Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина и Шмуэль бен Рива Рохель.

 

Ответы к главам Матот-Массей.

 

1. Почему в нашей главе Моше обратился с законами обетов именно к главам колен, и почему эти законы описаны здесь?

 

Согласно Рашбаму, после того как упомянуты были разные обеты Храму в конце предыдущей главы, теперь упоминаются случаи, когда обет можно аннулировать. Причина, почему эти законы были сообщены именно главам колен возможно в том, что возможность аннулировать клятвы (кроме жены или дочери), в Торе открыто не упомянута, чтобы люди не спешили клясться, и только мудрецы знали о такой возможности, и о том, когда ее можно применять. (Кстати вовремя Гаоним вообще не аннулировали никаких клятв и даже перестали изучать эти законы, чтобы люди не привыкали клясться).

 

2. Какая разница между седьмым и одиннадцатым стихом тридцатой главы? Разве это не повторение одного и того же случая (клятва замужней женщины, которую может аннулировать муж)?

 

Согласно Хазал первый из стихов говорит о случае обрученной девушки, а второй о женатой женщине. Также возможно первый стих говорит о клятвах до замужества, а второй о клятвах после замужества. Также возможно в одинадцатом стихе и дальше речь идет о вдове, которая успела поклястся когда была замужем.

 

3. Как законы аннулирования клятв и обетов относятся сегодня?

 

Сегодня тоже муж может аннулировать определенные клятвы или обеты жены (или дочери, но только до двенадцати с половиной лет), в тот же день когда он их услышал впервые. Это нужно сделать до захода солнца. Но не все клятвы можно аннулировать. Если он хочет аннулировать клятву жены, он может спросить конкретные детали у раввина. Разумеется, женщина, как и мужчина, также может использовать стандартную процедуру аннулирования клятв, если она жалеет, что сделала эту клятву. Для этого она должна предстать перед судом из трех евреев, которые разбираются в этих законах, и смогут определить, можно ли аннулировать данную клятву.

 

4. Что имеется в виду под словами (Бемидбар 31:23) «вода Ниды» (Мей Нида), в описании того, что нужно сделать с посудой, которую захватили в войне с Мидянитянами?

 

Согласно Хазал, здесь подсказана мицва окунать в микве металлическую посуду, которую получили от нееврея. Согласно этому, слова «Мей Нида» означают воду миквы, где окунается Нида. Но Рамбам похоже считал, что смысл стиха лишь в прысканьи воды с пеплом красной коровы, для ритуального очищения, а что закон окунания нееврейской посуды - раввинский. Согласно этому «Мей Нида» лишь значит воду прысканья.

 

5. Что за гора на северной границе Израиля (Бемидбар 34:7) называется Хор Хахар (гора «Хор»)? Ведь Аарон тоже был похоронен на «Хор Хахар» (Бемидбар 20:27, 33:38), но ведь это было на юго-востоке от Израиля.

 

Это не та же гора. Нередко разные географические места назывались одинаково (как случается нередко и сегодня).

 

6. Почему сначала говорится, что к городам Левиим приложены территории в тысячу Амот вокруг (Бемидбар 35:4), но в следующем стихе говорится, что эти территории в две тысячи Амот?

 

Хотя существует диспут насчет точных очертаний пограничных с городом участков, которые отдавали Левитам, но, во всяком случае, один из участков на подходе к городу был пустой, а на втором можно было сажать деревья.

 

7. Похоже, что Тора разрешает в каких-то ситуациях родственнику обитого отомстить убийце. А разве это не варварство, если убийцу может убить не только суд после следствия, но и родственник убитого?

 

Тора не изобрела институт «гоэль хадам» (родственника, который мстит за пролитую кровь), но такая идея существовала в древних обществах повсюду. Тора же наоборот пытается спасти случайного убийцу от мести. Поэтому и были выделены города-убежища. Если же убийца сам вышел из этого города, то в этом его вина и тогда его мог убить «гоэль хадам». Заметим, что полностью невиновный в смерти другого, (например, кто-то прыгнул ему под машину), не скрывался в городах-убежищах.

 

8. Какой еще интересный урок мы учим из заповеди (Бемидбар 35:31-32) не брать выкуп у убийцы, чтобы освободить его от наказания?

 

Именно отсюда многие учат, что только за убийство Тора не разрешает брать выкуп, но значит, в случае телесных повреждений можно заплатить деньгами, и поэтому халаха принимает глаз за глаз и зуб за зуб не буквально. (Хотя в случаях, когда требуется, суд мог наказать преступника как хотел и в том числе применить любые телесные наказания, обычно этого не делалось и даже тот, кто специально выкалывал другому глаз, платил лишь деньгами).

 

9. Почему случайный убийца должен находиться в городе, куда он убежал, до смерти первосвященника?

 

Одно из объяснений: когда умирает Коэн Гадоль, траур так велик, что все прощают былые обиды и «гоэль хадам» уже не тронет случайного убийцу брата.

 

10. Когда был отменен запрет женщине (Бемидбар 36:8) выходить замуж за мужчин из другого колена?

 

По некоторым мнениям, запрет этот мог относиться всегда, но мудрецы нашли подсказку в Торе, что этот запрет действовал только в этом поколении (см. Бава Батра 120а, Таанит 30б, мы это подробно обсуждаем на нашем аудио уроке к этой главе).

 

Вопросы по Девяти Дням.

 

11. Можно ли доесть оставшуюся после Шаббата мясную еду, в частности детям? Можно ли есть мясо во время Мелаве Малка или трапезы Рош Ходеша?

 

Ашкеназкие мудрецы строги с этим, но Сефардские евреи разрешают в Рош Ходеш есть мясо, а также и в «Мелаве Малку». Некоторые Ашкеназим, если всегда едят мясо в «Мелаве Малку» разрешают и в Девять Дней. Что касается детей, мясо, которое осталось после Шабата, некоторые разрешают им дать доесть (чтобы не пропало), и уж во всяком случае, в «Мелаве Малку» можно быть мягким.

 

12. Можно ли играть в шахматы или в карты?

 

Играть в шахматы и другие игры по букве закона в эти дни не запрещено.

 

13. Могут ли беременные или кормящие грудью женщины или дети есть мясо?

 

Многие мудрецы разрешают дать мясо детям, если им это нужно. Во всяком случае, можно разрешить маленьким детям, лет до 5-6, если им это обязательно и невозможно есть только рыбу и яйца. Также для кормящих женщин, если иначе может пропасть молоко, можно быть мягким. Вообще сегодня в развитых странах есть столько разной не мясной пищи, что многие из разрешений для кормящих женщин, детей, или людей с аллергией на молоко, могут не относиться, если есть другой выбор. В любом случае если требуется мясо, но не обязательно мясо животного, а достаточно мясо курицы, то тогда пусть едят мясо птицы.

 

14. Можно ли купить машину, мебель или кондиционер в эти 9 дней? Можно ли положить ковер, покрасить стены или покрыть их обоями?

 

Покупать мебель, класть ковер, красить стены или вешать обои не стоит. Но можно купить машину, если это требуется, например, для работы, или кондиционер, если старый сломался.

 

Вопросы по Девятому Ава.

 

15. Должны ли поститься беременные женщины или роженицы?

 

Когда есть опасность что может быть выкидыш, то нельзя поститься. Но здоровые женщины, которые находятся весь день в прохладном помещении, обычно постятся. Роженицам не требуется поститься 30 дней после родов. Вообще, т.к. Девятое Ава сдвинуто в этом году на Десятое, есть определенные смягчения для беременных и кормящих грудью матерей, мы обсуждаем это на аудио уроке.

 

16. Если человеку разрешено есть Девятого Ава, нужно ли есть понемногу, как в Йом Кипур (по двадцать-тридцать грамм каждые 9 минут) или можно есть обычным образом?

 

Нет. Но есть нужно простую пищу, нужную для здоровья, а не скажем конфеты.

 

17. Те, кто едят в воскресенья Девятого Ава, нужно ли сделать Авдалу перед этим? Относится ли к ним мицва поесть трапезу «Мелаве Малка»?

 

Есть диспут на этот счет. На практике принято, что мужчина делает хавдалу, но у женщин разные обычаи, и некоторые не делают. Также дети по многим мнениям не делают. «Мелаве Малка» по большинству мнений не относится.

 

18. Девятого Ава нельзя заниматься Торой (кроме грустных частей). А можно ли читать техилим Девятого Ава? Можно ли читать книги рассказов про праведников?

 

Техилим некоторые разрешают, но лучше после полудня. Истории про праведников тоже после полудня можно разрешить (Нитей Гавриэль 75:25).

 

 

Предыдущая глава