Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
нашей
недельной
главе описан
особый запрет
разведенной
женщине
возвращаться
назад к мужу,
если она
после
развода была
замужем за
другим
человеком. В
чем смысл
этого запрета[1]?
Ответ: В
случае
многих
запретов
Торы, основную
причину
нетрудно
отгадать. Это
в
особенности
относится к
финансовым
законам и к
другим
законам
между людьми.
В том числе
законы
женитьбы,
развода и
супружеской
измены
построены на
вполне
понятных принципах[2].
Данный же
запрет не
очень
понятен[3].
Одна из
причин
запрета
может быть в
следующем. Во
все времена
желание к
противоположному
полу было самым
сильным
испытанием, и
много
несчастий произошло
в мире из-за
супружеских
измен. С другой
стороны, одна
из самых
старых
"профессий"
была проституция.
Это включало
и
проституцию
ради финансовой
прибыли, и
ритуальную
проституцию связанную
с храмами
идолопоклонства.
Тора конечно
запрещает
все виды
разврата, но
и беспокоится
чтобы не было
возможности
обойти запреты
с помощью
легальных
трюков.
Ведь
действительно
многие
запреты
можно обойти
"по букве
закона",
квасное на
Песах можно
"продать",
Землю
Израиля
продают на седьмой
год Шмиты и
продолжают
обрабатывать[4],
запрет на
сбривание
бороды
обходят с
помощью
электрических
бритв, запрет
давать
деньги под
процент
обходят с
помощью
"хетер иска",
мицву замужней
женщине
покрывать
волосы
выполняют с
помощью
парика,
который по
некоторым мнениям
можно
сделать из ее
же волос! На
практике,
конечно,
решение
обойти "дух
закона" постольку
поскольку
соблюдается
буква закона,
делается
обычно
мудрецами
Торы[5],
и если они
постановили,
что можно
обойти какой-то
запрет с
помощью
нюансов
халахи, невозможно
спорить с
этим
подходом,
хотя обычно
существует и
второе
мнение,
которое запрещает
подобные
разрешения.
Так или
иначе, в
случае проституции,
Тора
позаботилась
чтобы не было
никакого
способа
обойти
запрет и
разрешить
разврат.
Если бы
не запрет в
нашей главе,
то существовала
бы
возможность
открыть
публичный дом,
где бы
клиенты
каждый раз
"женились"
на женщине на
одну ночь.
Более того, если
двое решили
поменяться
женами, то
они могли бы
развестись
на один день,
и потом поженится
снова. Также,
если
богатому
человеку
понравилась
какая-то
женщина, он
мог бы заплатить
ее мужу,
чтобы тот
развелся с
ней на один
день или на
неделю, а
потом тот смог
бы жениться
на ней снова.
Также
существовала
бы и обратная
возможность:
бедный человек,
который
отпускает
свою жену
заработать
для семьи тем,
что
разводится с
ней навремя,
и предлагает богатым
временно жениться
на ней.
Получается,
что одним
запретом,
Тора
предотвращает
целый ряд
гнусностей,
все из
которых
существуют в
современном
западном
обществе[6].
Мне
кажется есть
еще одна[7]
простая
причина на
данный
запрет:
нередко муж
который
развелся с
женой, жалеет
об этом, и хочет
на ней снова
жениться.
Если между
тем она уже вышла
замуж за
другого, и он
уговаривает
ее вернуться
назад, она
сможет
предпринять
всевозможные
шаги, чтобы
ее второй муж
не захотел
продолжать с
ней жить и
дал ей
развод. Чтобы
предотвратить
это, Тора
изначально
делает
невозможным
первому мужу
взять ее
снова в жены,
и таким
образом он
уже не будет
пытаться
поссорить ее
со вторым
мужем.
Как
известно,
даже
заповеди,
причины на
которые нам
понятны,
имеют и
другие
причины, которые
нам не
известны. Мы
соблюдаем
заповеди
Торы вне
зависимости
от того,
понимаем ли
мы их.
Попытка в
этом очерке
предпринята
лишь для
того, чтобы
лучше
понимать
некоторые из
причин на
запрет Торы,
и мы надеемся
что
Всевышний
всегда будет
помогать нам в
изучении законов
и их
правильном
понимании!
[1] Интересно,
что еще один
закон учится
из этого
отрывка:
запрещена не
только
женщина, которая
после
развода была
замужем, но и
тем более
женщина,
которая без
всякого
развода
изменяла
мужу. Такая
женщина становится
запрещенной
и мужу и
прелюбодею.
Казалось бы запрет
мужу и так
понятен, ведь
вся процедура
Соты:
женщины,
подозреваемой
в
супружеской измене,
установлена
чтобы
подтвердить
ее
невиновность
и разрешить
ее мужу. Но
дело в том,
что в отрывке
Соты не
написано
открыто, что
если процедура
не
произведена,
то женщина
запрещена мужу.
Можно было
подумать, что
процедура
Соты установлена
для
ревнивого
мужа, который
хочет убедиться,
что жена ему
не изменяла,
но тот муж, который
прощает жену
прелюбодейку,
может продолжать
с ней жить.
Поэтому
запрет учится
из нашей
главы. Между
прочим сам
факт, что
процедура
Соты
установлена
только в случае
подозрении в
прелюбодеянии
(и нет скажем
подобной
процедуры
для проверки
подозреваемого
убийцы) может
быть связано
с тем, что
именно
прелюбодеяние
связано с
желанием
глаз, и после
такой
процедуры,
когда все увидят,
как
красавица
прелюбодейка
на их глазах
превратилась
в кучу жил и
крови, уже никому
не будет
повадно
заниматься
развратом, который
теперь будет
подсознательно
ассоциироваться
у всех с тем,
что они
увидели.
[2] Действительно
многие из
этих законов
похожи на
подобные
законы в
других
обществах и
религиях. С
другой
стороны,
законы Йибума
и Халицы
отнюдь не
очевидны (см.
наши слова к
главе Ваешев).
[3] На
самом деле,
во многих
культурах
сама концепция
развода не
существовала
или развестись
было очень
трудно.
Многие
Христианские
страны и
сегодня
делают
развод очень
трудной
процедурой,
которая
может занять
годы. С
другой
стороны, в
Исламе закон
как раз противоположный:
разведенная
женщина
может назад
вернуться к
мужу только
если побывала
после
развода
замужем за
другим.
[4] И уже
две тысячи
лет назад
разрешили
обойти мицву
аннулирования
долгов в
седьмой год с
помощью
Прузбула.
[5] См. Маариц
Хиют, Дарке
Хораа, 2,
насчет того,
почему так много
запретов
пришлось
разрешить с
помощью
халахических
хетерим.
[6] См.
Рамбан,
Ралбаг и
Абарбанел.
[7] См. также
Йевамот 108б
где
упоминается
похожая идея.