Вопрос:
В этой главе
мы читаем про
то, как Всевышний
обещал
сделать
вечный союз с
Авраамом и
его
потомками, и
даровать нам
Землю Израиля.
Авраам
"поверил
Всевышнему",
и это засчиталось
ему как
праведность
(Берешит 15:6). Как
объяснить
эту
необычную
фразу?
Ответ:
Этот
странный
стих – один из
прекрасных
примеров, как
наша
письменная
Тора, где отсутствуют
гласные,
знаки
препинания и
заглавные
буквы, дает
возможность
интерпретировать
стихи
по-разному.
Дело в том,
что само
чтение Торы –
это тоже
часть
устного закона!
Всевышний
специально
оставил стихи
в такой
форме,
которая дает
возможность
понять их по
разному.
Мы
знаем, что в
Талмуде –
главном
продукте устной
Торы,
существуют
множество
споров. Тем
не менее,
наши мудрецы
учат[1],
что, несмотря
на различные
мнения, часто
и те и другие[2]
являются
"словами[3]
Живого Б-га".
Имеется в
виду, что
существует
духовный
корень[4]
для многих
мнений, и на
этих
условиях
Творец дал
нам Тору.
Сама
огласовка
Торы тоже включает
много
вариантов, и
разные
мнения и интерпретации
могут
возникнуть
от этого[5].
То же
относится к
знакам
препинания[6].
В нашем
стихе тоже
специально
оставлена возможность
трактовать
последние
слова по-разному.
Можно
сказать, что
слова "и
засчитал Он[7]
ему, как
цедаку
[праведность]"
относятся к Всевышнему[8].
Творец
засчитал
Аврааму его
веру –
праведностью
и заслугой.
Но можно
сказать[9],
что слова эти
относятся к
самому
Аврааму. "И
засчитал он[10]
[Авраам], что
[Всевышний]
сохранит
Свой союз с
нами [не за
наши
заслуги], а
как цедака –
вознаграждение,
независящее
от заслуг". Мы
знаем, что
Всевышний
взыскивает
даже с
праведников
за их акции
очень строго,
и Авраам мог
бы бояться,
что если мы
расторгнем
союз с
Творцом, Он
нас тоже
бросит. Но
Авраам
засчитал
союз с
Творцом –
цедакой со
стороны
Творца, и
этот союз не
может быть
расторгнут[11],
что бы не
случилось!
[1] Эйрувин
13б.
[2] Это
не значит,
что мудрецы
Талмуда
никогда не
ошибались
(см. Драшот
Аран, 3; весь
трактат Хориёт
занимается
случаем
ошибок
Санхедрина).
Но даже в
случаях их
ошибки, мы
обязаны им
следовать,
пока не будет
организован
новый Санхедрин,
включающий
главных
мудрецов
нашего
народа, и
только они
смогут
изменить какие-то
халахические
решения,
которые были
приняты
мудрецами
Талмуда (см.
Рамбам, Законы
Мамрим, 2:1-2,
также много
фундаментальных
идей на эти
темы можно
найти в
Кунтрас
Дивре Софрим
Рава
Элханана
Васермана, в
книге Йесод
Амишна
Веарихата
Рава
Маргулиса, и
в книге Дорот
Аришоним,
четвертый
том, стр. 252-265).
Словами
Сефер
Хахинух
(мицва 496):
"Лучше
принять
ошибку, чем,
если каждый
будет делать,
как ему
кажется, [и
Тора
превратится
во множество
Тор]".
Представьте
себе ситуацию,
когда один
человек едет
на работу, а
другой
соблюдает в
этот день
"Йом Кипур" по
своему
календарю
(см. Талмуд,
Рош Ашана 25а).
Кстати,
именно это
произошло с
Караим,
которые
соблюдали
заповеди
каждый, как ему
казалось, а
вначале их
движения у
них был
вообще
полный хаос в
их "халахе"!
[3] Это
относится
даже к
версиям
текста Торы,
см. Зоар 3:203б.
[4] И
сам
Всевышний
сообщил Моше
разные
возможные
интерпретации
Торы, см.
Йерушалми,
Санхедрин 21б.
[5] См.
например
Талмуд
Кидушин 18б,
Авода Зара 29б.
[6] См.
Талмуд, Йома,
52а.
[7] Он – с
большой
буквы.
[8] См.
Раши 15:6.
[9] См.
Рамбан и
Хизкуни 15:6, ГР”А
Мишле 25:15.
[10] С
маленькой
буквы.
[11] См.
Йирмияху 31:30,
Йешияху 50:1.