонятся
идолам …»
Почему в этом
стихе
упоминается
именно
запрет на
идолопоклонство,
и почему используется
влечение к
идолопоклонству
ассоциируется
с сердцем?
Ответ:
Последние
главы Торы
включают
множество
предостережений
на будущее[1].
В главе Ки
Таво, мы
тихим
голосом
читали "Тохеху"
- второй
упрек Торы.
Эта глава не
закончилась
успокоением,
как
закончился
первый упрек
в главе
Бехукотай.
Как
объясняет Виленский
Гаон[2],
т.к. второй упрек
подсказывает
изгнание
после
разрушения
Второго
Храма[3],
и
возвращение
из него
наступит
только после
длинного
периода
времени, Тора
специально
делает
пропуск
между главой
Тохеха[4],
и раскаянием
и
успокоением
в главе
Ницавим
(Деварим 30:1-20).
В главах
Ницавим,
Ваелех и
Аазину,
предостережения
продолжаются,
хотя не так
детально, как
в главе Ки
Таво. Часто
Тора
предостерегает
о соблюдении
заповедей в
общем, но
нередко она
упоминает
одну
конкретную
заповедь -
запрет на
идолопоклонство.
Неслучайно,
наши мудрецы
учат, что эта
заповедь -
самая
ключевая[5].
Также и в
нашей главе,
из всех
заповедей упоминается
конкретно
только
идолопоклонство.
Во-первых,
именно этот
запрет
впоследствии
постоянно
ломался
евреями в
течение
первой
тысячи лет
нашей
истории.
Из-за него был
разрушен
Первый Храм и
мы были
уведены в изгнание
в Вавилон.
Торе не нужно
было предостерегать
евреев так
часто о
соблюдении кошерности
или Субботы.
В обществе,
где Суббота[6]
- выходной
день для
всего народа,
а из животных,
разводят
только
кошерные
породы[7],
соблюдение
этих
заповедей
было очень
простым.
Кроме
этого,
идолопоклонство
- единственный
запрет, за
который
Всевышний
наказывает,
даже если
никакой
акции не было
сделано. Тот,
кто лишь
раздумывает
об
идолопоклонстве,
получает
суровое
наказание[8].
Тора
подсказывает
это, упоминая
человека
"сердце[9]
которого"
поворачивается
от
Всевышнего, чтобы
покланяться
идолам[10].
Интересно
также, что
Тора
упоминает
здесь "мужчину
или женщину".
Обычно
запреты Торы
распространяются
на мужчин и
женщин одинокого,
и в большинстве
случаев Торе
достаточно
сказать слово
"иш" - мужчина.
Тем не менее,
в такой важной
заповеди как
запрет на
идолопоклонство,
Тора
специально
упоминает и
женщину, чтобы
не возникло
сомнений, что
этот запрет относится
ко всем
евреям[11].
Пророки[12]
предсказывают,
что в конце
дней,
"сердца"
отцов к детям,
а сердца
детей к
отцам. Как
объясняет Раши,
раскаяние и
возвращение
назад
начнется с
детей, но
зачастую
приведет к
Торе и их отцов.
Те самые
сердца,
которые
повернулись в
свое время в
сторону
"Научного
Коммунизма"
и "Научного
Атеизма"
сегодня
поворачиваются
в сторону
Торы. Да
заслужим мы,
что все наши
сердца были
очищены и все
люди служили
Творцу.
[1] На
самом деле, в
случае главы
ВеЗот Абраха,
благословения
12 племен в
общем
позитивные.
См. также
нашу статью
про
последние
десять веков,
где мы
описываем общую
духовную
структуру
этих глав.
[2] Яхель
Ор к Зоару 2:115а.
[3] См.
Рамбан,
Вайикра 26:16,
Зоар Хадаш,
Ки Таво.
[4] С
другой стороны,
первое
изгнание
было на 70 лет, и
закончилось
еще при жизни
части
изгнанников.
[5] Интересно,
что Элияху на
горе Кармель
в свое время
сказал
евреям: "Если
Всевышний -
Б-г, идите за
ним, а если
Бааль - бог, то
идите за ним".
Дело в том,
что в северных
племенах
было немало
людей,
которые в основном
соблюдали
заповеди
Торы, но при
этом из
суеверия
покланялись
также Баалю,
на всякий
случай,
надеясь
гарантировать
успех (да и в
общем, в
поисках
духовности).
Элияху сказал
им тогда, что
если человек
покланяется
идолу, то его
остальные
заповеди ни к
чему не ведут
и не имеют
смысла.
[6] Заметим,
что и сегодня
соблюдать
Субботу в Израиле,
гораздо
проще, чем
Хуц Лаарец.
Тем более в
древние
времена, до
современных
технологических
приборов и до
того, как
Мудрецы Великого
Собрания
установили
вокруг
Субботы
законы мукцы
и множество
других
ограждений
раввинов,
соблюдение
Субботы было
очень
простым. И
при этом мы
находим, как
пророк
Йехезкель
критикует
народ, за
недостаточное
соблюдение
Субботы.
Возможно, как
обычно принято
у пророков,
мы имеем дело
с
преувеличениями,
когда весь
народ держит
ответственность
за
нескольких
грешников.
[7] Что
касается
правильного
убоя скота,
даже не очень
праведный
еврей должен
был как-то резать
животное, так
почему бы не
сделать это
кошерным способом?
Что касается
проверки
трейфот, она
была
установлена
раввинами,
т.к. по закону
Торы,
большинство
животных
считаются кошерными,
и проверять
нужно только
животное,
которое
упало с
высоты, или
на которое напал
хищник.
(Заметим, что
в старые
времена, когда
животные
жили в
натуральных
условиях,
паслись на
траве и
дышали
чистым
воздухом,
трейфот в
легких
встречалась
чрезвычайно
редко, и не
известно в
каком
поколении раввины
установили
обязанность
проверять
все легкие,
см. также
Талмуд Хулин
9а, Раши 12а,
Рамбам,
Законы Шхиты
11:6, Шулхан Арух,
Йоре Деа 39:1). В
любом случае,
мы находим а
период
Первого
Храма, как
праведный
Йехошафат
мог есть в доме
грешного
Ахава, что
означает, что
и у Ахава
кухня была
достаточно
кошерной
(Дивре Аямим
2:18:2).
[8] См.
Кидушин 40а.
Заметим, что
это
утверждение
Талмуда не
очень
очевидно.
Ведь и за
некоторые
другие
запретные
мысли,
человек
может быть
наказан
(например,
греховные
мысли о
запрещенных
женщинах,
мысли
ненависти к
другим и т.п.)
Тем не менее,
возможно, что
в остальных
случаях, сами
мысли
запрещены
Торой, и поэтому
за них есть
наказание. Но
когда человек
просто
раздумывает
о каком-то
запрещенном
действии
(например,
как украсть у
другого),
если мысли не
приведены в
действие, за
это нет
наказания, в
отличие от
идолопоклонства:
даже когда
человек
раздумывает,
например, как
он хотел бы
перейти в
другую религию
(см. Шайлот
ветшувот
Дивре Йосеф –
Иргаз, 60). Также
возможно, и
за греховные
мысли, может
полагаться
наказание, но
оно не так
велико, как в
случае
мыслях об
идолопоклонстве
(см.
Шайлот
ветшувот
Мааршам 2:127).
[9] Концепция
"сердца" в
письменной
Торе отнюдь
не очевидна.
Хотя можно
было бы
подумать, что
имеется в
виду
физическое
сердце, согласно
современным
исследованиям
- это маловероятно.
По учениям
Кабалы,
духовность
человека
состоит из
трех
основных
частей
(уровней)
души: Нешама,
Руах и Нефеш.
Верхний
уровень
находится
выше тела и
тесно связан
с
коллективной
душой (Хая и
Яхида). Тем не менее,
Нешама также
имеет
влияние и на
физический
мозг
человека.
Руах - это
главная
часть, и с ним
связан выбор
человека (хотя
верхние
Сфиры Руаха
часто тоже
называются
Нешамой). В
каком-то
смысле, Руах -
это и есть
сам человек
при его
жизни. От
Нефеш зависят
в основном
эмоции и
качества.
Нефеш также прямым
образом
связана с
телом. Часто
три основных
органов на
трех уровнях
тела - мозг,
сердце и
почки
используются
для подсказок
трех уровней
души. Таким,
образом, сердце
часто
подсказывает
Руах, и не
случайно
наши мудрецы
учат что
самое
главное - это
"Лев Тов" -
хорошее
сердце (Авот 2:9)!
Также по этой
причине
кающейся
бьет себя в сердце.
[10] См.
Рокеах и Ознаим
ЛеТора.
Интересно,
что Хаза"л
учат эту
концепцию из
другого
стиха в
пророке Йехезкель
14:5.
[11] См.
там же
Мознаим
ЛеТора. Автор
также предлагает
возможность,
что женщины
часто склонны
к
"потусторонним"
опытам и
могут быть подвержены
влиянию
идолопоклонства
чаще мужчин
(см. также
Рамбан 32:14).
Замечу здесь,
что и сегодня
женщины
обычно
гораздо
более духовные
существа, чем
мужчины. Это
может выражаться
и в хорошем, и
в плохом. Так,
например,
многие
женщины в не
соблюдающих
семьях,
делают тшуву
раньше своих
мужей, но также
и из
перешедших в
Христианство,
часто жена
первая
интересуется
чужой
религией...
[12] См. Малахи
3:24.