Вопрос: В
этой
недельной
главе мы
читаем о множестве
разных
законов Торы[1],
в основном
относящимися
между людьми.
В том числе
большинство
законов
платы за испорченное
имущество
описаны
вкратце в
нашей главе.
В случае
чужого
имущества,
испорченного
пожаром, мы
читаем (22:5) «Когда
выйдет из под
контроля
огонь, и
сожжет
колючки, [а
потом] и
снопы и
ростки или
[само] поле,
тот, кто
разжег огонь
должен
возместить
ущерб».
Почему Тора
описывает в
деталях
колючки, снопы,
растущее
зерно и само
поле, и
почему они
описаны
именно в этом
порядке.
Ответ:
Как обычно,
наша Тора
объясняет
законы на
конкретном
примере,
который взят
и для
уточнения
применения
данного
закона, и для
подсказок и
секретов
Торы. Также и
из этого
стиха учится
немало
законов, и он
также цитируется
и в
мистических
книгах, и
подсказывает
интересные
концепции.
Согласно
простому
смыслу, Тора
объясняет,
что тот, кто
разжигает огонь,
несет за него
полную
ответственность,
даже если
огонь
распространяется
сам[2],
против его
воли. Даже
если сначала
огонь пошел
по колючкам,
которые
никому не
нужны, он
может
достичь и
снопы и
урожай[3].
Талмуд
также учит
отсюда, что
зажегший обязан
только
платить за ущерб,
нанесенный
открытым
предметам, но
если в
сожженном
стоге были
спрятаны например
деньги, зажигавший
за это не
платит. Тем
не менее,
если его
огонь спалил
и дом
другого, то
нужно
платить за
все что было
в этом доме[4].
Талмуд[5]
также
упоминает
интересную
подсказку по
отношению к
этому стиху.
Почему
сначала огонь
"сжигает
колючки" а
потом уж
зерно? Любое
наказание на
этот мир
приходит
из-за злодеев,[6]
но
начинается с
праведников[7].
Согласно
ГР"А, и первая
Мишна Бава
Камы подсказывает
подобную
концепцию.
Там говорится
о четырех[8]
видах ущерба,
за которые
нужно
платить "лучшей
землей".
Виленский
Гаон
объясняет, что
злодеи, которые
портят в этом
мире, приносят
этим страдания
праведникам,
и должны
потом
платить
"лучшей
землей" -
своей частью
в Будущем
Мире. Одна из
причин на
такое
Управление Творца
состоит в
том, что если
бы Всевышний еще
здесь наказывал
злодеев за их
проступки,
это могло бы забрать
свободу
выбора. Кроме
того, на самом
деле
праведники
имеют
духовное
отношение к
своему
поколению, и
если им не
удается исправить
злодеев, это
частично
отражается и
на их
собственной
духовности.
Принимая
страдания, то
немногое
плохое
устраняется,
и они
подготавливаются
наилучшим
образом к
жизни после
смерти[9].
Злодеев же Всевышний
наказывает не
сразу, а ждет
пока "их чаша
переполнится",
и обычно их
наказание – в Будущем
Мире.
Интересна
еще одна из
подсказок
этого стиха.
Рамхаль
пишет, что,
как известно
секреты Торы
сравниваются
с "огнем".
Также как опасно
приближаться
к огню
слишком
близко, также
и опасно
чрезмерное
приближение
к секретам
Торы! Пламя,
которое
зажгло
колючки, обычно
сразу сильно
увеличивается.
Также и недостойные,
которые
изучают
секреты Торы,
ставят себя в
большую
опасность.
Под снопами,
растущими
колосьями и
самим полем,
подсказаны
Талмуд[10],
Мишна[11]
и Письменная
Тора[12].
Этим частям
Торы можно
обучать всех,
но неправильное
обучение
глубоких
секретов
сожжет все
остальное[13].
Рамхаль
продолжает,
что тот
раввин,
который
открывает
секреты Торы
недостойным,
должен будет
заплатить за
пожар,
который он устроил.
Но изучение
секретов
Торы
знающими евреями,
которые
боятся Творца,
приблизит
наше
избавление
из изгнания[14].
[1] Наш
народ как бы принимал
Иудаизм, и поэтому
нам были
предоставлен
набор
различных законов,
как обычно
делают перед
гейрим.
[2] См.
также Шла
Акодеш к этой
недельной
главе, что и
за споры и
раздоры,
начатые
одним человеком,
и потом
распространяющиеся
сами,
приходится
нести
ответственность.
[3] См.
Актав
Веакабала.
[4] Дело
в том, что
обычно
человеку не
приходит в
голову, что у
соседа в поле
спрятаны
дорогие
предметы,
иначе он был
бы более
осторожен, но
в доме люди
хранят
ценные вещи,
и поэтому
зажигавший
должен за все
уплатить.
[5] Бава
Кама 60а, см.
также Тикуне
Зоар, начало
62-ого Тикуна.
[7] Интересно,
что Р. Йоэль
Тейтельбаум
начинает
свою книгу
"Вайоэль
Моше" с этой
агады.
[8] См.
там насчет
того, что эти
четыре "авот
незикин"
соответствуют
отражению с
нечистой
стороны
четырех
корней
управления
(правое,
левое,
середина и
Малхут, см.
также Аризаль,
Шаар Маамре
Хазаль, Бава
Кама).
[9] См.
например
Кидушин 40б.
[10] Также
как из злаков
нужно
удалять
шелуху, также
и "пильпуль"
(детальные
разбирательства)
Талмуда.
[11] Мишна
подобна
стоящим
злакам, и на
ней
базируется
Талмуд.
[12] На
поле растут
все растения,
как
Письменная
Тора
подсказывает
всю устную.
См. также Хесед
Леавраам 4:9.
[13] Заметим,
что и ранние
Христиане
вышедшие из
группы
Ессеев, были
необразованными
"кабалистами".
В результате
не понимая
основы
Кабалы, они
пришли к
заключениям,
противоречащим
даже
единству
Всевышнего.
См. также Рав
Пеулим, Сод
Йешарим 1:1, где автор
отвечает спросившим
его, которые
не знали, как
ответить
еретику, обвинившему
евреев в
вере, что у
Всевышнего
есть "жена" (Шехина).
Сам автор удивляется
там, почему
они не знали, что
сказать, ведь
подобная вера
– чистой воды
ересь.
[14] См. ГР”А,
Эвен Шлема 11:3-4.