Леилуй Нишмат Фейга бат Яков.

 

Вопрос: В этой главе мы читаем про один из самых серьезных[1] грехов еврейского народа: построение золотого тельца. Среди поклонявшихся ему были евреи из всех племен, кроме Левиим. С тех пор первенцы потеряли свой особый статус, а Леви был выбран особым коленом священнослужителей. Тем не менее, о выкуплении первенцев, Тора говорит задолго до эпизода с золотым тельцом[2]. Как объяснить это противоречие?

 

Ответ: В нашей главе мы читаем один из самых грустных эпизодов в Торе: построение золотого тельца[3]. Хотя "поклонявшихся" идолу было сравнительно немного[4], весь народ считался виноватым, т.к. они не остановили грешников, а некоторые наоборот "радовались в сердце[5]". Когда Моше вернулся, и потребовал строжайшего наказания грешников, большинство колен не присоединилось к нему[6].

 

Только племя Леви оказалось пригодным для вынесения наказания. То самое качество гнева Леви, которое когда-то проклял Яков (см. Берешит 49:7) теперь оказалось очень подходящим, когда было использовано в правильных целях. После исполнения казни племя Леви было выбранном религиозным лидером нашего народа.

 

Согласно Талмуду[7], до этого эпизода, Всевышнему служили первенцы. После этого вся служба в Мишкане (и позже в Храме[8]) осуществлялась только руками Коэнов[9]. Тем не менее, задолго до греха золотого тельца, сразу после выхода из Египта Тора сообщает о заповеди "выкупать" первенцев (Шемот 13:13). Согласно некоторым объяснениям[10], этот стих был записан в своей финальной форме уже после греха[11].

 

Не исключено также, что Всевышний заранее зная[12], что среди первенцев будут идолопоклонники, и что будет выбрано племя Леви, дал повеление "выкуплять" первенцев, не вдаваясь в детали, которые станут народу понятными позже, после эпизода с золотым тельцом[13].

 

Еще одно объяснение[14] состоит в том, что сначала выкупление означало просто отделение определенной суммы денег[15]. Эти деньги как бы снимали с первенца его особую святость, и он мог теперь заниматься праздными делами, а не только служить в Храме[16].

 

Да заслужим мы, чтобы весь наш народ слушался Творца и был примером для других народов, и Всевышнему не пришлось больше наказывать нас, но чтобы Он всегда радовался нашим делам.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] См. Санхедрин 102а. Всего Тора говорит что наш народ "гневил Всевышнего десять раз" (см. Бемидбар 14:22), хотя есть диспут какие именно грехи нашей нации включены в этот подсчет. Кульминацией наших грехов было нежелание идти в землю Израиля. Разумеется, после этого эпизода были дополнительные грехи, например бунт Кораха и грех Баал Пеора, и получается, что всего нарушений было более десяти. Тем не менее, учитывая что даже грехи отдельных людей (например оставивших собранный ман на следующий день, или вышедших собирать ман в Субботу) засчитывались как грехи всего народа, нарушений за 40 лет было не так и много. В любом случае, два основных греха, эффект которых сохранился навсегда - это грехи тельца и отказ завоевания Земли Израиля. Их даты - 17 Тамуза и 9 Ава стали самыми грустными временами нашего календаря.  

[2] См. Шемот 13:13. Раз Тора заповедует "выкупать" первенцев, то можно заключить, что сами они служить в Храме не будут, иначе никой выкуп не требовался бы, а наоборот Тора бы сообщила, что нужно "освящать первенцев". Так, например, в этом же стихе Тора говорит, что нужно выкупить первенца осла с помощью барашка.

[3] См. наши предыдущие комментарии.

[4] Пол процента мужского еврейского населения, а также большая часть "эрев рав" (см. также наши слова к главе Хукат). Среди женщин не было идолопоклонниц (на этом основано интересное объяснение Р. Хаима Виталя и ГР"А к стиху Кохелета 7:28 "Одного мужчину из тысячи я нашел, но женщину среди них я не нашел").

[5] См. Йома 66б. Чему именно они радовались? Наверно они понимали, что Моше еще вернется, но пока его нет и народ в смятении, их нужно чем-то занять. Пусть лучше "пляшут" вокруг тельца, чем требуют возвращения назад в Египет ...

[6] Наверно они считали, что можно обойтись без крайних мер. Кроме того у многих среди идолопоклонников были родственники. Моше же знал, что Всевышний сильно разгневался на Свой народ, и если не уничтожить идолопоклонство в корне, оно еще вернется. Левиим, которые к нему присоединились готовы были убить всех виновных, даже собственных братьев по матери (см. Деварим 33:9 и Раши там).

[7] Зевахим 112б, см. тем не менее дискуссию на даф 115б.

[8] Тем не менее, до времен Храма, любые евреи могли приносить жертвы (см Шмуэль 1:7:9, Талмуд, Звахим 112б).

[9] Хотя все племя Леви было выбрано для службы, сами жертвы могли приносить только потомки Аарона. Левиим же выполняли другие функции в Храме. Интересно, что среди некоторых других привилегий Коэнов, Левиим занимают позицию между Коэнами и обычным евреем. Например, первенца Леви не нужно выкупать у Коэна, но обычные евреи дают деньги выкупа своих первенцев только Коэнам, а не Левиим.

[10] См. Вопросы и Ответы "Тув Аин", 18, см. также Рашбам и Хизкуни 13:13. Возможно при выходе из Египта, евреям лишь было сказано "освящать" первенцев, но после греха повеление превратилось в "выкупление" первенцев. Интересно, что в стихе Шемот 13:13 не упомянуто у кого именно нужно выкупать первенца, и лишь позже в Бемидбар 18:16 даны детали этой заповеди.

[11] Также мы находим, что из-за поединка Якова с ангелом, еврейский народ не ест "гид анаше" (определенные жилы ног животных). Хотя сама заповедь была дана на горе Синай, она записана по отношению к этому эпизоду (см. Хулин 100б, там также приводится и другое объяснение этих стихов, см. также наши комментарии к главе Бемидбар).

[12] См. Р. Элияху Мизрахи 32:29.

[13] См. Тора обычно не хочет заранее предсказывать грустные события определенным образом, и также о наказаниях всегда говорит только "при условии, если мы не будем слушаться". В результате наказания обоих глав упрека: Бехукотай и Ки Таво произошли с нашим народом во время двух разрушений Храмов (см. наши комментарии к главе Бехукотай). Хотя Творец знал, что так будет, Он не передал эту информацию безоговорочным образом (см. также наши слова к главе Ваехи, насчет вопроса о свободе выбора, несмотря на знание Творца).

[14] См. Мешех Хохма и Аэмек Давар 13:13.

[15] Позже она упомянута, как пять шекелей. До избрания Левиим, сами деньги никому бы не передавались, также как например первенец осла Коэна требует выкупа с помощью барашка, чтобы снять с него святость, но барашка Коэн может оставить самому себе (см. Шулхан Арух, Йоре Деа 320:1).

[16] Не исключено также, что выкупление было добровольным: те первенцы, которые не хотели служить в Храме могли выкупить себя.