Вопрос: В
этой
недельной
главе мы
читаем про
"Тринадцать
Принципов
Милосердия
Всевышнего":
«Б-г
Милосердный
и Милующий,
[Он] Долго
Терпит, и [Чьи]
Доброта и
Правда
велики, Помнящий
добрые дела
отцов на
Тысячи
поколений,
Прощающий
грех, и
Непокорность
и Заблуждение,
и Очищающий».
Эти принципы,
которые были
открыты Моше
в Йом Кипур,
повторяются
нашей нацией
в течение
тысяч лет в
молитвах где
мы просим
Творца быть
милосердным
к нам и не
наказывать
нас согласно
строгим правилам
суда. В чем
смысл этих
принципов и
почему их
именно
тринадцать?
Ответ.
Как мы уже не
раз писали,
невозможно даже
частично
ответить на
вопросы о
ключевых
стихах нашей
Торы. Слова
Шма,
благословения
коэнов,
десяти
заповедей и
тринадцати
принципов
милосердия
заслужили
тысячи комментарий,
и даже их
поверхностный
обзор занял
бы несколько
томов книг.
Мы лишь
ограничимся
общими
словами и
некоторыми
подсказками.
Во-первых,
традиция о
том, что в
этих стихах (Шемот
34:6-7) подсказано
тринадцать[1]
принципов
милосердия -
это традиция
устного
закона[2].
Сама
письменная
Тора нигде не
упоминает число
тринадцать[3].
На самом деле
существует
диспут о том,
какие именно
слова этих
стихов -
отдельные
принципы
милосердия[4].
Мы будем
здесь
следовать
мнению
каббалистов[5]:
Аризаля[6]
и Виленского
Гаона[7].
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
אֵ-ל |
רַחוּם |
וְחַנּוּן |
אֶרֶךְ |
אַפַּיִם |
וְרַב
חֶסֶד |
וֶאֱמֶת |
נֹצֵר
חֶסֶד |
לָאֲלָפִים |
נֹשֵׂא
עָוֹן |
וָפֶשַׁע |
וְחַטָּאָה |
וְנַקֵּה |
Б-г |
Милосердный |
и
Милующий |
[Он] Долго |
Терпит |
и Велик
Добротой |
и
Правдой |
Помнящий
доброту
отцов |
на
Тысячи
поколений |
Прощающий
грех |
и
Непокорность |
и
Заблуждение |
и
Очищающий |
Б-г
Милосердный
и Милующий[8],
[Он] Долго[9]
Терпит[10],
и [Чьи]
Доброта и
Правда
велики,
Помнящий добрые
дела отцов на
Тысячи
поколений,
Прощающий
грех, и
Непокорность
и
Заблуждение[11],
и Очищающий.
Число
тринадцать
конечно
часто
появляется в
нашей вере.
Обычно оно
связано с
союзом (Брит).
Так,
например,
Брит Мила -
союз обрезания
связывает
ребенка на
всю жизнь с
Народом
Всевышнего.
Слово "брит"
упоминается
13 раз в
отрывке Торы,
говорящем об
обрезании[12].
Также есть тринадцать
принципов[13]
объяснения
письменной
Торы[14].
Также и
тринадцать
принципов
милосердия –
наш союз с
Творцом:
когда мы с чистым
сердец в
раскаянии
произносим
эти тринадцать
принципов, он
обращает внимание
на Свой союз
с нами и милосерден
к нам!
[1] См.
также Мидраш
Техилим, 93.
[2] См.
Талмуд, Рош
Ашана 17б.
[3] Также
как и Десять
Заповедей,
Десять изречений
при создании
мира, 613
заповедей и
т.д. Все эти
числа -
традиции
Раввинов, и
существует диспут
как именно
разделить
Синайское Откровение
на десять
отдельных
заповедей, или
слова начала
Торы на десять
изречений.
[4] Стихи
начинаются
двумя
главными
именами Творца
(Ашем Ашем). По
некоторым
мнениям это
два
различных
принципа
милосердия: хотя
Всевышний
знает, что
кто-то
согрешит, он
не
наказывает
его заранее,
а также после
греха
Всевышний
милосерден к
оступившемуся
(см. Раши 34:6).
Другие
считают, что
здесь только
один принцип
милосердия
(см. Тосафот , Рош
Ашана 17б), а,
по мнению
Каббалистов,
ни одно из
этих Имен не
включается в
13 принципов
милосердия. Интересно,
что, по
мнению Р.
Йехуды
Ахасида (Сефер
Хасидим 250)
даже
следующее
Имя
(Алеф-Ламед -
Б-г) тоже не
включается в
13 принципов,
зато, по его
мнению,
включается в
принципы
слова Моше в
девятом
стихе. Также,
по мнению
автора
Акеды
(шаар 54) и
Абарбанеля,
продолжение
стиха: "...
отплачивающий
грешникам на
три и четыре
поколения" -
это тоже
принципы
милосердия. Ведь
это в каком
то смысле
Милость
Творца, что
Он
распределяет
наказание на
несколько поколений
(или гилгулов
того же
человека), чтобы
не обрушить
на него сразу
всю силу суда
и не
уничтожить
грешника.
[5] Заметим, что в
кабале эти
принципы
называются
Тикуне Дикна –
«исправлением
бороды». Дело
в том, что как
мы уже писали
все физическое
- это
проекция
чего-то
духовного.
Наша борода,
распространяющаяся
под висками,
вокруг щек,
над губами и, наконец,
спускаясь
внизу с
подбородка
до шеи,
растет
определенным
образом, и
сами ее волосы
отличаются
по структуре
от волос головы.
Все это
подсказывает
духовное
управление
Творца (см.
также
комментарии Р. Нафтали
Герца Алеви в
Сидур АГР”А
где подробно
обсуждается
соответствие
тринадцати принципов
с их проекциями
– частями
бороды). Как
каналы управления,
спускающие
лишь часть
Бесконечной
Воли Творца,
также и
волосы
бороды - это лишь
немного из
того, что
находится в
самой голове,
ведь волосы -
это лишь мертвые
клетки. И, тем
не менее,
даже волосы человека
сообщают нам
многое о нем,
у каждого
уникальный состав
волос (в
журнале
"Квант"
написали, что
когда-то в
Америке
определили
убийцу по лишь
одному
волоску,
который
оказался в руке
его жертвы).
Интересно
также, что
Виленский
Гаон в своих
комментариях
к Шулхан Аруху
только раз
ссылается на
самую
мистическую
часть Зоара -
Идру Рабу, и
это в законах
запрета
сбривать
бороду. Он
там
доказывает,
что у Раши
правильное
мнение
насчет того,
к какой части
бороды этот
запрет
относится –
той части,
которая
соответствует
качеству «ноцер
хесед».
[6] Шаар
Акавонот,
Друшей
Ваявор, 3.
[7] См.
его слова к
Шир Аширим (4:14),
где он пишет,
что в песне
песней
(говорящей
аллегорически
о взаимной
любви Творца
и Еврейского
Народа), подсказаны
эти
тринадцать
принципов
милосердия.
Также
тринадцать
материалов
использовалось
при
построении
Мишкана,
который объединял
наш народ с
Творцом.
[8] Согласно
Гаону,
разница
между этими
принципами
(Рахум и
Ханун) в том,
что первое
слово означает
сострадание,
жалость к
страдающему
и участие в
его мучениях,
а второе – это
безграничная
любовь, как
отца к
ребенку.
[9] Я
использовал
здесь
дословный
перевод, даже
когда он не
был красивым
с точки
зрения
русского
языка, и я написал
с большой
буквы каждый
новый принцип.
[10] Принцип
Апаим
согласно
простому
смыслу не считался
бы отдельным,
ведь Аф
значит гнев.
На самом деле
он
подсказывает,
что Творец милосерден
и к злодеям,
которые
гневят Его.
Интересно,
что Арав
Рабену
Шмуэль
Шмелке считал,
что по
порядку 13
принципов
милосердия построен
трактат
Талмуда -
Кетубот, содержащий
13 глав. Этот
трактат
называют
маленьким
Талмудом, так
как он
содержит
практически
все виды
важных
талмудических
концепций.
Пятому
принципу
Апаим,
соответствует
пятая глава,
начинающая
словами Аф Ал
Пи (хотя
обычно наши
мудрецы быки
осторожны, не
начинать
ничего со
слова Аф, см.
Берешит Раба
19:2).
[11] Три
вида грехов
подсказаны
здесь: Авон,
Пеша и Хет.
Авон - это
специальный
грех, а Пеша -
еще хуже -
бунт. Хет же
считается
случайным грехом.
Казалось, следовало
бы начать с признания
случайного
греха, как мы
делаем в Йом
Кипур (хатати,
авити,
пашати). Согласно
простому
смыслу, эти
грехи упомянуты
в данном
порядке,
потому что
сначала
Всевышний
смягчает приговор
тем, что ищет
оправдание
грешнику. Если
грех был
сделан с
неполным
пониманием последствий,
его можно считать
«случайным».
Творец превращает,
таким
образом,
специальные
грехи и бунт
в случайные
ошибки. Но в
результате, при
чистосердечном
раскаянии, Творец
прощает и этот
«случайный
грех» (см.
Талмуд Йома 36б,
см. также
каббалистические
объяснения у
ГР"А и в
сидуре ГР"А).
[12] См.
Берешит 17:2-14, см.
также Талмуд,
Недарим 31б.
Конечно сам
орган, на
которое
делают
обрезание,
также делает
"союз" между
мужем и
женой.
[14] Мы
читаем эти
принципы
каждый день в
утренней
молитве
перед первым
кадишем. Заметим,
что элементы
тринадцати
присутствуют
и в других
частях
молитвы
перед
следующими кадишами,
потому что
там каждый
кадиш связывает
(делает союз)
между разными
духовными
мирами (см.
Аризаль, Шаар
Акавонот, Тфилат
Ашахар, 3).