Глава Ки
Тиса.
Лерефуа Шлема шель
Раиса Бат
Соня.
1. Во время
Талмуда
слово
«Шекель»
значило половину
Библейского
Шекеля, а сам
Библейский
Шекель в
Талмуде
называется
«Села». Почему?
На что именно
использовались
«махацит ашекель»
(половинки
шекеля) которые
собирали
каждый год? А
почему в
книге Нехемии
(10:33) упомянуто,
что евреи
давали по
трети шекеля,
а не по пол-шекеля?
Рамбан пишет,
что т.к. все
время давали
по полшекеля,
то
постепенно
привыкли
называть эту
монету
шекель, а
чтобы
отличить
Библейский
Шекель, его
называли по-арамейски
«Села». В
первый год в
пустыне,
собирали по
полшекеля
для баз (адоним),
а также еще
по полшекеля
для нужд
жертвоприношений.
Позже каждый
год
продолжали
собирать для
жертвоприношений.
Когда наш народ
вернулся из
изгнания, в
книге Нехемии
(10:33) упомянуто,
что они
давали по
трети шекеля
в год.
Возможно, это
было
дополнение к
полшекеля, на
разные
дополнительные
нужды Храма (см. Ибн Эрза
к Нехемии).
Этот закон
действует и
сегодня: даже
тот, кто не
может давать
десятую
часть дохода,
должен дать
хоть треть
шекеля в год
на цедаку
(см. Арух Ашулхан,
что это
примерно по
маленькой
монетке «пруте»
каждый
будний день).
Другие
объясняют, что
во время Нехемии
вес в треть
нового
шекеля был
равен половине
Библейского
шекеля (см.
Рамбан, Шемот 30:12, Ташбац 1:172, Малбим к Нехемии).
2. Святое
масло
делалось из
олив, и
включало четыре
ингредиента,
которые
давали ему особый
запах. Эти
благовония
добавлялись
в строго
оговоренных
процентах. А
какие две заповеди
Тора
сообщает по
отношению к этому
маслу?
Запрет
делать такое-же
масло для
собственных
целей, и
запрет использования
этого масла
для обычных
людей.
3. Последние
три
ингредиента
были
растительными,
а как насчет
первого,
которого
Тора называет
«Мар Дрор»?
Согласно Рамбаму –
это был мускат
(из
мускатного
оленя), но
некоторые комментаторы
считают, что
и этот
ингредиент был
растительным
(возможно,
мирра).
4. При
описании
пропорций,
Тора говорит
взять 500
шекелей «Мар
Дрор», а «Кинамон»
(корицы)
взять «Махацито,
250» (дословно
«его половину,
250). Что имеется
в виду?
Вавилонский
Талмуд (Критот
5а) считает,
что «его
половина»,
имеется в
виду, что
половина
корицы была 250
шекелей, и
что соответственно
корицу
набирали
дважды, по 250 шекелей
каждый раз,
всего весом в
500 шекелей. А
Иерусалимский
Талмуд (Шекалим
6:1) объясняет,
что как
простой смысл
стиха, и так выглядит
из расставленных
Таамим: «Мар Дрор
- 500 шекелей, а Кинамон -
половину
этого, т.е. 250».
5. В чем
разница
между
словами «Рахум»
и «Ханун» в
13 принципах
милосердия?
И то и другое
слово
означает
милосердие.
Согласно ГР”А, “Рахум”
означает
милосердие
из жалости к
несчастным, а
“Ханун” –
милость из-за
близости и
любви
(например, у отца
к сыну).
6. Какого
числа Моше
спустился в
последний
раз с горы Синай?
По
большинству
мнений, Моше
спустился в Йом Кипур
(но есть
мнение, что
он спустился
11 Тишре).
7. Что
означает (Шемот
33:7) «Охель Моэд»
(шатер
откровения)
вне лагеря,
еще до построения
Храма?
Есть мнение,
что это был
просто шатер Моше с таким
названием
(см. Рамбан),
но другие
объясняют,
что этот стих
написан не в
хронологическом
порядке, и
идет о речь
идет будущем
«шатре
откровения»
(см. Ибн Эзра).
8. Нужно ли
сгибать
колени, когда
кланяешься в Шмоне
Эсре?
Сефардские евреи
в основном
кланяются
только телом,
не сгибаясь в
коленях, но Ашкеназские
евреи
сгибают
колени (кстати
Зоар 3:271б,
поддерживает
Ашкеназский
обычай).
9. Когда
отходишь
назад в конце
Шмоне
Эсре,
нужно ли
говорить «Осе
Шалом» в это
время пока
отходишь, или
когда уже
отошел на три
шага и
остановился?
Желательно
сначала
отойти, а
потом говорить
«Осе Шалом» (см.
также Минхаг
Йисраэль
Тора, 123)
10. После того
как уже
отошел, когда
можно вернуться
назад?
Если
молятся с
общиной, то
следует
стоять на
месте, пока Хазан
хотя бы не
начнет
повторять Шмоне Эсре.
(Если очень
требуется
отойти или
сесть до
этого, тогда лучше
не
возвращаться
назад на
место
молитвы, а
просто
отойти и
потом
вернуться, см. Халаха
Берура.)
Если человек
молится один,
то следует
подождать 2-3
секунды, и
можно
возвращаться.