Леилуй Нишмат Фейга бат Яков.

 

Вопрос: В этой главе мы читаем о наказании Кораха и его компании. Почему Моше не помолился за Кораха, как он обычно делал по отношению к грешникам?

 

Ответ: Без сомнения, даже самые добрые из людей, которые как правило ищут оправдание другим, иногда молятся не о прощении грешников, а об их наказании. Дело в том, что решение, в каких случаях действовать по принципам доброты (Хесед), а в каких по принципам строгости (Гевура) является далеко не простым. В общем, существуют люди, корень души которых связан с Хесед, но и они иногда должны использовать другие виды управления, когда это требуется[1].

 

Всегда действовать по принципам лишь доброты, может привести к катастрофическим результатам, например, когда злодеи знают, что могут безнаказанно творить зло. Кроме этого, капля дегтя может испортить целую бочку с медом[2], и если не убрать злодеев вовремя из общества, то весь народ может испортиться[3].

 

Получается, что хотя Иудаизм учит в общем о доброте ко всем[4], бывают случаи когда доброта неуместна[5]. Решение Моше строго наказать Кораха[6] и его компанию было на самом деле судом по отношению к Кораху, но добротой по отношению ко всему народу. Т.к. аргументы Кораха были очень убедительны, то существовала опасность, что весь народ послушает его[7]. Творец был готов строго наказать нашу нацию, и лишь молитва Моше, что виноват только Корах, спасла нас[8].

 

Интересное дополнительное объяснение дает Рабейну Бахье (16:29). Он пишет, что Корах и его компания были гилгулами поколений Вавилонской башни и жителей Сдома[9]. После стольких тщетных попыток исправить эти души, Моше решил наказать их как следует.

 

В Талмуде и Зоаре приводится мнение, что и Корах с компанией будут в конце исправлены. Да заслужим мы увидеть полное исправление всех.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Даже Авраам, который был связан с Хесед, не молился о безусловном прощении жителей Сдома, но только если среди них есть достаточно праведников, которые возможно смогут повлиять на остальных жителей.

[2] См. подобное в Кохелет10:1.

[3] Аврааму пришлось в конце концов послушаться Сару и отослать Йишмаэля, чтобы тот не повлиял плохо на Йицхака. Хотя сначала Авраам сомневался, стоит ли это делать, но в результате Творец Сам сообщил ему, что Сара права и придется так поступить. Р. Хаим Волдер опубликовал в одной из своих книг письмо человека, один из сыновей которого перестал быть религиозным, и начал влиять на остальную семью. Хотя он уже был совершеннолетним, отец не хотел его "выгонять" надеясь, что он исправиться, но постепенно, следующий из братьев бросил соблюдение заповедей. В конце концов, отцу пришлось сказать им, чтобы они переехали куда-нибудь, пока они не успели испортить остальных детей.

[4] Не как утверждали Христиане, что согласно еврейскому мировоззрению нужно любить только друзей, а ненавидеть врагов. Наоборот, Тора запрещает ненавидеть других, и также заповедует, что если увидел животное врага своего, которое упало под ношей, ему нужно помочь поднять. Это один из многих законов, где Тора пытается возобновить мир и слово "рееха" в заповеди "люби ближнего" просто значит другого еврея. (А что касается любви и к неевреям, см. Р. Хаим Витал, Шааре Кедуша 1:5)

[5] См. также Вопросы и Ответы "Мишне Халахот" 9:216, насчет обсуждения благословения «Улмалшиним».

[6] Моше также специально выбрал испытание «кеторет», зная, что это приведет к гибели компании Кораха (см. Рамбан, Бемидбар 16:5).

[7] См. наши предыдущие комментарии к главе Корах.

[8] "Один человек согрешил, а Ты гневаешься на весь народ" (Бемидбар 16:21), см. также Рамбан там же.

[9] Согласно его словам, это подсказано словами "аншей шем" (Бемидбар 16:2), см Берешит 11:4. Также жители Сдома были ослеплены, когда пытались изнасиловать гостей Лота, а теперь Датан и Авирам говорили, что они не слепые.